I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Сегодня весь православный мир празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы: в чем таинство и суть праздника

Символы древней иконы и наше умение благодарить Бога за плохое и хорошее

Сегодня, 4 декабря, православный мир празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы, который относится к двунадесятым праздникам Православной церкви (12 важнейших после Пасхи праздников в православии).

Праздник приходится на Рождественский пост, но в этот день разрешается есть рыбу. "Введение во храм — это праздник исполнения материнской молитвы, — говорит наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. — По церковному преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, которые долго не имели детей, дали обет: если родится ребенок, отдать его на служение Богу. За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг другу Господь послал им великую радость. Под конец жизни у них родилась дочь, которой, по указанию Ангела Божия, дано было имя Мария, что значит по-еврейски "госпожа", "надежда".

Реклама

Через три года после рождения Марии родители, одев девочку в лучшие одежды, собрали родственников и сверстниц такого же возраста, которые с зажженными светильниками и с пением священных песен привели Ее в Иерусалимский храм, где Ее и встретил первосвященник Захария (будущий отец пророка Иоанна Предтечи) со множеством священников. Образы дев, сопровождавших Богородицу, напоминают евангельскую притчу о десяти девах, которые с взожженными светильниками ожидают пришествия Жениха, грядущего на брачный пир. Возвращаясь к Деве Марии, скажу, что в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Несмотря на их высоту, трехлетняя Мария быстро преодолела ступени и взошла на верхнюю, где ее ожидал первосвященник. Затем, по внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью, этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. 

Иерусалимский храм был вторым храмом и уступал по размерам и убранству лишь храму Соломона. Интересна еще и такая деталь — в Иерусалимском храме не было Ковчега Завета (со скрижалями, на которых были начертаны 10 заповедей. — Авт.). Так вот, как говорят Отцы Церкви: то, что Святая Святых этого храма в это время не имела Ковчега Завета, свидетельствует об окончании определенного этапа духовной истории. Девочка Мария стала новым Ковчегом Божьим. В пустующую Святая Святых храма вводится Дева Мария, и человек становится Божиим храмом, а Она становится источником спасения и соединения людей с Богом. Все присутствующие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Дева Мария оставалась на воспитании в храме до 15-летнего возраста — читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В три года Она не походила на младенца, а казалась уже взрослой, исполненной лет, так прилежна и постоянна была Ее молитва. Тем, кто приветствовал Ее, Она отвечала: "Благодаренье Богу". И от нее пошел обычай отвечать приветствующим: "Благодаренье Богу". Не было более исполнительной в бдениях, более сведущей в мудрости Закона Божия, более милосердной в благотворении.

СМЫСЛ. Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы — предзнаменование Рождества Христова. Она, родившая Христа-Спасителя, более всех послужила нашему спасению. Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздники, в которых завершается Ветхий Завет и раскрывается его смысл как детоводителя ко Христу. Начиная с праздничной службы на Введение, в храме звучат рождественские песнопения. Потому в этот день очень важно отклониться от суетных земных дел и отдать свои силы молитве, мыслям о благодатном милосердии Божием. Поэтому в этот день родителям, деткам, бабушкам, внукам лучше пойти в храм. Накануне — торжественное богослужение в воспоминание об этом событии. Господь сказал: "Кто творит воспоминание, тот творит и праздник".

Реклама

АЗЫ: УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИКОНУ "ВВЕДЕНИЯ"

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы основан на протоевангелии Иакова (раннехристианский апокриф). По мнению историков, празднование начинается с VIII века, о чем свидетельствует произведение святого патриарха Константинопольского Германа: "Похвала Пресвятой нашей Госпоже и Богородице, едва принесена бысть в церковь родителем своим треми леты сущи". Самым ранним изображениями на тему праздника Введения исследователи считают сохранившуюся на стенах Софийского собора в Киеве в приделе Иоакима и Анны фреску, относящуюся к XI веку.

По клику – большое изображение.

Реклама

Расшифровываем образы. Истоки иконографии относятся к византийскому искусству и со временем мало изменились. В центре иконы — Пресвятая Дева — трехлетняя Мария, одетая в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигура Богородицы изображена значительно меньше других, но весь Ее облик — не детский. Этим подчеркивается особое избранничество, духовная зрелость и грядущее великое предназначение Божией Матери.

Слева на иконе — святые праведные Иоаким и Анна, за ними изображены юные девы, сопровождающие Богородицу в храм. Иконография праздника символически отображает торжественную процессию, сопровождение Пресвятой Девы в храм Божий, где она будет возрастать до невиданного для земного человека духовного подвига.

Первосвященник Захария, встречающий Приснодеву, будущий отец Иоанна Предтечи, сочетает в себе две традиции: священническую и пророческую. В богослужении и в иконографии храм является воплощением тела Христова. В иконографии праздника Введения мы находим три части храма, которые символически сравниваются с тремя ступенями духовной жизни — очищением, просвещением и единением. Эти три ступени соответствуют трем книгам Соломоновым: притчам, Экклезиасту и Песни Песней.

Двор храма — это деятельная жизнь, имеющая целью освобождение от страстей.

Завеса перед "Святым" (вторая часть храма) указывает на путь "естественного созерцания" — познания Бога в творении. "Святое Святых" означает "созерцание" в собственном смысле слова — познание Бога в Логосе, Слово.

ЗРИМ В КОРЕНЬ. На иконе "Введение в храм Пресвятой Богородицы" действие происходит во внутреннем дворе, при входе во Святое. Захария в священническом облачении стоит перед завесой Святого на первой ступени лестницы (15 ступеней храмовой лестницы соответствуют "пятнадцати псалмам степеней" — псалмы 119-133). Внизу Пресвятая Дева, простирая руки к Захарии, начинает подниматься на ступени, ведущие во Святая Святых. Наверху она изображена уже сидящей на верхней ступени лестницы, а навстречу ей спешит ангел, чтобы сопровождать. Это степень созерцания, "обручения Богу", начало пути к единению, на котором Пречистая будет питаться "небесным хлебом".

Пребывание Пресвятой Отроковицы в храме, где Она постигала полноту духовной мудрости и смирения, является прообразом будущих христианских монастырей. Именно поэтому многие монастыри и храмы устраивались в честь праздника Введения.

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
Богоизбранная Отроковице, /
и чтем еже в храм Господень
вхождение Твое.

ЕСЛИ БОГА ПОБЛАГОДАРИТЬ

Есть такая притча: "В Раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой — летал от земли к Богу. Отдыхающий ангел спросил второго: "Что ты летаешь туда-сюда?" — "Я приношу Богу послания, которые начинаются: "Помоги, Господи..." А почему ты отдыхаешь?" — "Я должен носить Господу послания, которые начинаются: "Спасибо, Господи!.."

Моду на притчи в христианской традиции ввел еще Иисус Христос. Вместо морализаторских наставлений Спаситель рассказывал людям небольшие истории. Но смысл их настолько глубок, что по каждой притче Христа до сих пор проводятся полемики и лекции. Ведь притча — это пища для ума и лекарство для души. Даже в апокрифах можно найти множество ответов на вопросы. Например, первый ответ, который я нашла для себя при чтении истории о детстве Девы Марии: что нам нужно учиться благодарить Бога за все — и хорошее и плохое. Именно искренняя благодарность оказывается сложнее всего. Мы о ней просто забываем или думаем, что "спасибо" — само собой разумеющееся. Это кажется нам банальным.

Праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы — глубокий, как и другие праздники, и поучительный. Нам есть, над чем задуматься и чему научиться. Например, для многих в празднике Введения непонятно: зачем и как можно было отдать столь долгожданного ребенка? Непонятно, потому что в большинстве случаев нам гораздо легче и привычнее получать, чем отдавать. Особенно отдать самое дорогое, вымоленное долгожданное дитя. Словом, есть над чем подумать. Например, над тем, что было бы, если бы Анна не отдала Марию в храм, а поступила, как обычная женщина? Так бы Господь благоволил и Анне, и Марии? Только Анна поступила, как настоящая христианка. Она была верна слову, данному Богу, и благодарна Ему, за что Он наградил ее и все человечество самой высшей наградой — Своим Сыном. Потому учимся отдавать и благодарить.

new_image3_275

Дар. Свечи как "спасибо".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять