Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Режиссер Михаил Ильенко: "Ступка спрашивал: "Ну как я сыграл роль министра?"

Режиссер ("Тот, кто прошел сквозь огонь") рассказал о съемках нового фильма "Толока" по Шевченко, о своем учителе Михаиле Ромме и о киностудии имени Довженко, которая напоминала пиратский корабль

Михаил Ильенко
Михаил Ильенко
"Купава". На ней Ильенко покорял океан. Фото: А. Яремчук
Отплытие. Режиссер запасся медом. Фото: А. Яремчук
Отплытие. Режиссер запасся медом. Фото: А. Яремчук
Съемки
Съемки "Толоки" по стихотворению Шевченко. Фото: А. Яремчук
Съемки
Съемки "Толоки" по стихотворению Шевченко. Фото: А. Яремчук
Съемки
Съемки "Толоки" по стихотворению Шевченко. Фото: А. Яремчук
Съемки
Съемки "Толоки" по стихотворению Шевченко. Фото: А. Яремчук
"Той, хто пройшов крізь вогонь". Фото с сайта kinopoisk.ru
"Той, хто пройшов крізь вогонь". Фото с сайта kinopoisk.ru
"Той, хто пройшов крізь вогонь". Фото с сайта kinopoisk.ru
1/10

— Картина "Толока", которую вы сейчас снимаете, позиционируется как первая экранизация произведений Шевченко в независимой Украине.

Реклама

— Тут нужно уточнить. Экранизации были, но еще в шестидесятых годах. Да и то, их было штук пять. Была еще экранизация повести "Капитанша" в 1987 году, но ее практически никто не видел, потому что в те времена уже никто не смотрел украинское кино. Так что, с точки зрения публики, все шевченковские экранизации закончились пятьдесят лет назад. Про самого Шевченко снимали и снимают, а экранизации не появляются уже пятьдесят лет. Это парадокс. Из того, что снималось по Шевченко во времена независимой Украины, я могу вспомнить только трехминутный студенческий фильм под названием "Відповідь на молитву" режиссера Романа Бровко.

— Вы экранизируете стихотворение "У тієї Катерини хата на помості". Как из него может получиться полнометражный фильм?

— Во-первых, в основе фильма лежит фабула стихотворения. Там есть строчка "Поїхали визволяти Катриного брата". Сколько времени они его спасали — неизвестно. Сколько спасали рядового Райана? Где-то месяц. В нашем же фильме, открою вам секрет, спасение растянется на 400 лет! Просто в фильме есть герои, которые не стареют. Катерина 14 раз поднимает свою хату из руин, а действие заканчивается чернобыльскими событиями, то есть нашим временем. Хронометраж фильма — 110 минут. Тяжело, конечно, вместить в экранное время 400 лет, но, надеюсь, у меня получится.

Реклама

— Идею фильма давно вынашиваете?

— Картина началась с одного разговора еще в шестидесятых. Снимался фильм "Вечер накануне Ивана Купалы", мы сидели с братом Юрой рядом с хатой-мазанкой, укрытой соломой. Мы говорили, что это хата — не просто для того, чтобы от дождя и снега укрыться. Это ведь программа выживания, которая строится из того, что у тебя под ногами. Ее сегодня сожгли, а скоро зима. И собираются люди толокой — тут глина, там вода, там одолжили соломы. Так и выживали. Потому что как иначе спасешься в степи? Камня нет. Все из того, что под ногами. А от толоки грех было отказываться.

— Вы в свое время учились у классика советского кино Михаила Ромма...

Реклама

— Я учился у Ромма как раз тогда, когда он снимал "Обыкновенный фашизм". Воспоминания прилетают бумерангом. Многие моменты, которые тогда были непонятны для меня и моих однокурсников, сейчас выглядят более осмысленно. Михаил Ильич умел очень аппетитно рассказывать о кино, да и вообще обо всем… Однажды он рассказал нам очень забавную историю. Ромм в свое время сильно увлекся французской литературой и стал самостоятельно учить французский язык. Он его одолел и стал читать книги, французскую классику в оригинале. Собрал большую библиотеку… Но когда он впервые попытался поговорить с французом на его родном языке, то был шокирован — написание и произношение во французском языке ведь очень сильно разнятся. То есть как читатель он прекрасно знал французский язык — выучил грамматику, пополнял словарный запас. Но когда попробовал произнести слово из пятнадцати букв, из которых читается только четыре... Так вот, не зря Михаил Ильич рассказывал эту историю. Она касается и кино. Я говорю своим студентам: "Мы все — грамотные кинематографисты, знаем, образно говоря, все буквы. А вот когда сам пытаешься заговорить — с первого раза не всегда получается". Ромм был очень самоироничным, а ведь иронизировать над собой боятся многие деятели искусства — дабы не уронить свое достоинство.

— Как получилось, что вы, трое братьев Ильенко, стали снимать кино?

— Кино — очень азартное и заразное дело. Я имел счастье побывать на съемочной площадке еще во времена учебы в школе — потом просто не смог удержаться, чтобы самому не попробовать. Конечно, была и боязнь, и комплексы — но все равно, ужасно хотелось снимать кино. У меня еще в третьем классе было ощущение, что я могу снимать лучше, чем старшие братья. Конечно, мне ужасно повезло — я очень благодарен и Вадиму, и Юрию. Они ведь делились со мной опытом в неформальном режиме, так сказать.

— Каково это — снимать дочь в своих фильмах?

— Бывают сложные моменты. Хочется ведь совершенства, а достичь его сложно, если вообще возможно. Опомнишься — а тут уже и слезы у актера или у той же Иванки. Не могу сказать, что это я довожу до слез — просто такая работа. Когда актер чувствует, что "недодал", могут быть и слезы, и самые разные реакции.

— Вы снимались в классическом украинском фильме "Белая птица с черной отметиной". Как проходили съемки?

— Очень сложно. Фильм был обречен либо на абсолютный запрет, либо на редактирование. И каждый раз, когда съемки останавливались, это была по-настоящему драматическая ситуация. Представьте, люди в экспедиции на Буковине, а тут приходит телеграмма — "остановить".

— Расскажите о первых годах на студии Довженко.

— Мои школьные, институтские представления о киностудии, съемочном процессе были цинично растоптаны. Когда я появился на студии Довженко, это был самый настоящий пиратский корабль. А вся компания была настолько буйной! Причем самыми буйными были Параджанов и мой брат Юрий. Вся эта банда двигалась все дальше и дальше от берегов Советского Союза. И началась торпедная атака… Очень беспощадная. Кто-то в дурдоме очутился, кто-то — в тюрьме. А в лучшие времена было круглосуточное соревнование — кто кого "перегениальничает". Все они были, с одной стороны, конкурентами, а с другой — одной компанией. Ездили в гости друг к другу на съемки, "водили козу", снимали гениальное кино.

— Вы работали с Богданом Ступкой на площадке как актер, снимали его как режиссер в картине "Фучжоу".

— Мои комментарии о том, что он прекрасный актер — лишние. Я лучше вспомню такой случай. Одно время я был деканом кинофакультета в университете имени Карпенко-Карого. И оказалось, что на факультете нет кинопленки! А тут Богдан Сильвестрович стал министром культуры. Я пришел к нему, он спрашивает: "Какие проблемы?". Я отвечаю, что так, мол, и так, в университете нет кинопленки и денег на нее тоже нет. Он поднял все телефонные трубки, стал кричать, собрал всех и устроил гневный разнос: "Как это так! На кинофакультете пленки нет!". В ответ прозвучало "Яволь!". В общем, когда все ушли, он повернулся ко мне и спрашивает: "Ну, как я сыграл роль министра?".

— А пленку вы достали?

— Да, пленка появилась.

— Вы снимаете уже второй фильм подряд за довольно короткое время. Действительно ли тяжело снимать кино в Украине?

— Снимать было всегда тяжело. Правда, в советские времена власть думала о пропаганде и финансировала кино. Сейчас ситуация вроде бы начала выравниваться, потому что до этого был период полной пустоты. Но если сравнивать наши бюджеты с зарубежными, то разница удручающая. То, что я снимаю сейчас второе кино подряд, — это, на самом деле, случайность. "Толоку" я собирался снимать и "пробивал" уже лет пятнадцать. Но приближается 200-летие со дня рождения Шевченко, и этот фильм вдруг стал нужен. В советские времена такие картины, приуроченные к датам, называли "датскими". Сейчас решаем инвестиционные проблемы — думаю, что к марту 2014 года успеем все завершить. А фильмом "Той, хто пройшов крізь вогонь" мы опровергли аксиому, что на украинское кино зритель не пойдет.

— Почему бы всей старой киношной гвардии не последовать вашему примеру и не начать снимать кино?

— Молодые сейчас очень активны — и слава Богу. Проблема в том, что им тяжело себя реализовать. А старшее поколение... На него же страшная атака была в свое время — его просто списали. Молодым объясняли, что старики портят всю погоду, а старикам говорили, что молодежь — крокодилы и циники. А в это время экраны заполнила иностранная продукция. Может быть, эти три факта и нельзя совмещать, но это факты. Сейчас нам надо снимать такое кино, на которое люди бы в очередь выстраивались. Сделать так, чтобы наш зритель нас полюбил — это единственный способ подсказать коммерсанту, что этот товар покупается. А потом, может, и законы появятся. Романтично, конечно, но такая схема бы работала.

— "Той, хто пройшов крізь вогонь" ведь снимали не только в Украине?

— Мы снимали это кино лет пять. Съемки останавливались несколько раз из-за нехватки денег. Во время одной из затянувшихся пауз мне позвонил друг из яхт-клуба Юрий Бондарь. Предложил обойти на яхте вокруг света, сказал, что хочет зайти в Антарктиду. И я подумал: а что если я возьму с собой аппаратуру и сниму там Аляску? Но мы вышли слишком поздно и в Антарктиду не успели. Зато снимали в Аргентине, в Кордильерах. Команда яхты "Купава" поставила мне ультиматум: домой без отснятого эпизода ты не вернешься. Так и вышло

— Как вообще проходило путешествие на яхте?

— Яхта "Купава" небольшая, но очень надежная. До этого я никогда не выходил в океан. Понимаете, там, посреди океана, происходит какая-то перезагрузка сознания. Океан — это самый большой храм, в котором я побывал. Там даже молиться не надо — все очень близко. Просто поднимешь голову: "Господи, что будет завтра?".

СЫН ИНЖЕНЕРА, СТАВШИЙ РЕЖИСЕРОМ

Имя: Михаил Ильенко
Ро­дил­ся: 29.06.1947  в Москве (Россия)
Карьера: кинорежиссер

Родился в семье инженера. Закончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. С 1973-го года работал на киностудии имени Довженко в Киеве. Самые известные режиссерские работы — "Чоботи всмятку" (1978), "Школа" (1980), "Кожен мисливець бажає знати" (1985), "Очікуючи вантаж на рейді Фучжоу біля пагоди" (1993) и "Той, хто пройшов крізь вогонь" (2012). Последний — фильм о советском летчике, попавшем в индейское племя в Канаде — вошел в лонг-лист номинантов на "Оскар". Ильенко написал сценарии к фильмам "Дама з папугою" (1988), "Княжа регата" (1996) и "Шлях до скелі" (1997). Сыграл роль Георгия в фильме своего старшего брата Юрия "Білий птах з чорною ознакою" (1971). В 1997-м году организовал кинофестиваль "Відкрита ніч". Дочь Иванна — актриса и балерина.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять