Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Самая известная советская модель: "В 1960-х мне были готовы платить 2000 долл. за час работы"

Лека Миронова рассказала о том, как ее сватали в постель к высшим чиновникам, а Зайцев сделал своей музой

Вячеслав Зайцев со своей музой. Лека была любимой моделью Вячеслава Михайловича много лет
Вячеслав Зайцев со своей музой. Лека была любимой моделью Вячеслава Михайловича много лет
В СССР получала 76 руб. в месяц
В СССР получала 76 руб. в месяц
Миронова. В 73 года Лека выходит на подиум и дает мастер-классы
Миронова. В 73 года Лека выходит на подиум и дает мастер-классы
Свежая фотосессия для глянца
Свежая фотосессия для глянца
1/5

Эта дама с редким именем Лека — культовая личность в мире советской моды. Она первая модель в СССР, которую называли русской Одри Хепберн, своей музой ее считал Вячеслав Зайцев и только ей доверял демонстрировать свои коллекции. Отметив на днях свое 73-летие, Миронова до сих пор продолжает выходить на подиум.

Реклама

— Лека, если провести аналогию с вашими западными коллегами, то они давно обеспечили себя на всю жизнь. Как живете сегодня вы с регалиями и заслугами? Дало ли вам что-то ваше звездное прошлое?

— Не знаю, что понимать под звездным прошлым... Мне повезло в одном: что меня заметил Слава Зайцев, и я была первой его моделью — как Гагарин был первым в космосе, так и я первая в мире моды Зайцева. В материальном плане... Живу в Москве в элитном районе Сокол. Дом хороший, квартира, правда, у меня небольшая, но мне больше и не нужно. Пенсию за свой 30-летний модельный стаж я получаю такую же, как моя соседка, которая никогда в жизни нигде не работала.

— Многие западные дизайнеры говорили: "В СССР красивые модели, но они не выглядят, как американки, а ваша Лека — наша Одри Хепберн". У вас ведь много раз была возможность уехать на запад. Почему не воспользовались?

Реклама

— О чем вы говорите. Я была невыездной. А Слава в первый раз смог выехать в Болгарию только при Борисе Ельцине. Тогда от каждой страны за границу приглашали лучших моделей, я была в их числе. Мне предлагали заключить контракт с фирмой, где час моей работы оценивался в $2 тысяч, а это был 1966 год. У нас я таких денег даже за год не получала. С такой ставкой я могла обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. На родине меня считали рабочей пятого разряда и платили 76 рублей в месяц. При этом, конечно, были и подработки небольшие. Например, если к нам приезжал ваш киевский дом моделей, я с ними работала и получала дополнительные деньги. Еще снималась для журнала мод на Кузнецком мосту. 

А потом у меня ведь и неподходящая родословная была, чтобы уехать. Папа репрессирован и объявлен врагом народа, хотя его род служил во флоте, начиная с царствования Петра Первого! Мама была баронессой и могла выйти замуж только по государственному разрешению.

— И вы мечтали в такое сложное время стать моделью?

Реклама

— Я выросла в красивой среде и с детства видела красивых людей. Но ничего красивого не видела в себе. Я восхищалась актрисами, а они всегда были ухоженными. Когда мы с родителями переехали в Питер из Средней Азии, мне было шесть лет, и я не знала что вообще существует профессия модели. Но у меня уже были какие-то задатки. Помню, у нас квартира была с огромным коридором, так я ставила стулья, а потом по всем соседям бегала и раздавала им билеты на мой показ. А сама переодевалась в мамины шляпки и туфли, в которых с трудом стояла, и ходила по коридору, как манекенщица. Но когда окончила школу, не знала, куда мне деваться. Хотя мой сосед говорил: "Иди в ГУМ, таких берут в манекенщицы". А у меня был шок: как это сама пойду предлагать себя в красавицы. Я была не так воспитана.

Изначально хотела поступить в архитектурный институт, но из-за плохого зрения не могла туда попасть. И тут моя подруга собралась к своей приятельнице в областной дом моделей, попросила меня сходить с ней за компанию. Я пришла, и там меня увидел Слава Зайцев и предложил стать его моделью. Это все было словно в сказке. Он вошел в комнату к художницам и говорит мне: "Будешь моей манекенщицей!". Спросил только, чем занимаюсь. Я засмущалась, говорю, мол, особо ничем. Он повел меня к директору и говорит: "Пришла девочка, такая прелесть, я хочу, чтобы она стала моей манекенщицей". Она тут же пригласила к себе в кабинет, меня оформили по трудовой книжке. И так 20 февраля 1962 года решилась моя судьба. Первый мой показ состоялся в этот же день в Космическом городке.  

— Моделей всегда считали девушками легкого поведения без высокого интеллекта. Какие табу были у советских манекещиц?

— Нам строго-настрого запрещалось общаться с нашими заказчиком или дизайнерами, которые приезжали к нам показывать свои коллекции и брали советских манекенщиц в свои показы. Только на уровне "здрасьте-до свидания". А если проходили еще и съемки, как было у меня, разрешение получали через министерство. Над нами стояли, как мы говорили, "искусствоведы в штатском", которые следили за тем, чтобы мы ни с кем не общались. С нами беседовали сотрудники КГБ, не разрешали разговаривать с западными гостями и заставляли сдавать им подарки. Западные фирмы, например, не могли нам платить за работу деньги. У них была валюта, а это в Союзе — прямая дорога в тюрьму. В итоге нам просто дарили какую-то косметику. Но при этом, конечно, некоторые девушки умудрялись выходить замуж за иностранцев и уезжали за границу. 

— Не секрет, что многим моделям часто делают, мягко говоря, нелестные предложения: через постель предлагают решить многие проблемы. Вам приходилось с таким сталкиваться?

— Я безмерно счастлива, что в этом болоте, который называется жизнь, смогла сохранить себя. Никогда не была продажной. Не гонялась за деньгами, и терпеть не могла отношений ради секса. Я не была послушной, и когда в конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего, сказала: "В моем роду шлюх не было и никогда не будет". Наше начальство открыто говорило: "Либо ты будешь с ними, либо с ними". А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась — 1,5 года сидела без работы. А потом меня еще долгие годы гнобили. 

— В одном из своих интервью вы говорили о моделях, у которых в советское время были незаконнорожденные дети от генсеков и политических чиновников. Дела давно минувших лет, может быть, назовете имена?

— Я знала двух девочек, которые пострадали от Лаврентия Берии. Это были еще совсем школьницы, класса восьмого. Но они никак не могли этому сопротивляться. Их ловили на улице. А выглядело это так: если Берия ехал в машине и из окна видел девочку, которая ему нравилась, он показывал пальцем, и ее ему привозили. Просто останавливалась машина, девочек выкрадывали и отвозили по определенному адресу. Одна из этих мучениц стала моделью, работала у нас в московском доме моделей. А у другой было двое детей от Берии (она не была манекенщицей, но тоже работала у нас). Берия их потом либо замуж выдавал, либо дарил им квартиры и оставлял на содержании. Как говорится, позорил, но давал средства к существованию.

— Расскажите, как вас свела судьба с ныне покойным Михаилом Ворониным?

— Меня с ним познакомила его правая рука Лиля Попрыга. Я получила сертификат от его модного дома на конкурсе в подмосковных сезонах. Когда я ему стала показывать свой альбом, он нахмурился и говорит: "Не могу понять, вы начали работать в 1962 году? Так значит, вы почти моя ровесница?". Я говорю: "Да". После этого он попросил свою помощницу принести свои медали из Книги рекордов Гиннеса. "Я не понимаю, почему в России вас нет в этой книге. Если бы вы были у нас в Киеве, я бы непременно представил вас на награду, а пока этого никто не сделал, отдаю вам свои".

— Вы участвовали в показах неподражаемой Коко Шанель в 1967 году на фестивале мод. Какое она произвела на вас впечатление? Говорят, что с моделями она был очень груба и педантична.

— Меня она видела в наших показах. Но с самой Коко нам нельзя было общаться тем более, если ты не принимаешь участия в дефиле. За день до показа Шанель мы демонстрировали наши коллекции, гримерка у нас была та же, где переодевались модели Шанель. Так вот я просто по ошибке зашла к ним, но когда открыла дверь, онемела. В нашей стране еще не было капронок, а на их моделях они были надеты, причем на голое тело. Но это было не телосложение, а 100% анорексия. Личики дивные. Но фигура... Это ощущение "Освенцима". Спереди и сзади — стиральная доска, вместо груди — спущенные шарики, а ягодицы, как у больной коровы. Меня даже затошнило от такого ужаса. У них руки были... Как вам сказать, мне сейчас 73, так их руки в 20 лет по сравнению с моими просто две косточки, которые проглядывались через кожу. 

— Ну вы тоже не отличались полнотой... 

— Я была тонкой, но никогда не была худой. Дизайнер мадам Карвен называла меня Венерой Милосской. Хотя мне ее модели были велики. Я сначала недоумевала: почему она так ко мне обращается. Но после того, как увидела манекенщиц Шанель, поняла. Ведь у меня по сравнению с ними было нормальное женское тело. Самый большой мой вес —54 кг, а самый маленький —45 кг. Но обычно при росте1,75 сммой вес варьировался в пределах 52—54 кг. У меня была грудь формирующегося подростка. Помню, когда Карвен набирала для своей коллекции моделей из Прибалтики, все время им говорила: "Девочки, не кушать". А мне: "Лека, идем обедать". И это не удивительно. В день у меня было по три показа, между нами репетиции и съемки. Домой я приезжала только поесть, принять душ и переодеться. От усталости засыпала в метро и часто приезжала в депо.

— Как же вы питались?

— Ни в одном вопросе я не похожа на среднестатистического человека. В том числе и в питании. Например, по утрам я не ем и терпеть не могу режимы. Встать утром для меня — трагедия. Я всю жизнь любила жирное, мучное и сладкое. И все это в большом количестве и на ночь. Мама пекла пироги в газовой плите. На тесто выкладывался слой картошки, слой деревенского сала, лука и фрикаделек. Все это было толщиной5 см. И когда я заявлялась домой иногда в полночь, иногда в час ночи после показов, мама резала этот пирог на четыре части. Я брала себе этот ломоть и запивала его сливками. А еще делали ватрушки, вареники, хачапури...

— Интересно, а советских моделей учили ходить, держаться на подиумах, ухаживать за собой?

— Такого вообще не было. Это появилось, когда открылись ворота, и манекенщицы перестали быть штатными единицами. У нас не было дурацких кастингов. Я бы сейчас на них не стала ходить. А ухаживать за собой... Всю жизнь, кроме детского крема ленинградской фирмы, я ничем не пользовалась. И даже сейчас. Из косметики у меня была тушь, опять же ленинградская, и польские тени от "Ванды". На подиумах нас тоже никто не красил — как сами накрасимся, так и будет. И прически сами делали. Я до сих пор сама себя стригу.

— Не все сейчас помнят скандальную историю с французским актером и певцом Ивом Монтаном, когда тот приехал в Союз и обсмеял женское нижнее белье, которое не отличалось сексуальностью. Эта ситуация как-то повлияла на то, что моделей стали лучше одевать на показы?

— Когда мы устраивали у нас коллекции, я начальникам, от которых все это зависело, так и сказала: "Знаете, господа хорошие, мы и сами знаем, что нам можно, а чего нельзя. Вспомните, что после того случая с Монтаном, вы сказали, что он не друг советского народа, а враг. Если это же белье будет надето на советских манекенщицах, вы окажетесь собственными врагами. Не примите меры и не обеспечите нас достойным бельем, история повторится, и вам будет еще хуже". И это подействовало. Нам привезли 200-ю секцию белья из ГУМа, которую носили только министерские и циковские сотрудницы.

Сама я обычно на показах под одежду не надевала верхнюю часть, а трусики брала в детском мире — в цветочек или беленькие. Благо размер позволял, переставляла только резинку, чтобы они были по бедрам. А что было делать? За границу я не ездила, за деньги никому не продавалась, чтобы меня кто-то раздевал и одевал. Сама выкручивалась из положения.

— Современные модели давно не придерживаются общепринятых стандартов 90-60-90. Импонируют ли вам модели сегодняшней эпохи?

— Сейчас качество моделей перешло в количество. Появилось много красивых девушек, с хорошими фигурами. Но дизайнеры обезличивают и превращают их в штамповки. Лица покрываются безжизненной маской. Они — как бабочки-однодневки. Не связаны ни с прошлым, ни с будущим. Я считаю, что когда по подиуму ходят 14-летние девочки во взрослых вещах, это похоже на педофилию. Модель, которая еще ничего в жизни не познала, не может передать и донести что-то… Они носят одежду на вешалках, как манекены. Женщина должна украшать одежду, а если она пуста внутри, она не может хорошо выглядеть даже в самой роскошной одежде.

— Если посмотреть на биографии красивых женщин в истории, то у большинства из них было все, кроме личного счастья. Почему у вас сейчас нет семьи и детей?

— У меня был муж, работал режиссером на телевидении. Учился на одном курсе в ГИТИСе с Михаилом Казаковым. Но когда умер мой отец, я решила посвятить жизнь маме. Она у меня тоже сильно болела, и мне было ни до чего и ни до кого. Муж, естественно, не хотел, чтобы я так много времени ей уделяла. И я сделала свой выбор: собрала вещи и уехала жить к маме.

У меня была большая любовь, которая достойна пера писателя. Как-то на фестивале мод я увидела юношу удивительной красоты. Он был литовец и звали его Антанис. В его внешности было что-то между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным. Он работал фотографом на показах мод и всегда меня фотографировал. Разумеется, мы не были с ним знакомы. Но я его заметила в зале и даже, когда шла по подиуму, если встречала глазами, останавливалась и позировала. За кулисами мы не могли общаться, потому что категорически запрещали. Потом фестиваль прошел, но мальчик запал мне в сердце... Меня пробовали с кем-то знакомить, но никто мне был не нужен.

А потом так вышло, что в 1970 году мы поехали в командировку в Вильнюс и там снова встретились и познакомились. Но я его сразу не признала. Я подумала: как же он похож на того шведа (я была уверна, что он швед), который меня фотографировал, а он думал: как она похожа на модель француженку (он не сомневался, что я — иностранка). Через время он приехал ко мне в Москву, я стала ему показывать фотографии, он посмотрел на меня странным взглядом, утром уехал, а вечером прилетел с фотографиями: "Так это была ты?" Мне было на тот момент 27, а ему 19.

Потом он ушел в армию, а когда вернулся, у нас разгорелся фантастический роман, который длился два года. Причем такой силы притяжения к друг другу, что секс был не нужен. Он выглядел как приложение ко всему остальному. Это чувство превратилось в какую-то болезнь. Его мама с сестрой потом мне рассказывали, что он не любил, когда к нему кто-то прикасался, даже если они, его близкие хотели его обнять, он на них шипел, как дикая кошка, а со мной превращался в маленького котенка.

Расстались мы из-за того, что в то время в Литве был жуткий нацизм. Мы попали в эту волну. Из литовского дома моделей мне потом рассказали, что его чуть не зарезали из-за меня. Ему в лицо говорили: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Так что в любом случае не дали бы нам жизни. Вот так сломались две судьбы.

Сейчас его уже нет на этом свете, мне сказали, что он погиб в аварии, но так и не женился. Как-то смотрела программу к юбилею фильма "Юноны и Авось", и там задали вопрос: "Могла ли Юнона так долго ждать своего любимого?". А я больше 40 лет к себе никого не подпускала. И никто другой мне был не нужен. 

А детей... Я очень хотела взять ребенка из детского дома, но время ушло, нет здоровья. Мне сейчас хочется скинуть весь груз накопленной жизни, уснуть, чтобы немного отдохнуть, а потом проснуться лет через 10 и увидеть, что в нашей стране изменилось...

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять