Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Для "Мастера и Маргариты" №1 в Крыму строили Иерусалим

Весной увидим первую в СНГ экранизацию романа Булгакова, снятую 17 лет назад: закулисье съемок.

По-настоящему долгожданная премьера фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" состоится в начале марта, если этому событию опять не помешают какие-то мистические обстоятельства, которые часто объясняются вполне обычными причинами. Зрители ждут ее выхода почти 20 лет. В феврале 1991-го президент компании "ТАМП" Владимир Скорый подписал с Юрием Карой контракт на сценарий и постановку фильма. Первый кадр был снят 3 июня 92-го. Съемки проходили в Москве и ее окрестностях, а также в Израиле. Картина была готова к показу в 94-м, но из-за разногласий между режиссером и продюсерами, потратившими на её производство15 млн. $, так и не вышла в прокат. Кара, которого поддерживали все звезды фильма, отказался сокращать авторскую 200-минутную версию до двух часов. Вторая часть неприятностей была связана с претензиями потомков третьей жены Булгакова на творческое наследие писателя. Пока создатели фильма отстаивали свое право в суде, а потом искали деньги на раскрутку рекламной компании, в Интернете появилась пиратская монтажная 3-часовая копия. Но с удручающим качеством картинки. Так что настоящее кино нам только еще предстоит увидеть. Компания "Люксор" выкупила права на картину и уже анонсирует в 2011 году (к 120-летию Михаила Булгакова) выход 118-минутной версии на широкий экран и выпуск полной режиссерской версии на DVD. И по иронии киносудьбы зрителям придется сравнивать фильм Юрия Кары с сериалом Владимира Бортко, который был снят на 12 лет позже, но показан в 2005-м. Из актеров Кары у Бортко снимались только двое: Александр Филиппенко (Коровьев) переквалифицировался в Азазелло, а Валентин Гафт (Воланд) появился в образах первосвященника Каифы и Человека в френче.


Иешуа. Николаю Бурляеву пришлось ждать благословения церкви на эту роль. Фото "Люксор"

Реклама

О том как снимали фильм в 92-м году "Сегодня" рассказала художник по костюмам Анна Кузнецова. Юрий Кара предложил ей разработать линию одежды для иудейского сюжета своей картины, после того как случайно в 1991 году на Ялтинской киностудии увидел ее боевые доспехи монгольских воинов, созданные к фильму Толомуша Океева "Чингизхан". Режиссера впечатлила достоверность, детальная проработка и качество исторических костюмов.


Костюмер Анна Кузнецова разрабатывала линию одежды для съемок иудейского сюжета ленты в Израиле

В составе съемочной группы Анна Ивановна вылетела в Израиль, как и все — по туристическим визам в сентябре 92-го – поэтому срок пребывания на Земле обетованной был ограничен тремя неделями. Группа базировалась в отеле города Акко (в 18 км от Хайфы). А загруженный до пределов реквизитом автобус заранее отправили своим ходом в Турцию, чтобы потом на пароме через Лимасол переправить в Хайфу. Но автобус выбился из графика (столько границ и таможен!) и опоздал к парому, а следующий рейс – через неделю! Съемки опять оказались под угрозой срыва. "В автобусе же были не только костюмы, но и кресты на Голгофу, сделанные на студии им. Горького, трон Понтия Пилата наших ялтинских мастеров, оружие, посуда, – рассказывает Анна Кузнецова. – На собрании нам сказали, что единственный выход – самолетом, но это по 70 $ за 1 кг груза. Когда посчитали, сумма выходила баснословной. Юрий Викторович пришел к нам бледный, сказал, что картина закрывается. Посыпались упреки – зачем надо было делать такие тяжелые костюмы. На что я отвечала: "вы же сами требовали, что всё должно быть максимально достоверным без бутафории".

Реклама


Израиль-92. Спонсор ленты — Скорый (крайний справа). Фото "Люксор"

Узнав о беде русских кинематографистов, предприимчивые театралы из числа бывших соотечественников тут же подсуетились и предложили на прокат свои костюмы и реквизит из спектаклей на схожие темы. И продюсер картины Владимир Скорый, на деньги которого снимали фильм, уже готов был пойти на сделку с евреями. "Юрий Викторович разбудил меня в 4 часа утра и сказал, что только я могу переубедить Скорого, – вспоминает Анна Ивановна. – Я вообще-то красноречием не отличаюсь, но видимо состояние у меня было такое – это сколько же труда вложено в эти костюмы! – что мне удалось подобрать нужные слова. Я сказала, что театральный хлам нам не нужен, и лучше потерять несколько съемочных дней, но затраченные деньги на перевозку окупятся потом, если зрители увидят великолепных актеров в правдоподобных костюмах, а не в каких то бутафорских наборах. И он согласился, хотя ему было тяжело смотреть на то, как несколько дней вся группа за его счет бездельничает на берегу Средиземного моря. Но когда наши костюмы все же прибыли и стали одевать людей – эта фактура, запах кожи, блестящий металл – эффект был потрясающий! Сам Скорый как увидел римские доспехи – выбрал себе костюм легата и решил в нем сниматься: без слов, но зато в сценах рядом с Понтием Пилатом!"

В КРЫМУ ПОСТРОИЛИ ИЕРУСАЛИМ, НО ИЕШУА ПОЯВИЛСЯ ЧЕРЕЗ 13 ЛЕТ

Реклама

Первоначально Иудею планировалось снимать в Крыму. И к осени 91-го у стен Судакской крепости были выстроены декорации. Сотни военнослужащих были "мобилизованы" на массовку. В загонах начала съемок дожидались – козы, ослы и верблюды. "Декорация Иерусалима Юрию Викторовичу понравилась, но когда он увидел верблюдов – разразился громкий скандал, – рассказывает анна Кузнецова. Такой ор стоял! Оказалось, что вместо необходимых одногорбых дромадеров в Судак пригнали двугорбых бактрианов, которых на Ближнем Востоке ну никак быть не могло. Потом мы узнали, что и утвержденный на роль Иешуа актер Николай Бурляев сниматься не может – он не получил благословения церкви на эту работу!" А еще из Москвы до Крыма оператор не доехал, и пленку не привезли, и под занавес всех неприятностей погода испортилась до полной мерзопакостности. Недобрых знаков появилось столько, что крымско-иудейскую компанию вообще отменили. Только через год группа Кары отправилась за натурой на Святую землю – снимать в Израиле.

Кстати, спустя 13 лет в 2004 году, свою часть "ершалаимской истории" в Крыму снял Владимир Бортко. Иешуа (Сергей Безруков) распяли рядом с Судакской крепостью – на горе Сахарная голова, а нижний Массандровский парк возле гостиницы "Ялта-Интурист" превратился в Гефсиманский сад, где прирезали Иуду (Дмитрий Нагиев). Иерусалим же снят в Болгарии – на киностудии "Боянов", в декорациях американцев, оставшихся там после съемок новой версии фильма "Спартак". Кроме того, в стены Генуэзской крепости компьютерщики "вписали" древний Иерусалим. Специально для решения этой проблемы в Израиль посылали группу с оператором, чтобы снять там музейный макет Иерусалима, – он выполнен с учетом мельчайших деталей и занимает площадь 50 кв. м.

В ИЗРАИЛЕ: УЛЬЯНОВА БОЯЛСЯ МАСТИФФ


Костюм Крысобоя весил 20 кг! Надевали его на актера три ассистента

Анне Кузнецовой пришлось придумывать свою технологию изготовления доспехов римских легионеров. Ведь в СССР последний раз за экранизацию истории "из жизни Древнего Рима" брались в 1926 году, и то, к сожалению, эта лента режиссера Мухсин-Бея "Спартак", снятая на Одесской киностудии, не сохранилась. "От стилизации костюмов мы отказались еще при первом обсуждении их с Юрием Викторовичем. Я советовала все делать максимально достоверным, и это естественно усложняло работу. – говорит Анна Ивановна. – Кроме персонажей первого плана, таких как Понтий Пилат, Иешуа, Каифа, Левий Матвей, нужно же было одеть и многочисленную массовку. А это первый век нашей эры, Иудея! Сотни халатов и головных покрывал мы шили из выкрашенной в разные цвета мешковины, которую нам в Ялту привозили машинами. Весь пошивочный цех Ялтинской киностудии был задействован. Специально заказывали кожаную обувь. И еще металлические доспехи для римских легионеров – 20 пеших костюмов и 10 конных.


Костюм прокуратора Иудеи. Фото: А.Кузнецова

Элементы рельефного латунного панциря Понтия Пилата отдельно отливали и клепали в Киеве. А чешуйчатый доспех центуриона Крысобоя – я сначала с помощницей вырезала из картона, чтобы посмотреть каким должно быть сплетение. Потом каждую чешуйку нам отливали из меди на заводе "Море" под Феодосией, также как и сложные, сферические шлемы. Готовый костюм центуриона весил не менее 20 кг! Мощный актер Валентин Голубенко мог одеть его только с помощью двух-трех ассистентов. Шлемы же еще украшали: у простых воинов – это конская щетина, у Крысобая – орлиные перья. Нам по заказу привезли с птицефермы ворох выдранных петушиных хвостов: белоснежные перья пошли на шлем Пилата, а вот для легата пришлось их покрасить в ярко красный цвет. Справились и с украшением плаща на Понтии Пилате – том, который золотом вышитый с красным подбоем. Откуда золото достали? В военторге купили галун золотистого цвета, который предназначался для фуражек, потом вырезали из него сотни лепесточков лавровые и пришивали их по всему плащу".


Чешуйчатые доспехи кавалериста. Фото: А.Кузнецова

При подготовке костюмов к съемкам все же не обошлось без казуса. Шлем для Понтия Пилата заказали размера XL на большую голову – в окружности 60 см, на всякий случай с запасом. Но у Михаила Ульянова она оказалась еще больше – 62 см! "Это же не фрак, который подогнать можно, а литой шлем – ни увеличить, ни уменьшить уже, – вспоминает Анна Ивановна. – И только в самых необходимых сценах Ульянов его с трудом одевал, а так всё время носил в руках".


Пехотинец римского легиона. Фото: А.Кузнецова

Съемки в Израиле проходили по-настоящему в экстремальных условиях. Открытая гористая местность: ни кустов, ни деревьев, только фанерные щиты и натянутые тенты. Жара под 40 градусов и выше, а люди в коже, металле, мешковине. На съемочную площадку подвозили бочки со льдом. "Мы спасали актеров от тепловых ударов, как могли, – вспоминает Анна Кузнецова. – Мочили тряпки в ледяной и накладывали на доспехи, которые просто невозможно было снять между дублями. Там же уйма пряжек, застежек, шнуровок. Ну только что шлемы реально было снять, потому что они раскаливались как сковородки!" И в этой ситуации съемочная группа была потрясена выдержкой и самоотдачей Николая Бурляева, Михаила Ульянова, Льва Дурова… "Я была в числе тех, кто в начале не воспринял выбор Кары на роль Иешуа именно Бурляева, – говорит Анна Ивановна. – Он долго выбирал, на заметке был даже кто-то из певцов: Тальков или Малинин. Но в Израиле даже самые стойкие скептики были потрясены работой Бурляева. Как он преображался – это просто нереально! Перед тем как войти в кадр он стоял за щитом, никто его не видел и не смел подойти к нему (он вообще и после съемок ни с кем почти не общался, был нелюдим, на все наши "пожалуйста" что-то бурчал себе под нос), и группа могла ждать его 5, 10, 20 минут. Но когда он выходил – это уже был другой человек, с иным лицом и энергетикой, из другого времени. Бурляев же заикается, но когда его устами говорил Иешуа – он уже не заикался!"


"Орлиный" шлем центуриона. Фото: А.Кузнецова

Удивлял своим перевоплощением и Михаил Ульянов. Очевидцы тех событий были особенно потрясены, когда на съемочную площадку впервые привезли неаполитанского мастиффа – здоровенный злобный пёс без команды подошел и лёг у ног актёра, и потом как цуцик везде ходил за ним по пятам. Хозяйка собаки даже испугалось – что это русские сделали с ее собакой?!


Чертова свита. Филипенко в роли Коровьева, а Павлов — Кот Бегемот. Фото "Люксор"

Московские эпизоды снимали летом и в ноябре 92-го: "Бал сатаны" – в усадьбе Марфино (25 км от Москвы); дом Маргариты — в особняке на Остоженке; в Саду театра – сцены "Кабинет Римского", "Двор Варьете", "Туалет"; в Театре Маяковского – сцену "Варьете"; встреча Мастера с поэтом Иваном Бездомным – в Сокольниках, дом № 9 в Мансуровском переулке; а также – на крыше Дома Пашкова, на Арбате, Земляном валу и Красной Площади. Всего за время производства фильма было подписано более 5000 контрактов и задействовано, включая массовку, около 3000 исполнителей.

ЗДЕСЬ — ЧЕРТ, НО НЕ КНЯЗЬ ТЬМЫ


Воланд. Валентин Гафт нашел свой рецепт дьявольской смеси. Фото "Люксор"

"Роман Булгакова – не пьеса и не киносценарий, и при экранизации, т.е. при переводе на киноязык, сокращения и даже изменения неизбежны, – комментирует фильм киновед Юрий Иваниченко. – Даже если авторы экранизаций говорят, что всё "делали постранично". Закономерно и появление мелких деталей, "эпизодиков" – как например у Кары, поиски "нечистой силы" в Кремле, – если они мотивированы режиссерской концепцией, пониманием первоисточника. А трактовки, концепции, уровни понимании могут и должны быть разными. Боюсь, что мы еще попросту не привыкли, что роман Булгакова есть самая настоящая или, если угодно, самая обычная классика, а, следовательно, и прочтений, и постановок было пока совсем еще немного. Но будет еще очень много, пока не произойдет очередной поворот вкусов и на какое-то время роман отодвинется из сферы интересов. Классика тоже подвержена приливам и отливам". По мнению Юрия Иваниченко, хотя бы только ради актерских работ стоит посмотреть фильм Кары:


Мастер и Маргарита. Раков составил партию Вертинской. Фото "Люксор"

"Настоящего" немецкого чёрта играет Валентин Гафт, и в каждом эпизоде заставляет задуматься о дьявольской смеси могущества и мелочности, неустанного любопытства и сарказма, жестокости и справедливости. "Сильный и энергичный, несмотря на гемикранию, весьма неглупый и совершенно земной Пилат – думаю, одна из лучших ролей великого Михаила Ульянова. Интересный, весьма неоднозначный и по-настоящему убедительный Иван Бездомный – пожалуй, во всех полусотне фильмов и сериалов после Сергей Гармаш не сыграл так тонко и точно. Блистательный Лев Дуров – этого Левия Матфея нельзя не запомнить и в этого Левия нельзя не поверить. Небольшая, не "выпяченная" в фильме роль Афрания – но как же хорош Юрий Шерстнев! Есть и неудачи – например, "как всегда" не состоялся Бегемот ни в одном обличье и в их связке, а любимица моего поколения Анастасия Вертинская играет нечто вроде давней своей Офелии, чуть адаптированной к нереальным реалиям "Мастера и Маргриты". Не "сделанных", не сыгранных, не подчиненных режиссерскому замыслу и видению работ нет. О замысле я говорить не хочу: давайте поговорим после премьеры. А вот видение булгаковского мира… Очень последовательно и очень цельно. Здесь нет многозначительных пауз, картинных (не пародийных) жестов, акцентировано-долгих сцен. Все плотно, просто и обыденно. Заглавные герои красивы, но как-то (умышленно, полагаю) "не звездны", воландовская свора "правильно" ужасна, все время на балансе смеха и страха. Возможно, Стеклову в роли Азазелло не хватает внушительности, Филиппенко хорош как Коровьев, но не так блистателен, как у Бортко, играя Азазелло. Охранка, на которую так нажимают в других постановках, ординарна. И сам Воланд, повторюсь, немецкий чёрт, оч-чень интересный, но не "Князь Тьмы", устало возвышающийся над миром. Иешуа Бурляева в первых сценах хорош и человечен, а в финале его уместно не разглядишь. Все сделано, вплоть до выбора скудной натуры на Святой Земле, для того, чтобы вновь и вновь входить, вдумываться в смысл. Во многообразие смыслов. Но, простите, в моем понимании романа – там ведь то же самое. Не преувеличена и не приукрашена реальность (обеих времён), и даже над- или сверх-реальность идёт в том же ключе и только на их столкновении возникает сарказм и гротеск".

"НАШ ФИЛЬМ НЕ УСТАРЕЛ"


Юрий Кара. Фото: М. Львовски

"Я недавно пересматривал фильм и могу сказать, что она к счастью пока не устарела, -говорит Юрий Викторович. – Когда мы снимали в начале 90-х уже была доступна компьютерная графика, но я тогда сознательно не стал ее использовать. Мы снимали именно в стиле романа, учитывая, что он был написан в 30-е годы, и Булгаков оперировал теми чудесами, которые были тогда в ходу. Возможно, картина будет не так эффектно смотреться, но это и к лучшему, потому что на фоне новых технологий это было бы уже и смешно, по сравнению с тем, что творят, например, создатели "Властелина колец" или "Автара". Мы вообще старались очень бережно отнестись к первоисточнику. Видимо, это и подкупило композитора Альфреда Шнитке, согласившегося написать музыку к фильму. Он ведь к тому времени уже полностью ушел из кино в академическую музыку, но когда посмотрел отснятый нами материал, то согласился сотрудничать и, я считаю, написал гениальную музыку. Ее плодов он, как и некоторые снимавшиеся в фильме артисты увы, не увидел. Ну а потрясающая игра великолепных актеров – Ульянова, Гафта, Бурляева, Весника, многих других – останется на все времена и будет настоящим откровением для зрителей. Кстати, у Гармаша, это была первая роль заметная в кино и его публика могла бы открыть намного раньше. Поэта Бездомного он сыграл, по-моему, незабываемо. И Ракова тогда мало кто знал: после Мастера его судьба в кино также могла бы сложиться совсем иначе. В общем, много судеб оказалось подрубленными вместе с этим фильмом, в том числе и моя".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять