Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

"Пиратам ХХ века" — 30 лет

В день рождения первого советского боевика его создатели рассказали о закулисье съемок.

30 лет назад была завершена работа над культовой кинокартиной "Пираты ХХ века". Из-за первого советского боевика в духе западных "стрелялок" в полуподпольные секции карате валом валила молодежь, во дворах отрабатывали удары судомеханика Сереги и боцмана Матвеича с криком пирата Солхата — "И-йя!". Впервые советские герои били негодяев не только по лицу, но и в пах. Для Николая Еременко (Дед, механик), Талгата Нигматулина (пират Салех) и Тадеуша Касьянова (боцман Матвеевич) эти роли стали по-настоящему звездными. В прессе была опубликована цифра 87,6 млн. зрителей за год показа, в то время как на студии имени Горького висела информация дирекции — 103 млн.!

В фильме "Пираты ХХ века" советский сухогруз "Нежин" из порта в Юго-Восточной Азии с грузом опия для наших фармацевтов направляется во Владивосток. В водах Тихого океана корабль попадает в пиратскую западню. Головорезы берут на абордаж "Нежин", расстреливают часть экипажа и сгружают опий на свой теплоход Mercury. Оставшиеся в живых 9 человек, среди которых две женщины, успевают на шлюпке покинуть тонущий "Нежин". Далее их злоключения продолжаются на затерянном острове туземцев — ловцов жемчуга. В фильме даже озвучены координаты: 7° 8` СШ, 138°1` ВД. Но в реальности — это посреди Тихого океана, ближайшая земля — остров Рождества (Кирибати) примерно в 1500 милях. Морякам "Нежина" удалось справиться с 15 вооруженными пиратами, захватить их теплоход и выйти в радиоэфир. Но домой вернулась только треть экипажа…

Всю экзотику тихоокеанских злоключений моряков "Нежина" режиссер Борис Дуров отыскал в Крыму. Советский боевик снимали на базе Ялтинского филиала киностудии имени Горького с апреля по август 1979 года. Два судна — сухогруз класса река-море "Фатеж" и теплоход "Адмирал Лунин" (тогда порт приписки — Жданов), задействованных в картине, кинематографистам в помощь выделило Азовское морское пароходство. "Фатеж" сценаристы переименовали в "Нежин", а "Адмирал Лунин" стал пиратским кораблем Mercury. И первые кадры фильма в порту с погрузкой опиума на борт "Нежина" сняты в Мариуполе, а не в Ялте. Перегонять такой мощный корабль к берегам Крыма смысла не было, поэтому эффектную панораму "Нежина" в открытом океане снимали в водах Азова, также как и сцены, где боцман-каратист Матвеич (Тадеуш Касьянов) на палубе разбивает ногой доску, и потом взятие пиратами сухогруза на абордаж.

Режиссер Борис Дуров с теплотой вспоминает о мариупольской части киноэкспедиции-79: "Мы жили в Жданове в гостинице, недалеко от порта. Все как обычно: ранний подъем, на завтрак полстакана сметаны с какой-нибудь булочкой, разбавленный кофе и на пароход. Поднимаемся на пароход с нашим директором, там нас приветствует капитан и приглашает в кают-компанию. Я интересуюсь: "Зачем?". А он: "Завтракать". Чувствую, меня директор незаметно подталкивает, чтобы я не отказывался. Я уточняю: "Только мы?". Радушный капитан: "Да вы что?! Всю группу приглашаем!". И так нас кормили на пароходе вкусными завтраками и обедами целый месяц — все поправились".

"ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ВРЕДНУЮ" КИНОКАРТИНУ СПАС ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ


Премьера фильма состоялась на год позже

Премьера "Пиратов" планировалась на конец 1979 года. Но после показа ответственным лицам из ЦК ВЛКСМ картину отложили на полку — "идеологически вредная". Они были в шоке от обилия опиума и драк, хотя в Госкино к режиссеру особых претензий не нашлось. Зампред Госкино Борис Павленок только высказал пожелание, чтобы вырезали сцену, где пират Салех бьет нашу женщину, обращаясь к своим амбалам: "Нравится эта?", и один из них начинает расстегивать штаны.

Но как уже не раз бывало до этого (например, с "Джентльменами удачи"), картину спас главный киноман страны — Генсек Брежнев. Ему на дачу отвозили все копии, в том числе и "отложенных" лент. От "Пиратов" Леонид Ильич был в восторге, и картина вошла в число избранных, которые он пересматривал летом в Крыму. Как рассказывали корреспонденту газеты "Сегодня" сотрудники госдачи в Нижней Ореанде, Генсек частенько засыпал перед экраном и терял нить сюжета, а просыпаясь в момент какой-нибудь драки, переспрашивал: "Это наш его ё..ул?". Ему подтверждали: "Наш, наш, Леонид Ильич". И Генсек удовлетворенно бурчал: "Молодец, Коля".

Идеологи вынуждены были устроить премьеру "Пиратов" (14 июля 1980 г). Копий фильма было меньше, чем для других хитов того года — "Экипаж" и "Москва слезам не верит", но по количеству зрителей и кассовым сборам за "Пиратами" остается непревзойденный на все времена рекорд — 103 млн. человек.

СЦЕНАРИСТ: НА СЮЖЕТ ВДОХНОВИЛА ГАЗЕТНАЯ ЗАМЕТКА

Фото М. Львовски

Говорухин. Доволен, что от его идеи не оставили рожки да ножки

Корреспондент-международник в "Известиях" сообщал в 1977 году о вопиющем факте пиратства: в Южно-Китайском море на итальянский сухогруз напали морские бандиты, расстреляли команду и захватили вместе с судном 200 тонн урановой руды. Историю для "Пиратов XX века" автор сценария Станислав Говорухин почерпнул именно из этой заметки. А с идеей обратился к Борису Дурову. Их связывали товарищеские отношения, и на двоих как режиссеры они сняли уже свой дебютный фильм "Вертикаль" с Владимиром Высоцким в главной роли.

Сам Говорухин взяться за "Пиратов" не мог, потому что в качестве режиссера уже запускался в работу с другим проектом — "Место встречи изменить нельзя". "Это была уже не первая картина, которую снимали по моему сценарию, — рассказывает Станислав Сергеевич. — И обычно от него оставались рожки да ножки. А тут к сценарию режиссер отнесся с уважением и очень добросовестно. Уже тогда я понимал, что у картины будет успех, но не представлял, что успех окажется таким огромным. Ее и сейчас с интересом смотрят мальчишки и взрослые. А тогда ругали все критики, "Пиратов" упоминали как пример безобразия в искусстве. Но время ставит все на свои места. Прошло уже 30 лет, и спроси этих критиков, за что они ругали "Пиратов ХХ века"? Это же романтическая история, в центре — герой, которому стоит подражать, ибо это настоящий мужчина, который способен отстоять собственное достоинство, защитить себя, ребенка, женщину, родину наконец.

Картина будит в человеке добрые, благородные чувства, она может его вдохновить на новые благородные дела и даже на подвиги. И что сделали с ней? Ну, во-первых, на долгие годы затормозили развитие этого жанра — приключенческого фильма. Дуров после этой отвратительной, убивающей критики уже не хотел снимать ничего подобного. Другие режиссеры на его примере говорили: "Да зачем мне это нужно? Деньги те же или даже меньше, а какой позор!" Вот как важно сегодня вспомнить, как отнеслось общество, вернее не само общество — картина-то, конечно, была принята с восторгом той аудиторией, для которой она была предназначена, а элита кинематографическая, которая должна была развивать все новое.  

НАШИ ПЛЕННИКИ: "У НАС ДУБЛЕРОВ НЕ БЫЛО"


Драпов: "В отличие от кино, договориться с командой так, чтобы пираты не поняли, было невозможно"

30 лет назад эта киноистория для зрителей казалась фантастичной, хотя и была основана на реальном случае — вопиющем, но единичном. Сегодня же сообщения о захвате судов "пиратами ХХI века" общественностью уже воспринимаются как обычное ЧП — если это не касается их родных и близких. За последние несколько лет в плену у вооруженных корсаров побывали десятки украинских моряков. Так, стармех Валерий Драпов из Севастополя пробыл 63 дня в плену у нигерийских боевиков, а одесситы — моторист Алексей Кочерга и помощник капитана Александр Присуха — продержались 135 дней на борту "Фаины" в заложниках у сомалийских пиратов.

"Фильм достаточно реалистичен, как ни странно, все очень похоже на нашу ситуацию. Скажем, каждый третий пират, как и в кино, находился под кайфом. Мы тогда даже пару раз его вспоминали: хорошо, что среди нас нет женщин, — говорит Алексей Кочерга, — думали так же, как в кино, захватить оружие, но решили не рисковать — не хотели терять друзей. Когда до этого с интересом смотрел фильм, даже не допускал такой мысли, что когда-то сам окажусь в похожей ситуации. Нельзя сказать, что те негры, захватившие нашу "Фаину" и удерживавшие нас в плену, все были полными отморозками, нет, это простые колхозники, у которых в руках вместо сап и лопат оказались автоматы — им приказали и они делают. Если по телевизору будут показывать этот фильм, я его смотреть больше не буду".

Александр Присуха говорит об иронии судьбы так: "Раньше я, конечно, видел этот фильм. Но мне лично в голову даже не приходило совмещать нашу ситуацию с той, которая показана в фильме, проводить какие-то параллели… У нас дублеров не было, а сомалийцев вооружали не пиротехники. Ситуация была, конечно же, критической, но не безвыходной — верили, что нам помогут, поэтому никто и не пытался без оружия обезвредить пиратов. Хотя в моменты отчаяния настроения разные были, мне трудно сейчас об этом и говорить, и вспоминать. Извините…".

А вот Валерий Драпов согласен посмотреть эту ленту снова: "Но то, что в кино и на самом деле — большая разница. В моем случае сопротивление оказать было сложно, потому что кроме меня на "пароходе" был только старый капитан, а остальная команда — вся из черных, 11 нигерийцев. Договориться по-русски, чтобы не поняли пираты, не с кем, а английский они хорошо знают. А так, конечно же, был порыв что-то сделать, но шансов на хороший исход при этом немного. В таких случаях останавливает то, что заложников берут не для того, чтобы потом их расстрелять. Я даже потом общался с теми, кто захватил наш "пароход" и они говорили, что еще ни разу не убивали своих пленников".

С ПАЛУБЫ MERCURY В МОРЕ СМЫЛО МИНУ

Фото: В. Павлотос

На мысе Тарханкут. Снимали один из эпизодов выхода Mercury из бухты

Смуглолицых полицейских в "зарубежном порту" сыграли ученики Тадеуша Касьянова: "Мы как раз организовали школу карате в Москве, где я был старшим тренером. До этого к нам всегда приходил Володя Высоцкий, ну и сидел у нас молча. Мы тренировались, а он сидел, смотрел на нас, настраивался, хотел написать гимн карате, говорил: "Напишу ребята, обязательно напишу". Но вот не сподобился… А Володя был хорошо знаком с Говорухиным, вот Стас и обратился к нам — нужна помощь в постановке драк".

Остров туземцев с бухтой, где укрывался Mercury, снимали на восточном побережье полуострова. Декорации деревни ловцов жемчуга художник-постановщик Ялтинской киностудии Борис Комяков выстроил недалеко от поселка Орджоникидзе. Тогда там был военный городок с режимной зоной, и поэтому съемочный объект легко ограждался от туристов-зевак. А первое знакомство советских моряков с "островом" происходит в 15 км от "деревни" — на Карадаге. Пиратский же теплоход киношники прятали в Голубой бухте возле Нового Света, это уже за Судаком. Поклонники отдыха в этих местах легко узнают не раз мелькающий в фильме профиль горного массива Караул-Оба. Дозор пиратов, с которым лихо разобрались боцман Матвеич (Т. Касьянов) и матрос Стеценко (В. Жиганов), располагался в этой же бухте на мысе Капчик. Здесь же в скальных расщелинах прятались буфетчица Маша (Н. Харахорина) и библиотекарь Айна (М. Эглите).

Фото: Г. Зеленин

Под водой. Снимали погоню матроса за туземкой Маа

К природе острова туземцев добавлены и черты западного побережья Крыма. Эпизод с выходом Mercury из бухты и всплытием мин снимали уже на Тарханкуте. "Мы договорились, что подводную натуру с всплывающими рогатыми минами снимем на мысе, — рассказывает конструктор кино Валерий Павлотос. — И в середине лета съемочная группа на игровом судне отправилась к нам из Нового Света. Переход мимо Севастополя и Евпатории занял почти сутки. Ночью теплоход попал в шторм, а на утро выяснилось, что волной с палубы смыло одну из бутафорских мин. Мина-то бутафорская, но для тех, кто об этом не знает, она выглядела как настоящая! Пришлось давать радиограмму на Черноморский флот, что потеряна мина, но она не представляет опасности!".

Там же, на западе Крыма, сняты красивая картинка со сквозным 98-метровым тоннелем Малого Атлеша, по которому проходит пиратский катер и эффектные прыжки с Mercury Николая Еременко и Тадеуша Касьянова. "В роль боцмана я вживался на корабле, — вспоминает Касьянов. — Наблюдал, спрашивал и старался немножко срисовывать манеры настоящего боцмана. А одежду выбрал себе сам: и майку эту выцветшую лиловую, и берет с якорем — намек на то, что я служил в морской пехоте, и значит, брюки эти морские с ремнем. Потом еще сапоги такие мягкие, которые можно в воде сбросить, если там придется очутиться, как в эпизоде с минами".  

ТОНУЩЕЕ СУДНО СНИМАЛИ В БАССЕЙНЕ

Подводный эпизод на тонущем сухогрузе "Нежин" снимали в обычном бассейне гостиницы "Ялта-Интурист"! Стармех, рискуя жизнью, проплывал по затопленным коридорам, чтобы спасти буфетчицу и библиотекаршу, запертых пиратами в судовой библиотеке. "Все конструкции мы выстроили в той части бассейна, где находится глубокая прыжковая чаша, — рассказывает Валерий Павлотос (киноконструктор. — Авт). — Не обошлось без курьеза. Когда заполнили ее подогретой морской водой, сразу же всплыли все двери. Постановщики закрепили надежно все предметы, а вот о том, что надо прикрутить дверные петли — забыли. После устранения этой проблемы за дело взялся наш оператор-подводник — профессиональный водолаз Владимир Карпичев. Благодаря его мастерству, а также отличной работе под водой Николая Еременко, кадры спасения получились столь выразительными".

"Проводить съемки в открытом море было рискованно, — вспоминал Владимир Григорьевич. — А в бассейне и экономически выгоднее. Для себя я не видел технических сложностей в такой работе. Меня волновало другое — как актер справится с этой ролью. При подготовке быстро освоил то, что от него требовалось. Помню, подбадривал Еременко: "Николай, тебе придется работать на задержке дыхания. Коридор и переходы будут затоплены водой. Страховка надежная. Если что, Саша (оператор Рыбин. — Авт.) придет тебе на помощь. Постарайся мобилизовать все свои внутренние ресурсы. Я испытание провел специально в удлиненном режиме, с учетом аварийной ситуации. Трудно, но выполнимо!"

Сам же Еременко рассказывал, что даже министр кинематографии, когда принимал картину, набирал воздух и как будто проплывал под водой по этим коридорам: "Кажется, что все это несколько длиннее, чем есть на самом деле. Ничего там страшного нет, страшно было другое, что снимали это просто неделю в бассейне. По семь часов я сидел в воде и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять…И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: "Ну, ты, Коля, как закончишь — подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем". Режиссер фильма как-то в монтажной специально замерил, сколько плывет стармех: оказалось, туда 49 секунд, а обратно — 52!

Новости партнеров

Новости партнеров