Ученые "взвесили" черную дыру в соседней галактике

Редкое астрономическое явление – пара из черной дыры звездной массы и звезды, которая скоро станет черной дырой – обнаружено в галактике NGC 300.

Об этом сообщают британские и испанские астрономы в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Группе исследователей Европейской южной обсерватории с помощью телескопа VLT (Very Large Telescope) удалось обнаружить в галактике, находящейся за шесть миллионов световых лет от Земли, черную дыру массой около 15 солнечных, и сопровождающую ее звезду Вольфа-Райе, которая в 20 раз тяжелее Солнца.

"Это самая далекая черная дыра звездной массы, которую удалось "взвесить", и первая такая дыра за пределами нашего галактического "микрорайона", Местной группы галактик", – сказал Пол Кроутер, профессор астрофизики в Университете Шеффилда и ведущий автор работы, слова которого приводятся в сообщении обсерватории.

Его коллега Робин Барнард добавил, что то, каким образом возникла такая тесно связанная система, остается загадкой для ученых.

Звезда и черная дыра вращаются друг вокруг друга с периодом обращения около 32 часов, и дыра постепенно забирает у звезды ее вещество. Это вторая обнаруженная астрономами пара таких объектов, хотя двойные системы из черной дыры и сопровождающей ее звезды были известны и ранее.

Астрофизик Сергей Попов из Астрономического института МГУ имени Штернберга отмечает, что важность этого открытия в том, что ученые смогли измерить массу черной дыры, которая оказалось на втором месте по массе среди черных дыр (если не считать сверхмассивные черные дыры в центре галактик).

"Автор полагают, что необычно большая масса связана с тем, что галактика имеет малую металличность (содержание тяжелых элементов). Это дает аргументы в пользу того, что в галактиках с малой металличностью звезды порождают достаточно массивные черные дыры, с массой 20-25 солнечных, в то время как обычные, наши массивные звезды вокруг нас, они должны давать дыры раза в три легче", – сказал Попов в беседе с РИА Новости.

"Этот результат – еще один аргумент в пользу представления, что первые звезды во Вселенной давали очень массивные черные дыры", – добавил он.

Черная дыра – это космический объект, притяжение которого настолько велико, что его пределы не могут покинуть даже свет и объекты, движущиеся с его скоростью. По современным представлениям, черные дыры могут возникать, например, после гравитационного коллапса – катастрофического сжатия звезды достаточно большой массы, или в центре галактик.

В группу черных дыр звездной массы входят объекты массой до 20 солнечных – в противоположность сверхмассивным черным дырам, которые могут быть в миллион или миллиард раз тяжелее Солнца. Всего астрономам известно около 20 таких "небольших" черных дыр.

Звезды Вольфа-Райе – это гелиевые звезды очень высокой температуры и светимости, в которых уже выгорел водород. Такие звезды живут недолго – до миллиона лет, после чего взрываются как сверхновые и превращаются в черные дыры или нейтронные звезды.

По мнению ученых, если система переживет взрыв звезды, две черные дыры, скорее всего, постепенно сольются в одну, испуская при этом огромное количество энергии.