Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Для "Человека-амфибии" кораллы делали из поролона, а Гуттиэре в перерывах учила уроки

50 лет назад на экраны вышел фильм, который посмотрела четверть населения СССР.

Поклонники отечественного кино отмечают 50-летие фильма "Человек-амфибия". Эта картина с наивным романтическим сценарием по повести Александра Беляева в 1962 году стала не только лидером проката, но и революционной по техническому исполнению — впервые в игровой полнометражке снимали актеров под водой. Количество изобретений, которые были сделаны по ходу съемок, обеспечили бы режиссеру Владимиру Чеботареву и оператору Эдуарду Розовскому миллионные состояния — если бы это все происходило в Голливуде. В СССР же они сполна получили от критиков и утешались диким восторгом зрителей. Девушки всей страны мечтали о встрече и большой любви с человеком-амфибией, а все парни от Калининграда до Владивостока пытались ему подражать — шили белые брюки и отпускали длинные волосы. Также были зафиксированы сотни случаев, когда молодые мамочки пытались зарегистрировать своих малышей под именем Ихтиандр, но служащие советских загсов в этом им категорически отказывали...

ВИДЕО "Человек-амфибия": танец Ихтиандра и Гуттиэре

Реклама

К сожалению, до полувекового юбилея картины совсем не дожили ее главные создатели: Чеботарев умер в 2010-м, а Розовский погиб в автокатастрофе прошлым летом. Не много осталось и очевидцев съемок в Крыму, откуда к зрителям, собственно, и начинался поход фантастического киногероя. Один из них — Валерий Павлотос, отвечавший на Ялтинской киностудии за сложнопостановочные съемки, рассказывает, что летом 1961-го он с товарищами-скалолазами застал процесс на пляже бухты Ласпи.

ВИДЕО "Человек-амфибия": признание в любви


Ласпи. Первозданность бухты уже исчезает под натиском коттеджей. Фото ostrov-sevastopol.narod.ru

Реклама

"Тогда же это было совершенно дикое место, — говорит Валерий Павлович. — К Ласпи вела грунтовая дорога, которой пользовались только лесники и пограничники. А в пионерлагерь, располагавшийся в тех окрестностях, детей подвозили из Севастополя по морю на катерах. Я тогда уже почти год как работал на киностудии и, конечно же, заинтересовался съемками. Тем более, что выглядело все со стороны, мягко говоря, необычно. Ленфильмовцы по тем временам творили чудеса — дерзкие ребята, иного слова не подберу, и я это смог оценить через годы, когда у нас в Ялте в 70-х началось освоение киносъемок под водой.

ВИДЕО "Человек-амфибия": разговор Гуттиэре с Ихтиандром


Режиссер Чеботарев: "За время съемок я провел под водой 260 часов"

Реклама

Например, меня поразило, как оператор Розовский в маске, с примитивным аквалангом АВМ-1 вместе с боксированной камерой уходил под воду на тележке, по рельсам, проложенным с пляжа в воду — вслед за уходящим в море Ихтиандром. И рядом был закреплен осветительный прибор, самый обыкновенный павильонный — его называют "пятерка" (5кВт мощность). К лампе — это колба размером с волейбольный мяч — тянулся кабель, подавалось 110 вольт постоянного тока от лихтвагена. А тележку толкал механик, который тоже был в маске и с аквалангом. Но была же опасность короткого замыкания! Так они при подготовке прибора залили контакты эпоксидной смолой, это все застыло и обеспечивало относительную герметичность. А ее проверить было невозможно — могло же и пробить. Вот такие дерзкие были у них решения. А еще мы на берегу заметили — валялся в рулонах поролон. Тогда он только появился. Они его нарезали лентами, красили и так оживляли наш скудный подводный мир. Что они делали? Привязывали поролон к камню и опускали под воду, а он же легче воды — стремился всплыть, торчал ото дна вертикально, а потом они на разных высотах привязывали другой поролон — и у них получались кораллы, которые покачивались под водой — там же прибойная зона. Весь фильм из таких придумок состоит. Из подручного материала, по сути, сделали величайший фильм!".


Охоту на "морского дьявола" снимали под скалой Ифигения возле поселка Береговое. Кадр из фильма

Кстати, тайну появления в титрах второй фамилии режиссера Геннадия Казанского приоткрыл сам Чеботарев, когда в Ялте отмечали 40-летие фильма: "Мне его в группу прислал директор "Ленфильма", с которым у меня были натянутые отношения. Он якобы должен был подтянуть дисциплину на съемках, поскольку у нас — по уважительной причине, из-за шторма — образовалось отставание по графику почти на месяц. Так этот Казанский не то чтобы с аквалангом — вообще плавать не умел!".

ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ ЗА ФОТО МОРСКОГО ДЬЯВОЛА, ПЛАТЬЯ ГУТТИЭРЕ ОТ ДИОР И ОХРИПШИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ

В 1962 г. "Человека-амфибию" посмотрела четверть населения СССР — почти 67 млн зрителей.

ОТКРЫТКИ. 400-тысячный бюджет картины с лихвой окупился только за счет выпуска 8-копеечных открыток из серии "Актеры советского кино". Для Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства это стало настоящей "золотой жилой". В 1962—63 гг. на фотографиях Коренева и Вертинской "пропагандисты" заработали около 500 тыс. рублей — первый тираж по 150 тыс. дозаказывали более десяти раз. На обратной стороне открытки у Коренева значился только один фильм — "Человек-амфибия". Никаких отчислений актеры от этой прибыли не получали.

ШЛЯГЕР. В то время, как миллионы зрителей, после сеансов напевали песенку в стиле буги-вуги "Нам бы всем на дно", ее испольнительница была обделена славой. Имя певицы Нонны Сухановой не указали в титрах, и то, что это звучит ее голос, знали только в узком кругу поклонников ленинградского джаза. А в кадре артикулировала манекещица Нина Большакова, сыгравшая эпизодическую роль. По словам Нонны Сергеевны, песня была записана с девятого дубля, когда в ее голосе от напряжения появилась хрипотца и это особенно понравилось автору музыки — Андрею Петрова, дебютировавшему тогда в кино. В оригинале было три куплета, но на звуковой дорожке осталось только два.

ОДЕЖДА. Историки моды с особым пристрастием сегодня разбирают работу Всеволода Улитко и Тамары Васильковской. Перед художниками картины стояла задача показать советскому зрителю экзотичную и буржуазную Аргентину. На бакинских улицах с вывесками "под фирму" помимо голотьбы с азербайджанскими лицами — в сомбреро, мелькают и элегантные франты. Воплощение шика — Педро Зурита. У него двухцветные ботинки и водолазка под пиджаком в крупную клетку, а в морских сценах — он образец стиля сафари: короткие шорты, шейный платок и пробковый шлем. В платьях Гуттиэре усмотрели реальный по тем временам диоровский New Look — силуэт с акцентом на тонкую талию. А свадебное — стало хитом у советских невест.

ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ: "ВСЕ ХОТЕЛИ УГОСТИТЬ ИХТИАНДРА, И Я ТАК МОГ УТОНУТЬ В БУТЫЛКЕ"


Сын контр-адмирала сыграл морского дьявола

Владимир Коренев уже подустал делиться впечатлениями от съемок фильма — трудно избежать повторов, припоминая в тысячном интервью подробности полувековой давности. И тем не менее о своей дебютной роли он говорит без раздражения: "Так уж получилось, что из десятков картин, в которых я снялся, этот запомнили и знают все зрители уже нескольких поколений. Мне повезло, что тогда я смог справиться с нахлынувшей на меня известностью: толпы фанатичных поклонниц, масса желающих "угостить" Ихтиандра, мог ведь и спиться! Я уже не раз рассказывал, что весь подъезд моего дома — с первого по шестой этаж — был разрисован губной помадой. А количество писем, приходивших на мой адрес, было невероятным — по нескольку тысяч за год! Естественно, я не то чтобы ответить, даже прочесть их не успевал и складывал пачками в коробку от холодильника. И все это могло меня обойти стороной, если бы я студентом ГИТИСа не попал на пробы к режиссеру Чеботареву. Претендентов на главную роль было очень много, в том числе именитых актеров — ведь, помимо интересного сценария, предполагалась и экспедиция к морю. А море — это моя стихия, я же родом из Севастополя. После двух сцен, которые я сыграл, мне позвонили буквально через день и сообщили, что у утвержден. И потом началась изнурительная подготовка к съемкам — нас с Асей Вертинской обучали подводному плаванию в одном из ленинградских бассейнов, и когда уже начались съемки в павильонах — нам приходилось тренироваться даже по ночам".

По словам Владимира Борисовича, его партнерша стойко переносила все трудности, не позволяла себе никаких капризов, хотя на тот момент у нее уже была звездная роль в "Алых парусах". "Это сейчас молодые актеры научились оговаривать для себя особые условия на съемках. Тогда все было иначе. Ася же еще школьницей была, но четко осознавала уже, что кино — это работа, а не развлечение. И помню, она умудрялась в перерывах съемок учить уроки, чтобы сдать экзамены в одной из местных школ Баку".

ГУТТИЭРЕ. Сама же Анастасия Вертинская о фильме отзывается без особого восторга, сравнивая свою работу — с детскими фотографиями, на которых запечатлена вся подростковая нелепость, и говорит, что шумиха вокруг ее имени тогда здорово осложнила повседневную жизнь: актрису узнавали и в очередях, и в общественном транспорте, как она не старалась маскироваться.

ПЕДРО. Не любил свою роль и Михаил Казаков, хотя о съемках в Крыму вспоминал с теплотой: "У меня не было этих изнурительных и временами даже опасных сцен под водой, как у Коренева с Вертинской. В отличии от них, я с удовольствием купался в этой потрясающей бухте, загорал. У нас были вылазки в ялтинские и севастопольские ресторанчики — я уже к тому времени снялся в нескольких картинах, и меня узнавали — со всеми вытекающими последствиями". После премьеры зрители свое негативное отношение к образу алчного Педро переносили на личность актера, а в театре его еще долго подкалывали коллеги — за короткие тропические штанишки и пробковый шлем.

НОВЫЕ ВЕРСИИ: ХХI ВЕК С СЫНОМ "ПИРАТА" И ДОЧЕРЬЮ Д’АРТАНЬЯНА


Саид и Юля. До уровня звездной пары не дотянули, оставшись в тени старой картины

Вторую попытку экранизации фантастической повести Александра Беляева в 2004-м году осуществил режиссер Александр Атанесян ("Сволочи", "У.Е.", "Монтана"). Его телесериал "Морской дьявол" с кубинскими пейзажами и карибским подводным миром зрители встретили без особого восторга. А исполнители главных ролей знаменитыми не проснулись: Саид Дашук-Нигматуллин перебивается ролями второго плана ("Молодой Волкодав", "Знахарь"), а Юлия Самойленко ("Глухарь", "Универ") иногда мелькает в сериалах.


Доктор Сальватор. Адомайтис оперировал в Алупке. Фото: М. Львовски

"Я не собирался экранизировать это произведение, — рассказывает "Сегодня" Александр Ашотович. — На тот момент я уже несколько лет занимался производством мультфильма "Человек-амфибия", поэтому когда на РТР решили, что им нужен телефильм — они обратились ко мне: во-первых, я умею снимать жанровое кино, а во-вторых, я уже "был в материале". Не все из задуманного мне удалось по разным причинам, в том числе из-за ограниченного бюджета (около $ 1 млн. — Авт.), поэтому и спецэффекты все у нас сделаны, что называется, вживую. А реакция зрителей была предсказуема: те кому в 1962-м было по 20 лет, хвалят старый фильм только потому, что тогда они были молоды и их мироощущение было совсем иным. У нас не было амбиций переплюнуть ту всенародную любовь, ведь "Человек-амфибия" остается одним из самых кассовых фильмов страны, наравне с "Пиратами ХХ века", "Белым солнцем пустыни" и "Экипажем". Кстати, режиссер картины Чеботарев после ее выхода так и не получил никаких интересных предложений".


В Ялте. Настя Калманович сыграла роль папарацци. Фото: М. Львовски

Осенью 2003-го Атанесян после Кубы вынужден был доснимать несколько сцен в Крыму: в лаборатории доктора Сальватора, в комнате Ихтиандра и на шхуне Педро Зуриты, а также пару каскадерских трюков. Съемки проходили в Алупке, Гурзуфе и на набережной Ялты.

"Фильм с Кореневым я, конечно, видел до съемок, но очень давно — мне было лет 12—13, — говорит Саид (сын актера Талгата Нигматуллина, шпиона-каратиста из "Пиратов ХХ века". — Авт.). — Пересматривать его специально не стал, ни до, ни после съемок, чтобы не искать никаких сравнений — я сыграл так, как сыграл, и эта роль уже часть моей жизни".

Этой осенью начнутся съемки третьей версии фильма о любви человека-амфибии и красавицы Гуттиэре. Юрий Мороз ("Точка", "Братья Карамазовы"), который берется за проект "Ихтиандр", видит в этих ролях Елизавету Боярскую и ее мужа — Максима Матвеева. По словам режиссера, они уже дали принципиальное согласие. Подводный мир будут снимать, скорее всего, в Средиземном море и с техникой, позволяющей восхитить искушенных зрителей.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять