Армянск

Валентин Валентинович Демидов, городской глава Армянска: "Крымский Армянск похож на немецкий город Халле"

.jpg

С вашей точки зрения, какова зависимость города от предприятия?
— Фактически половина трудоспособного населения – а его у нас 12 тысяч – работает на "Крымском ТИТАНе".

А другая половина где?
— Во-первых, это социальная сфера – образование (1100-1200 человек), больницы (450 человек), малый и средний бизнес достаточно развит. Если брать неофициально трудоустроенных, то, я думаю, что со всеми рынками и со всеми объектами будет тоже около 1500 человек. Культура, коммунальные предприятия. У нас есть люди, которые также работают в Красноперекопске, например.
Поэтому зависимость города от завода, что касается трудоспособного населения, значительная. Но что касается налогов, то у нас где-то 60-67% в структуре доходов – это налог на доходы физических лиц и аренда земли ЧАО "Крымский ТИТАН". И сейчас у нас основная задача – это уйти от монопрофильности и использовать те ресурсы, которые есть.
Безусловно, завод – это градообразующее и бюджетообразующее предприятие, но у нас также есть внутренние резервы, сейчас проводится масштабная работа. В частности, по минимизации зарплаты в конвертах.

Готовы люди к этому?
— Это проблематично, безусловно.

Какими методами вы их убеждаете?
— У нас есть комиссии, мы персонально общаемся c каждым более-менее крупным предпринимателем. Кто-то идет на диалог, кто-то нет. Если бы, конечно, у городской власти были более существенные рычаги влияния… К сожалению, все зависит не от нас. Есть рычаги у налоговой, милиции, ряда других служб, но не у нас. Поэтому приходится действовать коллегиально, собираться и потихоньку менять ситуацию.
К тому же мы понимаем, что наш город находится в очень выгодном географическом расположении. И сейчас у нас совместный проект с немцами – GIZ (Немецкое  общество  международного сотрудничества, цель проекта – поддержать социально-экономическое развитие Армянска).

А как вы начали с ними работать?
— Этот проект работает на уровне правительства.

То есть, вам спустили этих консультантов сверху?
— Не совсем. Мы работали с Министерством экономики Крыма и попросили, чтобы нас учли, когда будут мероприятия подобного плана. И после того, как у немцев появилось желание работать с Крымом, нас посоветовали им. Изначально немцы хотели работать с Евпаторией, но мы очень рвались в этот проект и добились, чтобы нас и еще Красноперекопск в него включили. Сейчас мы работаем по 12 направлениям.

Как вы считаете, на какой немецкий город похож Армянск?
— Есть Халле, Дессау, города в Восточной Германии… Там, где были крупные химические предприятия. После объединения Германии у них начался резкий отток населения, промышленность стала невостребованной.
Конечно, наше и немецкое законодательство очень отличаются. Разные условия борьбы за инвестора. Отношение к налогам… В целом города могут сами принять те решения, которые им помогут привлекать инвестора. Плюс, у них, конечно, есть огромный денежный потенциал. Есть деньги Евросоюза, государственные, деньги земель, программы.
У них построены технопарки под городами – там, где на одном участке расположено 300-400 предприятий, которые платят налоги. При этом город дает им минимальную ставку на землю.
Что интересно – основной градообразующий налог в немецких городах – это налог на прибыль. То есть мэрия заинтересована в прибыльности предприятия и для этого дает льготы по всем остальным налогам.
То, что мы пытаемся перенимать – это структура отделов экономики. У нас отделы экономики, как правило, экономикой не занимаются. Они занимаются сбором информации, статистикой. Там совсем по-другому работают, есть методики по привлечению инвестиций, и эти отделы работают по каждой из этих методик. Есть четко поставленная задача у людей по привлечению инвестиций в город. Совсем другой подход.

Как будет развиваться Армянск в ближайшее время?
— Первое – это развитие логистических возможностей нашего города. Также планируется развитие спортивного туризма, например, велотуризма, кайтсерфинга, виндсерфинга в Каркинитском заливе. Рассматривается направление создание технологических (индустриальных) парков. Кроме того, это, конечно, развитие малого и среднего бизнеса в городе. Недавно, например, была создана бизнес-ассоциация.
Также направления – это развитие "зеленого" туризма, масштабные предприятия по озеленению города, составление инвестиционного паспорта Армянска. Мы понимаем, что мы уже точно не станем курортным городом. У нас есть промышленность, ее и нужно развивать.
У нас есть еще программа "Светлый город". В рамках этой программы мы осветили все районы, установили внутриквартальное, внутридворовое освещение. Хотим реконструировать  центральную дорогу, там, где проходит трасса через город и освещение вдоль нее, хотя здесь все фонари и сегодня уже горят. Раньше в городе, до реализации программы было только 24 фонаря.

Молодежь у вас стремится уехать из города?
— Безусловно, как и везде. Отток стабилизировался, конечно, его сейчас практически нет. Уезжали в основном в 1991-1998 годах.
Кстати, одно из направлений, которое мы планируем развивать – это создать восприятие города – "Армянск – твое первое рабочее место". Пытаемся задержать у себя молодежь. Мы понимаем, что вряд ли сможем соревноваться с Ялтой по количеству культурно-массовых мероприятий или с тем же Симферополем. Но предоставить рабочее место – сможем.

Сколько лет не строился жилой фонд?
— Наверное, где-то с 1992-1993 годов ничего не строилось, кроме частного, конечно. Есть планы и даже нашелся инвестор, который планирует строить первую за эти годы 5-этажку.
К сожалению, за время, когда предприятие простаивало, для города это был удар. Бизнеса не было, коммунальные предприятия не работали. К счастью, сейчас ситуация стабилизировалась.
Мы, безусловно, очень надеемся на Меморандум о сотрудничестве и социальном партнерстве, который был подписан между Председателем Совета Группы компаний Group DF Дмитрием Фирташем, городским головой Армянска Валентином Демидовым и руководством завода, и уже много работы проделано в этом направлении.

Как именно работает Меморандум о сотрудничестве и социальном партнерстве?
— Окончательное решение принимается совместное, но каждому решению предшествует серьезная работа. Когда мы начинали обсуждать возможность подписания такого меморандума, то со стороны исполкома мы подготовили 4 направления, которые требуют вложений, 4 самых проблемных направления. Это жилой фонд – кровли, подвалы, лифты; обеспечение водой и канализацией; социальная сфера – детские сады, школы; благоустройство города – парки, скверы. По каждому из направлений мы провели работу, а в основу положили как раз те социальные договора, которые мы совместно с кандидатами в депутаты местных советов подписывали с нашими избирателями в 2010 году. Там отражены вопросы, требующие решения на уровне автономии, города и конкретного округа.
Мы старались расставить приоритеты и в первую очередь приняли решение сделать то, что не терпит отлагательств. Например, крыши, которые текли с пятого по третий этаж.

Перевод города на индивидуальное отопление тоже было сделано в рамках меморандума?
— Нет, массовый процесс выдачи разрешений жителям на установку индивидуального отопления начался еще раньше, до моего прихода. В результате была разбалансирована система центрального отопления. Получалось, что  ежегодно подготовка к зиме требовала серьезных вложений, для коммунальных предприятий это было нерентабельно. Конечно, когда население переводилось на индивидуальное отопление, на мой взгляд, такой процесс должен был происходить по программе, а не хаотично. Поэтому нам пришлось искать выход из сложившейся ситуации. И мы его нашли. Первоначально мы совместно с ЗАО "Укртехпром" разработали оптимизированную схему  теплоснабжения города, на основании которой уже утвердили программу перевода жилых домов на индивидуальное поквартирное отопление. 
В последующем, на сессии была принята специальная программа "Забота" – это материальная помощь льготным категориям населения в установке индивидуального отопления. Тем людям, которым трудно найти деньги на установку котлов и другого оборудования, устанавливали их за счет городского бюджета. Было порядка 150 квартир.

Отразился ли переход на индивидуальное отопление на расходах населения?
— Это зависит от конкретной семьи, но в целом расходы остались на прежнем уровне.

А как насчет проблемы газа?
— Население ведь эту проблему не чувствует. Она есть для предприятий, для города.

Этим летом случилась катастрофа на "Стироле". Как обстоит ситуация с безопасностью на "Крымском ТИТАНе"?
— Есть специальные службы и в городе, и непосредственно на заводе. Еще с советских времен достаточно грамотно выстроена система безопасности. Кстати, в начале этого года приезжала комиссия из Совмина АР Крым. Искусственно создавались чрезвычайные ситуации и оценивалась подготовка служб города и служб завода – как быстро и насколько эффективно мы реагируем на ситуацию. И в целом была дана очень высокая оценка. Мы однозначно уделяем этому пристальное внимание, все-таки химическое производство.

Какой бизнес развит в городе?
— Прежде всего, это сфера услуг и торговли: салоны красоты, парикмахерские, магазины, рестораны, кафе. Очень много их открылось в последнее время.
Люди в городе получают достаточно высокую заработную плату по сравнению со всем Крымом, и деньги нужно куда-то тратить. Тратят на еду, одежду, развлечения. Если говорить о конце 90-х годов, то основная часть предпринимателей, так или иначе, была связана с "Титаном".

Куда люди могут сходить развлечься в городе? Чем им заняться, например, на выходные?
— Безусловно, у нас в городе не так много мест, где можно развлечься и потратить деньги. Но досуг же можно проводить не только в кафе, ресторанах и торговых центрах. Для детей и молодежи у нас есть детская юношеская спортивная школа и центр детского юношеского творчества, в которых есть большое разнообразие различных спортивных и творческих кружков. Кстати, эти здания также были отремонтированы в рамках Меморандума о сотрудничестве и социальном партнерстве и представляют собой новые, современные, комфортабельные здания со всем необходимым для обучения оборудованием. Есть у нас и центр культуры и досуга, где проходят торжественные и культурные мероприятия, а также можно посмотреть кинофильм. Однако стоит отметить, что даже сами предприниматели жалуются, что клиентов мало, падает спрос. Это общая тенденция.
Но если сравнивать с Красноперекопском, то у нас кафе и ресторанов на порядок больше. В каждом районе города есть какие-то рестораны, и я знаю, что жители Красноперекопска часто к нам приезжают.
Но, чтобы строить большие развлекательные центры, должен быть постоянный поток клиентов. А у нас население не такое большое – 26 тысяч. Таким предпринимателям нужен непрекращающийся поток, а у нас население активизируется ближе к выходным.

У вас город находится близко к трассе. Как часто сбивают ваших жителей?
— Были случаи. Сейчас мы думаем совместно с Крымавтодором установить светофор на опасном перекрестке. Проблема в том, что эта дорога – не наша, а областная. Во времена Советского союза удобно было то, что все было общее. Никто не спрашивал, чья эта дорога, к примеру. Сложность ведь даже не в том, чтобы поставить светофор, а в том, чтобы его обслуживать. Нужно создать соответствующую службу, которая будет за это отвечать, ведь Крымавтодор говорит, что это в черте города, они за этот перекресток не отвечают.
Но, несмотря на все неудобства, я бы не хотел, чтобы нам в объезд строили какую-то дорогу. Тогда нам придется забыть о транзитном туристе.

Какая ситуация с криминальной обстановкой в городе?
— Если смотреть на цифры и отчеты, то она стабильна. Не ухудшается, но и особо не улучшается, однако я бы не назвал ее критической. Конечно, хотелось бы, чтобы было больше патрулей милицейских в городе. Но взаимодействие у нас есть.
Кстати, недавно мы выделили 200 тысяч гривен и установили 14 видеокамер, которые были выведены на пульт приема информации, установленный в городском отделе милиции. Во всех цивилизованных городах мира есть камеры наблюдения, они предупреждают правонарушения, вандализм. Поначалу, конечно, были серьезные случаи вандализма. Наша задача – предупредить любые правонарушения.