Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Одесситки украшали прически гнездами и носили платье из воздуха

Мода 200 лет назад: дамы одевались в "Пале-Рояле" и блистали на балах Ланжерона и Маразли.

С каждым годом модные веяния совершают витки, возвращаясь в ту или иную исходную точку. Такие "приветы из прошлого" случаются все чаще и чаще. И многим уже вполне привычно такое понятие, как "винтаж". Те, кто шагает в ногу с модой, выкладывают кругленькие суммы за камеи и броши позапрошлого века. И даже если говорить не о самых продвинутых модницах — ну какая красотка не примеряла на себя хоть однажды нежный романтический образ, не вздыхала по локонам и корсетам. Одесситкам в этом плане очень повезло — мода здесь пустила корни вместе с основанием собственно самого города. Двести лет назад одесситки одевались практически на тех же улицах, что и современные кокетки Южной Пальмиры. И делали это с огромным вкусом. "Сегодня" решила воспроизвести "модную картину" столетия, которую творили стильные штучки Одессы в 1800-х годах.

Реклама

"Пале-Рояль". На Театральной торговали бархатом, столовым бельем и дамскими нарядами. Фото из архивов Одесского историко-краеведческого музея

Самые шикарные туалеты дамы эпохи Воронцова покупали в бутиках на Дерибасовской, Екатерининской и Ланжероновской улицах, а также на площадях Театральной и Екатерининской, — пишут одесситы тех лет. Здесь размещались магазины с самыми "свежими" моделями, которые доставляли прямиком из Парижа и Лондона. В элитном торговом центре на Театральной площади — "Пале-Рояль" — продавали "шелковые материи, черный и цветной бархат, французские шали, полотна, столовое белье (скатерти, салфетки и т. п.), перья, мадаполам, кембрик, нансук, шике, жаконет, кисея, шерстяные материи, попелин, альпаг, модные шелковые материи, бареж, батист, полотняные и батистовые платки, чулки, носки, галстуки, мужские и дамские рубахи, ковры, мебельные материи, занавеси, одеяла шерстяные и пикейные, драдедам и кастор; здесь же большой выбор готовых дамских нарядов". На Дерибасовской работали сразу три магазина "Парижские моды". А на Ришельевской в салоне мадам Лобади несколько раз в год можно было услышать о парижской моде из первых уст, хозяйка приглашала с этой целью модисток из самой столицы Франции. Примечательно, что нашим пра-пра-прабабкам неслыханно повезло: для них предметы роскоши были значительно доступнее, чем для других жителей Российской империи. Ведь благодаря усилиям герцога де Ришелье в Южной Пальмире с 1819-го по 1859-й действовало порто-франко — отмена пошлины на привозные товары. Режим беспошлинной торговли практически превратил город в международный торговый центр. Негоцианты, торговавшие с империей, везли свои товары в Одессу и продавали их здесь без пошлины. Вместе с ними город наводнили и модистки из Парижа.

Реклама

Сентябрь-1889. Одесситки одевались по последнему слову моды. В конце века юбки платьев укоротились и оголили щиколотку, а рукава носили название "бычья нога". Фото The Yuong Ladies Journal

БАЛЫ У РИШЕЛЬЕ И НЕСКРОМНЫЙ КОСТЮМ ВОЗДУХА

Реклама

На бал. Одеть одно и то же платье в свет более 4-х раз — моветон. Фото English Fashions for may 1831

Дамы и кавалеры старательно подбирали наряды для походов на балы и маскераты (так называли маскарады). Кавалеры являлись преимущественно во фраках, а дамы — в бальных платьях. Причем даже в самом шикарном платье, согласно действующему в те времена этикету, дама могла явиться в свет не более 3—4 раз. Ришелье устраивал балы с "живыми шахматными фигурами". Только в зимние праздники в честь начала 1824 г. в Одессе состоялись 5 вечеринок: у Воронцовых, Ланжерона и благотворительный маскерат в театре. Особое внимание уделяли декорациям приемов. Например, когда в 1837-м в Бирже гуляли на балу в свою честь государь Николай Павлович и императрица Александра Федоровна, "будуаръ Императрицы былъ украшенъ турецкими шалями, — описывает в книге "Старая Одесса" Александр ДеРибас. — Все колонны были покрыты позолоченнымъ трельяжемъ, по которому вились живыя виноградныя лозы съ гроздями винограда всехъ местныхъ сортовъ". На балах госпожи Маразли и госпожи Папудовой танцевали по несколько сот человек, а однажды — 580 гостей. Пышно гуляли в домах Скаржинского, графа Лидерса, графа Толстого, где "гремели оркестры и было разливанное море шампанского". Но больше всего одесситам полюбились костюмированные балы — "маскераты и увеселительные вечеринки", — на которые дамы и кавалеры являлись в нарядах стоимостью по несколько тысяч рублей каждый.

Будуар дамы XIX века — реконструкция. Фото из архивов одесского историко-краеведческого музея

На паркете можно было встретить турка в золоте, наложницу гарема, русских бояр, "Солнце", "Полумесяц", "Ночь", "Лесного беса", "Моряка". На одном из балов появился костюм "Воздух" — до того прозрачный, что многие дамы сразу покинули бал. Зато целый рой мужчин окружил почти нагую барышню, пишут современники.

ОДИНАКОВЫЕ ГНЕЗДА ИЛИ ПЕРЬЯ НА ГОЛОВЕ — ДУРНОЙ ТОН

Елизавета Воронцова — одна из первых красавиц Одессы. Портрет П.Ф. Соколова

В XIX веке в моде были замысловатые прически с перьями, искусно переплетенные косы на старогреческий и римский мотивы, а на балах или в театрах дамы щеголяли в тюрбанах. Как писал журнал "Московский телеграф", в 20—30-е годы позапрошлого века тюрбаны были разных форм, с перьями, живыми цветами и украшениями. Причем, одесситки пытались в прическах перещеголять друг друга, а не скопировать. Так, "если одна из первых красавиц того времени княжна Нарышкина делала себе прическу а-ля Шарлотта Кордэ, то дурным тоном было появиться в свет в такой же", писали современники модниц. В погоне за красотой одесситки вплетали в кудри корабли, букеты, гнезда и птиц из перьев и драгоценных камней. К концу XIX века пришла мода и на короткие прически а-ля титус, причем не только у мужчин, но и у женщин. В память о казненных французских революционерах кавалеры выбривали на затылке волосы, а дамы коротко подстригали пряди.

ЧАСЫ ПОД ЮБКОЙ И БРЮЛИКИ НА ДВОРНЯГЕ

В годы порто-франко все заграничные товары горожане покупали без пошлины, предметы роскоши стоили очень дешево. А пошлину на товары платили только при выезде из Одессы, поэтому многие пытались обхитрить таможенников, переправляя из города модные кружева и драгоценные украшения. Как писала местная пресса, контрабандой на сухопутных таможнях нередко занимались женщины. Так, некая дама спрятала под пышным платьем настенные часы, которые при осмотре начали бить и выдали ее. Нередко барышни обматывались под платьем кружевами. Поймав несколько таких дам, местный надзиратель принялся ощупывать всех упитанных девушек, допрашивая: "А що ciє у вас натуральне чи фальшивее?". А однажды предприимчивый одессит перевез контрабанды на 10 тыс. рублей... на спор с губернатором Новороссийского края. Как описал в книге "Замечательные чудаки и оригиналы" Михаил Пыляев, некий помещик Т. заявил графу Воронцову: "Нет ничего легче, как провести таможенных". И поспорил на стоимость своего имения (50 тыс. руб.) против губернаторских 100 тыс. руб., что провезет кружева и бриллианты на 10 тыс. руб. В назначенный день Воронцов прибыл на таможню, к которой подъехал на коляске и помещик Т. Как только ни досматривали таможенники спорщика: раздели до белья, и белье осмотрели, разрубили экипаж на куски, ощупали лошадей, но ничего не нашли. Тогда помещик подозвал к себе белого пуделя, бежавшего за его экипажем, а во время обыска дремавшего у стола управляющего таможней, и ножницами распорол собачонку вдоль спины. Под пуделиной шкурой оказались… дорогие кружева, блонды и бриллианты, обмотанные вокруг тельца дворняжки. Помещик просто вымазал ей голову, лапы и хвост белой краской, а затем вырядил в "пуделя".

БРАСЛЕТ-НЕВОЛЯ ИЗ ОДЕССЫ И САНТИМЕНТЫ С ПОРТРЕТАМИ

Массивные браслеты носили поверх перчаток на балы. Фото из Архивов ювелирных экспозиций музеев мира

Украшения в XIX веке указывали на статус и сердечные истории своих обладательниц. В 30-е гг. ювелиры мастерски чеканили на брошках и браслетах растения из цветного золота с цветными камнями, а также подвески в виде миниатюрных готических скульптур. Тогда же в моду вошли сердце, якорь и крест (символы любви, преданности и веры соответственно). Из этого набора символов ювелиры по заказу дам выстраивали засекреченные послания. А в 1840-х пошла мода на браслеты-змеи, обвивающие руки. Носили крупные браслеты из золота и серебра с драгоценными камнями и камеями. Их надевали поверх перчаток на балы и в театр. В журнале "Современник" И. Панаев пишет: "Эти браслеты так массивны, так огромны, что их можно легко рассмотреть из партера театра". Правда, носили их не только на руках. В журнале "Модный свет" за 1892 г. модницам советуют вплетать такие украшения в прически "греческий узел".

Практически весь век из дамской моды не выходили парные браслеты, особенно популярны были так называемые "эсклаважи" (с фанцузского — "рабство") или "сердечная неволя", которые представляли собой два кольца — на запястье и у кисти, скрепленные цепью с маленьким замочком в форме сердца. "Эти браслеты вывозят из Одессы; они бывают железные и золотые", писал "Московский телеграф". Очень модны в то время были браслеты-медальоны с портретами, которые носили на левой руке и именовали "сантимент". Также в XIX веке дамы носили броши на корсаже. В 70-х на каждом украшении обязательно фигурировала звезда, затем в моду вошли жемчуга и насекомые. В конце века прочно укрепились и бриллианты. Для светской дамы появиться в платье с декольте и без бриллианта считалось недопустимым, но этикет разрешал и бижутерию. "Поддельные бриллианты (стразы. — Авт.) должны носить такие дамы, которые по своему положению могут быть в настоящих и имеют туалет и обстановку, подходящую к алмазам", писали законодатели этикета в "Сборнике советов для дам, как одеваться со вкусом". В этом же сборнике называли безвкусным украшать себя бриллиантами в "домашнем или для прогулки туалете".

ОДЕССИТКА ТОМАЗИНИ ОДЕВАЛА ЛЬВИЦ ИЗ ПИТЕРА

В былые времена одесские красотки старались одеваться, как парижанки. Ведь мировыми центрами моды в XIX в. были Франция и Англия. В начале века кавалеры носили фраки с высокими цилиндрами, а дамы — облегающие платья с круглым декольте, завышенной талией, пышными рукавами и юбками до пола. Уже в 20-х гг. линия талии вернулась на законное место, а юбка перестала прикрывать щиколотки. В 30-х гг. юбка становится шире, а широкие рукава сужаются к кисти. Для пущей пышности дамы носили накрахмаленные нижние юбки. На несколько десятилетий в гардеробе дам прочно укрепились шляпки с широкими полями, украшенные бантами, лентами и цветами.

В 40-е годы лиф укрепляли китовым усом, V-образный вырез украшали широким воротником, частично прикрывающем рукава. Юбки снова опустились до пола. В 50-е годы юбки нарядных платьев становились все пышнее, ярче и со все более искусной отделкой: оборками с кружевами и розетками. Лифы становились все более затянутыми, а рукава — широкими. В 60-х шляпки теснят чепцы с отделкой из кружев или цветочными мотивами. Кокетки носят платья, которые приоткрывают нижнюю юбку.

В 70-х дамы обнажают плечи в модном по тем временам овальном вырезе "полонез" бальных платьев, нижнюю и верхнюю юбки украшают воланами и подбирают с боков, а рукава-фонарики обрамляют кружевами и лентами. В то же время юбки нарядов для прогулок становятся уже. К концу века вырезы платьев приобретают четырехугольную форму и кружевные воротники, верхние юбки присобирают сзади. Затем в моду вошли рукава "баранья нога", названные так из-за формы: от плеча до локтя они шли широко, и от локтя резко сужались, обхватывая руку. К началу XX века барышни почти забыли об оборках, воланах и каскадах кружев. В моду вошли изящные силуэты, несколько расклешенные юбки до пола с небольшой оборкой по низу или же со вставками.

За всеми этими новинками одесситки следили пристально. И даже старались диктовать свои условия мировым брендам. Так, одесситка Мария Озерская постоянно участвовала в модных европейских вернисажах и получила за свои наряды ряд дипломов.

Предпочитали индпошив, мастерских было много. Фото из архивов одесского историко-краеведческого музея

Как и сейчас, многие модницы того времени предпочитали индпошив. С придыханием одесситки произносили имена местных портных: Лангле, Тамбюте, Мишель, Верель, которые с успехом обходили парижских кутюрье. Королевой этого мира по праву можно назвать модистку Томазини. По воспоминаниям современников, легендарная швея создавала такие туалеты, что к ней в очередь становились светские львицы Санкт-Петербурга, а местные дамы целовали ручку. Томазини одевала своих фавориток с таким вкусом, что они тотчас отличались от других, уверяют современники. Предприимчивая одесситка так разбогатела на своем искусстве, что смогла позволить себе жить в Париже в собственном отеле.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять