Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Генеральный план шейхов

Размышления о стратегии развития и стройках в Эмиратах с параллелями в Украине

Поднявшийся из пыли
Всего двадцать лет назад никто в мире не предвидел нынешнего размаха строительства в районе Персидского залива, особенно в ОАЭ. Разумеется, уже тогда нефть добывали и продавали. Уже тогда покупали дорогие автомобили для этих стран, строили понемногу жилье, дороги и отели. Особенно выделялся Кувейт – его экспорт нефти на душу населения был больше всех. Лидером же по объемам добычи была и остается Саудовская Аравия. Но лидером в преобразовании страны почему-то в итоге стали Эмираты. Вероятно, правители этой страны, целые века бывшей британской колонией, переняли у метрополии дух просвещения и прогресса. Они обрели некую раскованность и свободу мышления, отличающую их от феодальных традиций прочих арабских стран. Этим Эмираты похожи на Индию, также демонстрирующую хорошие темпы развития. Однако в отличие от Индии с ее миллиардным населением и гигантскими проблемами, Эмираты конца 1980-х имели лишь около миллиона жителей и обладали большими запасами нефти. Только ли в этом причина успеха? Наверное нет, потому что Бруней, например, имел аналогичное соотношение нефти и населения. Но у тамошнего султана хватило фантазии только на огромный дворец с гаремом и "Роллс-Ройс" с золотым кузовом. Судьбы остальных граждан страны и будущие перспективы его волновали мало.

Правители многих арабских стран вели себя подобно султану Брунея. Но Эмираты поступили иначе. Потому что здесь жил истинный лидер – шейх Зайед Бин Султан Ал Нахьян, эмир Абу-Даби и бессменный глава ОАЭ в течение 33 лет. Зайед сумел объединить родовые кланы семи эмиратов, забыть распри во имя единства. Поначалу Зайед вызывал немало антипатий не только у своих земляков, но и во всем арабском мире. Причина была в том, что шейх проявил странную для арабов терпимость к христианам и другим иноверцам и разрешил работать в Эмиратах множеству западных специалистов и рабочих. Ему удалось убедить других правителей в необходимости и перспективности такого подхода. Шейх Зайед лелеял мечту о цветущей стране еще с 1950-х годов, когда нефтью в Абу-Даби даже не пахло, а сама нынешняя столица была крохотным аулом. В те не столь давние времена в Украине уже вовсю работали Днепрогэс, Донбасс и Кривбасс. А в песках Абу-Даби тогда еще не было ни одной дороги, и единственным транспортным средством даже для шейха был верблюд. Первый баррель нефти был выкачан из-под земли в Абу-Даби после многолетних поисков лишь в 1962 году – намного позже, чем в Ираке, Кувейте, Сирии и Катаре. В почетный список стран-нефтевладельцев эмират Абу-Даби встал чуть ли не последним. В первые десять лет добыча нефти только разворачивалась, и доходы были невелики. Но созданная тогда "Abu Dhabi National Oil company" росла и до сих пор остается главной нефтяной компанией страны. Не все доходы от продажи нефти оседают в Эмиратах, большая часть остается у иностранных акционеров – организаторов разведки и нефтедобычи. Но и меньшей хозяйской доли оказалось достаточно для того, чтобы сотворить чудо.

После призывов шейха Зайеда правители федерации поняли, что их страна с семью дворцами эмиров, пусть даже и богатыми, все еще остается пустыней на берегу моря. Проедание нефтедолларов родителями не даст никаких перспектив для детей и внуков, у которых нефти уже не будет. Хранение денег в западных банках чревато рисками инфляций, хищений и банкротств. А хранение в своих банках – того хуже, ибо банки – это ничто в стране, не имеющей армии, промышленности и при нищем населении. И шейхи начали с одной стороны придерживать экспорт и цены на нефть через OPEC, а с другой – развивать и строить страну ускоренными темпами.

Наверное шейх Зайед понял главное – если его народ мог вручную прорубать сорокаметровые колодцы в каменной толще пустыни, то нет такой мечты, которой он не смог бы построить, имея современную технику. Зайед не тратил сил на поиски исторических корней и не искал виновников событий вековой давности, он мыслил стратегически, строил страну в мире с соседями и делал новую историю. Именно под его руководством Эмираты стали сегодняшним чудом. Когда Зайед тяжело заболел в 2003 г., полтора миллиона граждан Эмиратов подписали благодарственное письмо шейху за то, что он сделал для своего народа. Его кончину искренне оплакивал весь арабский мир.

Можем ли мы в Украине вспомнить хотя бы одного правителя, сделавшего столько и столь единодушно уважаемого народом? Сможем ли мы так высоко оценить вклад кого-либо из живущих ныне правителей в обозримом будущем? Сомнительно, ибо гордиться пока нам особо нечем и некем – на нашей райской земле кругом одни проблемы, и позорных фактов больше, чем чудес. Окажись в Украине нефтяные поля как в Аравии, наверное и тогда бы наши паны дрались, а у холопов чубы трещали. Впрочем, вернемся к Эмиратам.

Главная гавань
В первые годы жизни ОАЭ планы и сметы строительства городов и дорог уже были не только в мечтах, но и на бумаге. Но не было места на берегу, куда мог бы причалить большой корабль. Срочно нужен был крупный морской порт, чтобы увеличить тоннаж танкеров с нефтью, да и большие стройки требовали много машин и материалов. Проблема была и в том, что железных дорог в Аравии мало, а в Эмиратах их нет и сейчас (если не считать развлекательных паровозиков в парках). Прокладка ЖД в Аравии затруднена неимоверной жарой, подвижностью песков в пустыне и рисками деформации рельсов от перегрева на солнце. Поэтому сначала был порт, открытый уже на шестом году жизни ОАЭ.

Порт Джебель-Али (Jebel Ali) в 40 км западнее Дубая – самый большой на Среднем Востоке и на всем морском пространстве от Сингапура до Роттердама, его площадь – 135 кв. км. Здесь крупнейшая в мире искусственная гавань, где уютно размещаются супертанкеры и авианосцы. Грузооборот порта – более 4 миллиардов тонн в год, что в 22 раза превосходит грузооборот всех 19 портов Украины вместе взятых. Здесь же крупнейшая свободная экономическая зона. В отличие от украинских бумажно-карманных СЭЗ, Джебель Али работает зримо и впечатляюще. На километровых контейнерных пирсах и складах тысяч компаний из разных стран здесь можно купить почти всё в любом мыслимом количестве. Без таможенных оформлений и задержек товар грузится в контейнеровозы, ролкеры, балкеры или танкеры и идет в нужный порт. Зарегистрированные здесь оффшорные компании платят только годичный взнос, в эмиратских СЭЗ нет никаких других налогов. Отчетность минимальна и сводится к статистической справке, подается лишь один раз в год.

Хотя страна импортирует огромное количество товаров и материалов, а экспортирует только нефть, основным грузопотоком в Джебель-Али является не импорт или экспорт, а трансшипмент, т.е. перевалка с корабля на корабль при международных перевозках. С этих позиций положение порта уникально – он лежит возле главного морского транспортного коридора, соединяющего Европу и Азию, а также вблизи торговых путей внутри Залива. Трансшипмент позволяет порту зарабатывать большие деньги просто на хранении товаров на пирсах и складах. Тех товаров, которые формально даже не заходят в страну, а временно хранятся в свободной зоне. Корабли не ждут друг друга, и спешат дальше в Гонконг и Лондон, Одессу и Шанхай, Сидней и Джакарту, а их груз оптимально перегружается на подходящий попутный рейс. Чтобы лучше понять масштабы порта Джебель-Али, стоит посмотреть на картинки поближе.

Время – деньги, поэтому корабли в порту обслуживаются с рекордной скоростью. 165 контейнеров TEU в час – таковы здешние темпы погрузки мега-корабля с помощью кранов-тандемов. При этом контейнеры грузятся не подряд, как кирпичи, а в строго рассчитанном порядке выгрузки-погрузки в попутных портах, т.е. работает сложная компьютерная система оптимизации логистики, объединенная в международную сеть. На фото внизу – один из крупнейших в мире контейнеровозов – "Pamela" компании MSC, емкость корабля более 9000 контейнеров, а экипаж – всего 30 человек. Длина судна превышает высоту Эйфелевой башни, крейсерская скорость – 25 узлов. Другие порты меньшего размера, но также оснащенные впечатляющей техникой и обязательными свободными зонами, имеются во всех семи эмиратах.




В начале 1990-х годов, когда Эмираты строили свой танкерный флот,
украинские флотоводцы, получившие "на шару" государственный флот из сотен кораблей, были заняты позорным казнокрадством. Не стало у нас ни Черноморского пароходства, ни "Укрречфлота", однако тогдашний президент Кравчук до сих пор занимает почетные кресла на всех встречах и улыбается в объективы телекамер.

Новые заводы, аэропорты и острова
В Эмиратах строили не только отели, жилье и дороги, но и электростанции и заводы, причем не только нефтеперерабатывающие. Например, рядом с портом Джебель-Али построена мощная ТЭЦ с опреснительной установкой и крупнейший с мире алюминиевый завод, выпускающий более 1 млн тонн крылатого металла в год. Это больше прежнего многолетнего мирового рекордсмена – Братского алюминиевого комбината в Сибири и в 6 раз больше, чем производит Украина. Сырье сюда поставляется аж из Австралии. Но это временно, т.к. крупные залежи бокситов уже нашли поближе – в Саудовской Аравии. И как только построят еще одну дорогу через пустыню, начнут подвозить сырье и выплавлять "чисто аравийский" алюминий. Цветовая гамма аравийских пустынь с их песками, горами, солончаками и каменными осыпями настолько разнообразна по цвету, что геологи сбиваются со счета, называя полезные минералы, лежащие вблизи поверхности. Аравия в эти годы становится одной из главных мировых баз добычи многих полезных ископаемых. Помимо золота, серебра и меди, добывавшихся здесь веками, в 20 веке к списку добавились железо, алюминий, титан, свинец, медь, олово, цинк и ценные неметаллические минералы. Теперь в странах Персидского Залива уже действуют и строят новые металлургические и сталелитейные и кирпичные заводы, рыборазводные морские фермы и рыбоконсервные заводы, фермы для выращивания жемчуга и другие производства, оптимально сочетающие природные ресурсы, товарные потребности и экспортные возможности страны. Все это при невероятно жестких экологических требованиях – ни одна труба не дымит, и в море никакие отходы не сливаются.


Dubai World Central – строящийся новый крупный аэропорт Дубая носит символичное название –Всемирный Международный Аэропорт Дубай. Его размеры и объемы перевозок вдвое превысят существующие мировые рекорды аэропорта Гонконга. Этот аэропорт строится вблизи морского порта Джебель-Али, летом 2008 г. будет запущена в эксплуатацию первая взлетно-посадочная полоса. Всего будет 3 полосы по 4,5 км. Поэтому гигантские аэробусы, гудящие над Заливом пока еще вблизи Дубая, скоро будут не слышны в городе. Говорят, что "старый и тесный " дубайский аэропорт (который, кстати, втрое моложе и вшестеро больше нашего "Борисполя") частично перейдет во владение малой авиации, а частично – под застройку.

К концу 20-го века в Эмиратах стал сильно ощущаться дефицит береговой линии. Обычная проблема приморских городов – Дубай вытянулся вдоль моря узкой лентой. Инвесторов, желающих углубляться в пустыню, было маловато. И тогда началась застройка Залива. Сначала в 1998 г. намыли искусственный остров, ставший основанием для 320-метрового небоскреба – отеля "Бурдж-Эль-Араб", представляемого туристам как "семизвездный". А в 2003 году строители предложили шейхам радикальный метод наращивания береговой линии – создание искусственных Пальмовых островов с множеством ветвей-полустровов. Так стартовали три беспредецентных по стоимости строительных проекта. Только отсыпка островов и прокладка коммуникаций обошлись инвесторам в 30 млрд долларов. Морские фарватеры в Заливе стали глубже, а длина пляжей в Дубае выросла втрое, но главное – были получены огромные заказы на покупку островных участков земли и строительство жилой и коммерческой недвижимости. Оказалось, что дома с видом на всегда теплое море, а иногда и с собственным пляжем, позарез нужны очень многим миллионерам из разных стран.

Строительство недвижимости и мощной инфраструктуры на искусственном Пальмовом Острове вблизи Дубая идет полным ходом (2007 г.).


"Карта мира – третий островной проект Дубая. Это архипелаг из 300 искусственных островов, каждый из которых соответствует одной стране мира или штату и застраивается в стиле ее архитектуры преимущественно ее инвесторами.

Когда закончится нефть

Солнечная электростанция в Абу-Даби – первая на Персидском заливе. Первая очередь станции обойдется в 380 млн долларов и будет закончена в 2009 г., ее мощность 500 МВТ. Наличие этого проекта свидетельствует о дальновидности промышленной политики Эмиратов. К тому, что будет, когда закончатся нефть и газ, здесь готовятся уже сегодня.

Другим впечатляющим проектом ОАЭ стоимостью 2 млрд USD является использование солнечных батарей в виде тонкопленочного покрытия для стёкол зданий. Днем такие небоскребы дают достаточно электроэнергии для расположенных внутри них квартир и офисов. Производство такой пленки уже налажено в Германии. А в Эмиратах она уже ставится на освещаемых солнцем стеклах небоскребов.



Проспект шейха Зайеда – существующий деловой центр Дубая.


В Эмиратах также строятся ветряные электростанции (ВЭС) и проектируется первая в мире ВЭС с водородными энергоагрегатами. При избыточном ветре она будет создавать запасы кислорода и водорода за счет гидролиза воды, а при безветрии – вырабатывать энергию за счет сжигания смеси этих газов и превращения ее в пресную воду. К слову сказать, тема гидролизной ВЭС муссируется в нашей прессе уже лет 30, и нашему Минпромполитики давно бы пора от болтовни о ценах на газ перейти к проектам альтернативной энергетики. Причину такого торможения прогресса в Украине нужно искать в одном из законов Мэрфи – "любая бюрократическая организация в количестве более 26 человек способна бесконечно обеспечивать работой саму себя". Очевидно, что министерства в Эмиратах не достигли этого критического порога численности.




Строительство Джумейра-Бич –
нового дорогого жилого района

Бурдж Дубай – в переводе с арабского дубайская башня, она же Dubai tower) – новое чудо света, которое эмиры являют миру. Проектная высота небоскреба 636 м. Его строят с 2004 года и закончат в сентябре 2009 г. Совсем недавно – 21 июня 2008 г. строители прошли отметку 510 метров, на ней был побит мировой рекорд высоты прежнего небоскреба – "Тайпей-101" на Тайване, построенного в 2004 г. Сметная стоимость объекта – 4 млрд USD. Это – главный объект нового делового района Дубая – Dubai Downtown (стоимость 20 млрд USD). Помещения в башне уже продаются – цена офисной площади в чуде – от 40,000 $ за кв. метр.

Учитывая масштабы сделанного в Эмиратах, крупнейшие инвесторы мира сегодня вкладывают огромные средства в недвижимость и будущий бизнес в Эмиратах. Теперь ни у кого нет сомнений в том, что даже если закончится нефть, эта страна будет процветать. Потому что есть крупнейший в мире центр туризма Дубай. Потому что есть добыча многих ископаемых и новая энергетика, есть крупная международная торговля и морской флот. Есть разумные законы и приемлемые налоги для бизнеса. И есть доверие всего мира к честной и искренней добрососедской политике ОАЭ. Поэтому генеральный план шейха Зайеда и других членов федерации можно считать выполненным. И весь мир ставит за него высший балл.

Брать пример с Эмиратов
Общие объемы строительства в ОАЭ можно примерно оценить по объемам потребления цемента в этой стране. Сейчас он составляет 11 млн тонн в год, это примерно вдвое больше, чем производит Украина. Чтобы сократить объем импорта этого продукта, ОАЭ ускоренно строит крупные цементные заводы. Местное сырье для цемента и кирпича имеется в изобилии. Объем строительства в ОАЭ составляют около 15 млн кв. метров в год, и каких! Это вдвое больше, чем в Украине, хотя численность населения там лишь 5 млн, в девять раз меньше нашей. Получается, что на миллион жителей, включая временно проживающих иностранцев, там строят в 18 раз больше, чем у нас.

Думаю, это происходит потому, что эксперты Эмиратов считают, что страна должна расти и думают, как это сделать. А в это время украинские "эксперты" с коллегами из Евросоюза и США пишут позорные зомбирующие сценарии и вычисляют, на сколько миллионов украинцев должно быть меньше к 2020 году…

Пока мы в Украине строим "государственность", выкармливая стада потомственных бездельников, казнокрадов, взяточников и бюрократов, в Эмиратах идет развитие цивилизации и растет численность населения. В безжизненных некогда песках построены такие удивительные чудеса, как горнолыжный курорт с холодильником, стадионы с кондиционерами на трибунах, искусственные острова, живописные жилые районы, небоскребы, порты и яхтенные стоянки, гигантские заводы и электростанции, аэропорты, начато строительство метро. И теперь даже при самом смелом воображении трудно представить, что создадут в Эмиратах в следующие 20 лет.

Не пора ли и Украине вместо деления освоить умножение? Это вопрос к нашим господам олигархам, депутатам, правителям и президенту. Ведь у нас совокупных ресурсов куда больше, чем в Эмиратах. Особенно трудовых. Однако нашему народу следует проявлять не только трудолюбие, но и требовательность. Ибо лидер Украины, законодатели и правительство должны проявлять мудрость и широту мышления, а не провинциальные комплексы обиженных историей и соседями, осложненные склонностью к казнокрадству. Только тогда станет возможным оздоровление Украины. И совсем не нужно опускать страну до пустыни, чтобы сделать из нее Новые Эмираты.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем YouTube-канале.

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров