Лед тронулся! 22 ноября, на очередной сессии одесского горсовета, депутаты наконец рассмотрят проект Генерального плана развития города до 2031 года, который не могут принять почти 5 лет.
Напомним, ранее мэр Одессы Алексей Костусев в интервью "Сегодня" пообещал с помощью шведской компании "Сааб" создать принципиально новый документ, вынести его на широкое общественное обсуждение и только после этого утвердить. Но в горуправлении архитектуры нам сообщили, что сессии предложен... все тот же "гурвицевский" проект образца 2009 года.
"Да, действительно шведы разрабатывают свое видение развития города, но к Генплану это не относится. То, каким он должен быть, определяют законы Украины, — заявил вице-мэр по вопросам строительства Александр Орлов. — Генплан нам нужно принять, по новому Закону "О градостроительной деятельности", до 1 января. Иначе у нас не будет права выдавать разрешения на новое строительство. Генплан – это только первый этап работы. Далее мы будем утверждать детальные планы развития территорий".
По словам чиновника, документ позволит "упорядочить ситуацию в строительной сфере, избавиться, в частности, от такого явления как хаотическая застройка".
УЧЛИ ПОЖЕЛАНИЯ. Мы связались с автором "градостроительной конституции", специалистом госинститута "Гипроград" Татьяной Несвит.
По словам специалиста, разработанный ее группой проект практически не изменился с 2009-го года. "Есть только незначительные правки. Например, мы учли пожелания жителей Черноморки и понизили статус проспекта Свободы со стратегической магистрали беспрерывного движения до обычной улицы".
Татьяна Несвит добавила, что в окончательной версии проекта сохранились изменения, внесенные под давлением одесситов еще при экс-мэре Гурвице. Так, морской порт остается в черте города, при этом запланирована его переориентация исключительно на пассажирское судоходство и перевалку контейнеров (сыпучие грузы "уйдут" в Южный). А частный сектор — Чубаевка, Дмитровка, Ближние Мельницы, Большой Фонтан и Черноморка, — не будет застраиваться высотками, хотя в первоначальном варианте проекта это предусматривалось.
НОВЫЙ ВОКЗАЛ. Напомним ключевые новострои Генплана. Вопервых, это трасса беспрерывного движения "Север-Юг", которая свяжет Суворовский и Киевский районы, решив, как надеются разработчики документа, проблему пробок. Во-вторых – линия скоростного трамвая или наземного метро от Поселка Котовского до центра города. В-третьих, новый железнодорожный вокзал на Столбовой, куда перенаправят поезда ближнего следования. Центральный вокзал будет принимать поезда дальнего следования и выполнять представительские функции. Еще есть идея сделать железнодорожные пути возле вокзала подземными, чтобы построить на поверхности бизнес- или торговый центр.
Четвертый важный момент касается развития территории Полей Орошения. На полях должен появиться жилой микрорайон, парковая и деловая зоны. Также проект Генплана предполагает возведение двух мусороперерабатывающих заводов и сплошную набережную от Ланжерона до 16-й Фонтана.
МИНУСЫ. Впрочем, полностью от спорных положений разработчики документ не избавили. Например, по словам представителя общественной организации "ЭКО" Сергея Диброва, прибрежные склоны раз и навсегда потеряют статус сплошного парка, который они де-юре имеют, благодаря в том числе действующему Генплану 1989 года. По сути, уверен общественник, предлагается легализовать "точечную" застройку побережья высотками. К слову, несколько гостиничных комплексов предлагается разместить на намывных полуостровах, как это уже делают под бывшим санаторием "Россия".
"Очень плохо в проекте и с зелеными насаждениями, — утверждает Дибров. — В пояснительной записке к Генплану идет речь о том, что на одного одессита должно приходиться 7,5 кв. м "зеленки". Сейчас по факту — 9 м, а закон устанавливает норму в 12!".