В средние века кыргызские ханы были самыми могущественными в Центральной Азии, их владения простирались от Великой китайской стены до Каспийского моря, включали ныне российские Алтай и Хакасию. "Кыр гыз" — означает "сорок родов" или "сорок девушек", от которых ведет свое происхождение этот народ. История этих кочевников изложена в самом длинном в мире устном эпосе "Манас" длиною 500 000 стихотворных строф. До сих пор в Кыргызстане есть сказители — манасчи, которые знают его наизусть и рассказывают от начала и до конца в течение семи дней, прерываясь лишь на сон и легкий перекус. Численность населения, ведущего традиционный кочевой образ жизни в юртах на горных пастбищах, летом достигает 600—700 тысяч человек, в 5-миллионном Кыргызстане это ощутимое количество людей. Традиционные занятия сельского населения — молочное и мясное коневодство, овцеводство и кочевое пчеловодство — научный способ перевозки ульев с пчелами в высокогорных альпийских лугах, позволяющий собрать наибольшее количество качественного меда.
Более 60% территории Кыргызстана занимают высокие горы, самые большие из них — вдоль границы с Таджикистаном и Китаем. Это семитысячники пик Ленина, пик Коммунизма и Хан-Тенгри ("Господин Небо"), гора, которую кыргызы считают священной, как греки Олимп. Основную долю ВВП приносят золотодобывающие рудники и предприятия по переработке цветных металлов — олова, сурьмы, ртути. Впрочем, о наличии в стране тяжелой индустрии напоминают только этикетки пива "Шахтерское", заводы расположены далеко от столицы и туристических мест.
Ошский базар. Достопримечательность Бишкека
СТОЛИЦА. В Бишкеке сошлись сферы влияния Китая, России и Казахстана. Товары, произведенные в этих странах, — основной ассортимент местных магазинов. Есть и украинские — водка, конфеты и подсолнечное масло. На рынках — самая настоящая Азия. Ошский базар — место, где по ценам в 3—5 раз дешевле, чем в Украине, можно купить любые овощи и фрукты, малина и клубника здесь дают в год три полных урожая. Другой "рыночный" объект — базар Дордой, расположившийся на территории бывшего кожевенного завода. Это город в городе, здесь есть гостиницы, сауны, парикмахерские, мечети. Общее количество работающих — 25 000 человек. Это перевалочный пункт для товара, следующего из Китая в Россию. Дордой сейчас в кризисе — из-за закрытия Черкизовского рынка в Москве тысячи местных коммерсантов потеряли московских клиентов. Впрочем, челночная торговля с Россией остается достаточно оживленной — каждый день в Москву из Бишкека отправляются автобусы с торговцами, готовыми ради прибыли провести 8 дней в дороге туда и обратно.
Большая проблема Кыргызстана — дороги. В стране по существу только две приемлемые трассы: из Бишкека во второй по значению город Ош и из Бишкека вокруг Иссык-Куля. Дорога в юго-западный областной центр Нарын не ремонтировалась со времен СССР, а от Нарына до китайской границы просто пыльная грунтовка. Не лучше и дороги в горных районах юга. Автопарк кыргызов в основном состоит из подержанных "немцев" — "Ауди", БМВ и "Мерс", а также немолодых "японцев", преимущественно с правым рулем. Старые авто и плохие дороги — причина смертей на трассах. Правда, кыргызы говорят, что недавнее увеличение штрафов снизило аварийность, после последнего повышения в 5 раз они примерно в 4 раза ниже, чем в Украине. Стандартная взятка гаишнику — 50 сом (10 гривен), причем передается она методом рукопожатия, ловкий милиционер вынимает купюру, зажатую между пальцами водителя.
Зарплата в $300—400 в Бишкеке считается высокой, столько может зарабатывать хороший переводчик, госслужащий или талантливый гид.
ЛОКАЛЬНАЯ "ГАЗОВАЯ ВОЙНА" С БОЛЬШИМ СОСЕДОМ
Агитация. Портреты Бакиева на фоне гор
Кыргызстан на постсоветском пространстве считается самым большим другом РФ, после весенней революции и погромов 2005 года, когда экс-президенту Аскару Акаеву пришлось покинуть страну. Кыргызстан при новом президенте Курманбеке Бакиеве "попросил" со своей территории американскую военную базу, с которой США и НАТО совершали налеты на Афганистан. Бакиев согласился ввести на юг страны российские войска для охраны границы с Узбекистаном, откуда в страну могут просачиваться боевики-исламисты. Это вызвало негодование президента Узбекистана Ислама Каримова, который развязал против Кыргызстана "газовую войну" (киргизы должны узбекам $18 млн., собрать которые у населения очень трудно), требуя погашения долгов. Узбекистан пообещал приютить и уходящих из Кыргызстана американских военных.
В августе 2009 года Бакиева избрали на второй президентский срок, по официальным данным, он набрал 86,26% голосов, а его ближайший конкурент на выборах оппозиционер Алмазбек Атанбаев — всего 7,4%. Кыргызстанцы, опрошенные "Сегодня", уверены, что результаты выборов сфальсифицированы, но в победе Бакиева не сомневаются. "Скорее всего, он дописал процентов 25 для подстраховки, боялся проиграть", — говорят местные жители. Серьезных акций протеста оппозиция организовать не смогла, следующие выборы в 2013 году.
ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ОФИС ИЛИ ЮРТА
Дневная дойка. Белая — первая в очереди
Большинство кыргызстанцев, живущих в сельской местности, не так уж бедны, хотя не прочь пожаловаться на безденежье. 39-летняя Айман, которая по старому обычаю кочевников, 3—4 летних месяца живет в юрте в предгорьях Тянь-Шаня неподалеку от Горной Маевки, а остальное время — в сельском доме, говорит, что завидует киевлянам и москвичам, которые зарабатывают больше 1000 долларов в месяц и могут ездить отдыхать за границу, в том числе и в Кыргызстан.
У Айман 5 детей, двое из них с ней в кочевье, помогают пасти семерых молочных кобыл и трех жеребят. Сын на ослике подвозит ячмень из ближайшего села, а 2-летняя Чолпон проводит время праздно — бегает вокруг юрты. Муж Айман ездит на подержанном японском джипе с правым рулем. На трассе по дороге на Иссык-Куль у семьи стоит еще одна юрта (досталась Айман в приданое), где мужчина продает кумыс, произведенный из молока, что утром, днем и вечером выдаивает Айман на горном пастбище. Есть покупатели и на чистое молоко кобылиц, оно стоит в два раза дороже кумыса, поскольку его трудно хранить. Семья зарабатывает до 2000 сом в день (400 гривен), при этом расходы на еду минимальные — кумыса полно, а работники соседней фермы постоянно угощают женщину курдаком из суслика (вроде жаркого с картошкой) или продают дешевую баранину.
По экологической чистоте место, где живет женщина, можно сравнить разве что с Гренландией — запах трав опьянит любого горожанина — мята, лаванда, чабрец, ромашка. Нельзя сказать, что женщина тяжело работает: лошади пасутся сами, их просто нужно доить, что занимает 3—4 часа в день. Но она свою жизнь романтичной не считает. Мы долго спорили, кто из нас счастливее. Я рассказывал, что за свою зарплату должен 10 часов в день сидеть в офисе, портить зрение, не могу позволить себе ни машину, ни квартиру — тоже жаловался на жизнь и говорил, что мечтаю жить как Айман. В нашем споре, во время которого было выпито 2 литра кумыса, мы так и не выяснили, кому из нас двоих стоит больше жаловаться на жизнь.
КЫРГЫЗСТАН — ПОЛЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Чистая страна. Горы и небо — богатство кыргызов
С самого начала независимости, а в особенности после революционных событий весны 2005 года, Кыргызстан ищет свое место в мировом разделении труда, а кыргызы — свою новую постсоветскую самоидентификацию. Конечно, все, что связано с глобализацией, не обошло эту страну стороной, ни "кока-кола", ни китайская "быстрая" вермишель, ни русская и украинская водка.
В Кыргызстане существуют учебные заведения, которые представляют США, Россию и Турцию, на их основе уже сформировались новые научные школы, которые дополнили еще не исчезнувшую советскую систему. И хотя большинство кыргызов считают себя мусульманами, национальная идея, скорее всего, не будет ни исламской (то есть без ужесточения законов), ни узконационалистичной. Идеи нового Кыргызстана пока что космополитичны, страна хочет поделиться с миром тем, что у нее есть — красивой природой, горами и реками, великим озером Иссык-Куль.
"Есть две возможные туристические стратегии, первая — ориентироваться на богатых туристов из Европы, США и Японии, вторая — развивать курорты, пригодные для отдыха ближайших соседей — россиян с Урала и Сибири, казахов и узбеков", — рассказал "Сегодня" Советбек Качкынбаев, главный специалист Кыргызстанского агентства по туризму. По его словам, государство еще не определилось, какая стратегия будет доминирующей. Украинцы пока что в Кыргызстане редкие гости, однако Кыргызстан рассчитывает на появление в ближайшем будущем дешевых авиалиний, которые свяжут Европу и Азию.
Кыргызский ученый Султан Сарыгулов (брат бывшего госсекретаря страны Дастана Сарыгулова) вообще считает, что его страна сможет стать полем экспериментов для всего человечества. "Наша идея — создать в Кыргызстане институт идей будущего, где ученые всего мира смогут ставить опыты с солнечной и другими видами энергий, создавать новые типы экологических жилищ на основе классической юрты", —говорит он. По словам г-на Сарыгулова, Кыргызстан идеально подходит для таких опытов, поскольку в стране в данный момент не работает ни одно предприятие, загрязняющее экологию.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЮЮ АЗИЮ
Прямого авиационного и железнодорожного сообщения между Украиной и Кыргызстаном нет. Самый простой способ — добираться через столицу Казахстана Алматы. Туда напрямую летают компании "Аэросвит" и Windrose (от $660 в оба конца), "Аэрофлот" и "Трансаэро" с пересадками в Москве (от $600), "Турецкие авиалинии" с пересадкой в Стамбуле (от $700). Еще можно лететь "Аэрофлотом" с пересадкой в Москве прямо в Бишкек, это около $700. В Алматы от аэропорта нужно добраться до вокзала "Сайран", что обойдется в сумму около 1000 тенге за машину (50 грн.), а оттуда существует автобусное и маршруточное сообщение до Бишкека (50—60 грн.). Примерно за 100 грн. с человека в том же направлении можно уехать и на такси, машины стоят напротив автовокзала, иногда можно сбить цену и до 80. На автомобиле до Бишкека можно доехать за 3,5—4 часа, на маршрутке или автобусе — за 5—6. Преимущество такси — водитель довезет вас прямо по указанному адресу, а не высадит у автовокзала. По дороге в пограничном пункте Кордай придется выйти из машины с вещами и пройти границу пешком — процедура в обоих государствах занимает по 5—7 минут. Для пересечения границ нужен только загранпаспорт Украины.
Чуть дешевле добираться через Москву, плацкарта в Москву стоит 370 грн., билет "Москва — Алматы" компанией Air Astana — от $450 в оба конца. Более экстремальный вариант, хотя и дешевый — поездка на поезде "Симферополь — Алматы". В этом случае стартовый пункт — Донецк, а оттуда за более чем трое суток вы доедете до Алматы, стоимость плацкартного билета в один конец — 1100 грн. Это увлекательное путешествие занимает больше трех суток, через Россию и Казахстан.