Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Жажда скорости

Британские инженеры готовятся разогнать гоночный автомобиль до 1600 км/ч.

Большинство людей, услышав о том, что очередной безумец сел за руль экспериментального гоночного автомобиля, на создание которого было потрачено много миллионов долларов и который теоретически способен поставить рекорд скорости, лишь покрутят пальцем у виска.

Тем не менее подобные эксперименты проходят с завидной регулярностью, а деньги на разработку суперскоростных автомобилей выделяют вовсе не сумасбродные миллионеры, а весьма приличные государственные и военные организации. Каждая сотня на отметке скорости болида означает некие технологические решения, которые затем в том или ином виде можно перенести в коммерческую индустрию.

В первую очередь речь идет о композитных материалах, из которых делают узлы гоночных болидов. Эти материалы должны быть легкими, чтобы снизить вес болида и увеличить его скорость, и в то же время прочными, чтобы выдержать колоссальные нагрузки. Известно, что именно подобные решения после многочисленных испытаний в 70—80-х гг. позволили снизить массу обычных легковых автомобилей на 20—30%. Это позволило сократить потребление топлива на этих автомобилях на несколько литров на каждые 100 км. В мировом масштабе речь идет о сэкономленных миллионах тонн нефти.

Интерес представляют и другие технологии, используемые для преодоления скоростных рекордов. Например, использование биотоплива в мощных двигателях.

BLOODHOUND: 14 ФУТБОЛЬНЫХ ПОЛЕЙ ЗА СЕКУНДУ


Новая веха. Автомобиль, способный вдвое превысить скорость пассажирских авиалайнеров, будет испытан в следующем году

Пилот Королевских ВВС Великобритании подполковник Энди Грин уже имеет в своем послужном списке один мировой рекорд скорости. В 1997 году он разогнался до 1228 км/ч на гоночном болиде Thrust SSC, оснащенном двумя реактивными двигателями. Так был преодолен звуковой барьер, однако для британцев, которые не пользуются метрической системой, этот рекорд не был круглым — поскольку скорость составила 763 мили в час. Группа создателей болида, на котором Грин установил рекорд скорости, поставила перед собой амбициозную задачу достичь отметки в 1000 миль в час (более 1600 км/ч). Иными словами, вдвое превзойти скорость полета обычных пассажирских авиалайнеров.

Так начался проект создания автомобиля Bloodhound SSC — самого быстрого в мире наземного средства передвижения. По словам главного разработчика Ричарда Ноубла, "достичь такой скорости — одна из самых потрясающих вещей, которые можно сделать на планете Земля".

И британские инженеры прилагают максимум усилий для того, чтобы и вправду сделать такую потрясающую вещь. Bloodhound SSC представляет собой уникальный во многих отношениях проект, правда пока существующий лишь на бумаге, вернее, в компьютере.


1600 км в час. Разработчик Ричард Ноубл (слева) и пилот Энди Грин (справа) уверены, что Bloodhound поставит новый мировой рекорд

Автомобиль имеет в длину 13 метров и весит 6 т. Внутри этой махины будут скрываться реактивный стартовый двигатель и ракетный двигатель от истребителя Eurofughter. Мощи этих движков, по мнению разработчиков, хватит для того, чтобы Bloodhound SSC разогнался до желаемой скорости 1600 км/ч за 40 секунд. Причем за одну секунду болид будет пролетать расстояние, равное 14 футбольным полям. Эта скорость выше, чем у пули из любого вида современного стрелкового оружия, констатируют разработчики.

Нагрузки, которым подвергнутся основные узлы конструкции при таком ускорении, можно без всяких натяжек назвать чудовищными. Это потребовало от создателей машины повсеместного использования в конструкции титанового сплава. Из него сделаны даже колеса болида.

Невероятным нагрузкам подвергнется и гонщик, управляющий Bloodhound SSC. Вернее, не гонщик, а пилот, поскольку на таких скоростях управление автомобилем больше напоминает пилотирование скоростного истребителя. Поэтому за руль экспериментальных автомобилей, предназначенных для преодоления рекордов скорости, как правило, сажают настоящих пилотов.

И не зря. К примеру, вот что ожидает подполковника ВВС Энди Грина, когда он попытается поставить новый рекорд на Bloodhound SSC. В первые секунды после старта реактивный двигатель разгонит болид до скорости 480 км/ч, на пилота будет действовать сила 2,5 g, отталкивая его назад, при этом будет резко возрастать кровяное давление, кровь будет приливать к голове. Затем вступает в действие ракетный двигатель, за несколько секунд разгоняющий машину до скорости 1600 км/ч. Когда максимальная скорость достигнута, двигатель отключается, и наступает очередь тормозных парашютов. Как только они раскрываются, на водителя начинает воздействовать сила 3,5 g, толкая его вперед, а кровь приливает к ногам. Как только скорость болида падает ниже 300 км/ч, включаются гидравлические тормозные диски, задача которых — окончательная остановка автомобиля.

Главное требование к трассе, где можно проверить, способны ли узлы конструкции и организма пилота выдержать столь непростые испытания, — 16 км абсолютно ровной поверхности. Любая неровность на пути болида может привести к катастрофе.

До недавнего времени вопрос о месте проведения первого заезда, намеченного на следующий год, оставался открытым. Однако перед Новым годом все решилось — испытания пройдут в Капской провинции Южно-Африканской Республики.

БЫСТРЕЕ ВЕТРА. Bloodhound SSC представляет собой венец инженерной мысли начала XXI века, при этом машина предъявляет серьезные требования к трассе и физическому состоянию водителя, вернее пилота.

  • Длина — 12,8 м
  • Вес — 6,4 т
  • Двигатели — реактивный и ракетный (от истребителя Eurofighter)
  • Планируемая максимальная скорость — 1,600 км/ч
  • Нагрузка водителя — до 3,5 g
  • Требование к трассе — 16 км абсолютно ровной поверхности
  • Стоимость проекта — не разглашается (финансируется министерством обороны Великобритании)

BUDWEISER ROCKET: СКОРОСТЬ ЗВУКА


Пивная ракета. Автомобиль Budweiser Rocket достиг скорости звука в 1979 году, но рекорд официально не признали

В 1979 году, возможно, свершилось чудо, которого ждали все гонщики — удалось преодолеть звуковой барьер скорости на наземном транспорте. Добиться чуда, возможно, удалось американским инженерам, создавшим уникальный болид Budweiser Rocket — трехколесную конструкцию, и вправду больше напоминающую ракету, чем привычный автомобиль, пускай даже гоночный. Возможно потому, что факт установления рекорда до сих пор остается под вопросом.

В основе аппарата, созданного под руководством инженера Уильяма Фредерика, был гибридный ракетный двигатель, работавший на жидком и твердом топливе. 17 декабря 1979 года Budweiser Rocket, пилотируемый Стэном Барретом, на озере Роджерс Драй Лэйк в Калифорнии разогнался до 1179 км/ч, что примерно соответствует скорости звука. Дело в том, что скорость, с которой распространяется звук, во многом определяется температурой воздуха, поэтому не является постоянной величиной. Обычно ее грубо округляют до 1200 км/ч.

Команда Budweiser Rocket после заезда однозначно утверждала, что скорость звука была достигнута. В качестве доказательства также приводились данные специалистов ВВС США, которые засекли болид во время заезда на своих радарах. Однако поскольку разработчики не озаботились тем, чтобы пригласить специалистов из международных организаций, которые обычно сертифицируют рекорды скорости, мирового признания рекорд Budweiser Rocket так и не получил. Среди гонщиков была распространена шутка о том, что этот рекорд признают только завсегдатаи баров (Budweiser — популярная марка пива).

Согласно данным, которые признаются официальными спортивными организациями, звуковой барьер был превзойден гоночным автомобилем лишь в 1997 году. Это было сделано на автомобиле Thrust SSC — предшественнике сегодняшнего рекордсмена Bloodhound — пилотом Энди Грином, который теперь намеревается установить новый мировой рекорд скорости.

РЕКОРД: У АВСТРАЛИИ БУДЕТ СВОЙ БОЛИД

Гиперскоростные амбиции есть и у австралийских конструкторов. Вот уже несколько лет находится в разработке проект Silver Bullet ("Серебряная пуля"), который, по словам его создателей Пола Нуна и Марка Стивенсона, создается исключительно с использованием австралийских технологий и ресурсов.

Дизайн кузова автомобиля основан на дизайне корпуса гиперзвукового самолета Boeing X-51 Waverider, который еще не прошел испытаний, но по проекту должен достичь скорости в 7 раз выше скорости звука (т. е. около 8 тыс. км/ч). Основной проблемой для австралийских инженеров является тот факт, что корпус сверхзвукового самолета и корпус гоночного автомобиля подвергаются различным аэродинамическим нагрузкам, поэтому требуются дополнительные расчеты и внесение корректив в конструкцию.

Работы по постройке Silver Bullet идут полным ходом, участие в них принимают инженеры со всего Зеленого континента. Основные характеристики машины совпадают с характеристиками британского Bloodhound — австралийский болид также будет иметь около 12 м в длину и весить около 6 т. Планируемая максимальная скорость машины должна составить примерно те же 1600 км/ч. О параметрах двигателя пока не сообщается, однако известно, что всерьез рассматривается вариант его работы на биотопливе.

IMAGINE: АВТОМОБИЛЬ БЫСТРЕЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ


Дзен. Автомобиль Imagine оснащен двигателем, который использует NASA

1600 км/ч, о которых мечтают британские авторы Bloodhound, — детский лепет по сравнению с тем, на что будет способен настоящий болид. Так считают создатели Imagine LSRV — гоночного автомобиля, способного, по их словам, разгоняться до скорости 3200 км/ч.

Автором фантастического автомобиля является Уолдо Стэйкс из калифорнийской компании Land Speed Research Vehicles. Стэйкс и его коллеги убеждены, что их детище будет самым аэродинамически эффективным и быстрым автомобилем на Земле. Даже дизайн автомобиля выполнен с претензией — авторы утверждают, что вдохновлялись простотой философии дзен.

В то же время в простом корпусе скрыта сложная начинка в виде ракетного двигателя MR-40K. Эта установка, способная, по некоторым данным, развивать мощность в 1 млн лошадиных сил, использовалась NASA в ходе проекта Mercury.

Первая задача, которую ставит перед собой Стэйкс, — вдвое превзойти скорость звука (2400 км/ч). Сроки проведения испытаний пока неизвестны, однако создатель Imagine LSRV убежден в том, что рекорд будет установлен в ближайшее время. А затем придет время нового рекорда — 3200 км/ч, который создателю мощнейшего в мире автомобиля тоже кажется вполне реальным.

В СССР: ТОЖЕ ХОТЕЛИ РЕКОРДОВ


"Пионер". Советский болид разгонялся до 311 км в час на газотурбинных двигателях

Советский Союз непременно должен был быть впереди планеты всей. Если не по уровню жизни рядовых граждан, то по идеологии точно. А какая идеология без выдающихся рекордов? СССР был первым в космосе и в создании многих видов смертоносного оружия, но с гоночными автомобилями советским инженерам так и не удалось добиться сколь-нибудь значимых успехов.

Венцом их творчества можно считать гоночный болид "Пионер-2М", построенный в 1961 году под руководством конструктора и гонщика Ильи Тихомирова. В 1963 году Тихомиров разогнал свое детище до скорости 311 км/ч на соляном озере Баскунчак в Астраханской области. По тем временам это был отличный показатель, правда, если брать в расчет обычные гоночные автомобили. Что касается реактивных болидов, то в том же году американцы превысили отметку 600 км/ч.

Автомобиль Тихомирова оснащался не обычным поршневым двигателем, а двумя газовыми турбинами, располагавшимися вдоль бортов слева и справа от места гонщика. Воздухозаборники были также размещены вдоль бортов, а горловины отработавших газов — перед задними колесами. Суммарная мощность двигателей составляла огромные по тем временам 160 лошадиных сил. Масса автомобиля составляла около 500 кг.

"Пионер-2М" находился в эксплуатации с 1961 по 1972 годы. За это время Тихомиров установил на нем 13 различных рекордов скорости. Сегодня автомобиль находится в Рижском автомобильном музее.

ИСТОРИЯ РЕКОРДОВ

1898: Гастон Шассело, Франция, электродвигатель — 63 км/ч

1904: Луис Риголли, США, двигатель внутреннего сгорания — 166 км/ч

1927: Генри Сигрейв, США, двигатель внутреннего сгорания — 326 км/ч

1935: Малколм Кэмпбелл, США, двигатель внутреннего сгорания — 484 км/ч

1963: Крэйг Бридлав, США, реактивный двигатель — 655 км/ч

1965: Арт Арфонс, США, реактивный двигатель — 921 км/ч

1970: Гари Габелич, США, реактивный двигатель — 1014 км/ч

1997: Энди Грин, Великобритания, реактивный двигатель — 1228 км/ч

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем YouTube-канале.

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров