Половина АЗС Киева продают опасный бензин

Эксклюзив от "Сегодня": результаты лабораторного анализа А-95 на крупнейших сетевых АЗС

Бензин нынче недешев, и вдвойне обидно бывает осознавать, что тебе за твои же деньги залили явную "бодягу". Которая, кстати, не только ухудшает экономичность и ходовые качества автомобиля, но и вполне может привести к серьезным поломкам. Чем и где нас заправляют, "Сегодня" выясняла лабораторными методами.

ЧТО МЫ ПРОВЕРЯЛИ

Реклама

Проверить мы решили 95-й: ним заправляется большинство владельцев иномарок, которые "нежнее" "Волг" и "Жигулей" и привередливее к качеству топлива.

А предметом нашего внимания стали крупнейшие сетевые операторы. Во-первых, потому, что большинство водителей предпочитает заправляться на "серьезных" заправках. Во-вторых, крупные сетевые операторы, как правило, имеют большое количество АЗС по всей Украине. И если есть порядок на одной заправке, то велика вероятность, что он будет и на другой, расположенной в ином городе.

И, наконец, качество топлива на всех заправках одного оператора более-менее постоянно. Потребителю остается только выбрать устраивающую его сеть. А сверить свой выбор с мнением лаборатории поможет эта статья.

Реклама

КАК МЫ ОТБИРАЛИ ОБРАЗЦЫ

Сам процесс отбора производился по всем правилам: команда из двух человек подъезжала на заправку и заливала 2 литра топлива в абсолютно чистую металлическую сухую тару.

После этого отобранный бензин сразу же переливался в две новые лабораторные бутылки емкостью 1 литр. Бутылки герметично укупоривались, опломбировывались и получали порядковый номер (наносился на сверхпрочную самоклеящуюся наклейку). Название АЗС, номер колонки и другие данные вносились в акт отбора. Оба представителя подписывали и сам акт, и пломбировочные наклейки.

Реклама

После сбора образцы обезличенно, под порядковыми номерами были доставлены в аккредитованную лабораторию (см. "Паспорт лаборатории"). Одна бутылка использовалась лабораторией для проведения анализа, вторая оставлена в качестве арбитражного образца.

ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ТЕСТИРОВАЛИ

Октановое число. Характеризует детонационную стойкость бензина. Если совсем просто, детонация – способность топлива воспламеняться по всему объему, взрываться. А взрыв, как известно, разрушает: в первую очередь кольца, поршни и другие детали двигателя. Измерения проводились по моторному методу, как более жесткому.

Фракционный состав. Определяет, из каких именно фракций состоит топливо и как они влияют на испаряемость. Мы не стали утомлять читателя описанием результатов перегонки фракций в лабораторных условиях, ограничились лишь общим показателем – "соответствует" или "не соответствует" нормативному документу.

Массовая доля ММА (монометиланилина). После запрета к использованию тетарэтила свинца для "подгонки" октанового числа до нормы одна из самых дешевых и общеупотребимых присадкок – ММА. Данная присадка в больших количествах "тормозит" процессы сгорания – и машина "тупит", "не едет".

А еще ММА – потенциальная смола: передозировка ведет к образованию отложений, закоксовыванию поршневых колец и заклиниванию клапанов. Наконец, монометиланилин является ядом. Его содержание ДСТУ не регулируется, однако допуски, выдаваемые производителям смесевых топлив, ограничивают содержание 1,6 %.

Итак, содержание в бензине ММА более 1.6 % – по нашему законодательству – не криминал, но характеризует качество топлива не с лучшей стороны.

Массовая доля ароматических углеводородов. Без них – никак, однако "ароматика" выше нормы негативно влияет на качество топлива: образует нагар, повышает токсичность выхлопа и приводит к ухудшению процессов горения – бензин получается "тупой", повышается его расход. Кроме того, "ароматика" – основной источник образования канцерогенов в продуктах сгорания.

Массовая доля бензола. Как и ароматика, приводит к нагару в камере сгорания, постепенно выводит из строя двигатель и негативно влияет на экологические показатели выхлопа. Повышенное содержание бензола чаще всего говорит о "бодяжении" бензина дешевыми побочным продуктами коксохимического производства. Помимо всего, бензол – высокотоксичное соединение, вызывающее раковые заболевания.

Содержание железа. Любые металлсодержащие присадки – это быстрая смерть катализатора и датчика остаточного кислорода. Кроме того, при сгорании металл осаждается трудноудалимым нагаром на свечах, клапанах, поршнях и других деталях. Для свечей это особенно "смертельно": они перестают работать очень быстро.

Самое скверное в том, что, по украинским ДСТУ, металлсодержащие присадки к применению не только не запрещены, но даже не нормируются. Хотя, допуски, выдаваемым производителям, все-же ограничивают содержание железа: не более 37 мг/л. В общем, обвинить владельца АЗС в том, что вам залили некачественное топливо, если оно содержит железо в пределах допуска, невозможно. Даже если такой бензин вывел из строя катализатор стоимостью в несколько тысяч долларов. Но ведь "фирменная" заправка такого себе позволить не может, не правда ли? Из этого и исходили.

Содержание воды и механических примесей. Ни воды, ни механических примесей, способных забить топливные фильтры и вывести из строя инжектор, в топливе быть не должно.

ЧТО МЫ НЕ ПРОВЕРЯЛИ

Не проверяли топливо на содержание свинца – присадка на его основе (тэтраэтил свинца) давно законодательно запрещена к использованию при промышленном производстве топлива. По уверениям специалистов, этилированного бензина в Украине просто нет.

Также не проверяли содержание серы – это (при современных технологиях) скорее экологический показатель, который не оказывает влияния на экономичность и эффективность бензина. Может, не "по-гринписовски", но пусть об этом параметре заботятся контролирующие органы при проверках НПЗ. Ну, и, наконец, мы не стали "ловить" АЗС на недоливах – как показывает практика проведения тестов, подобное нарушение уже давно отсутствует.

ОЦЕНКА ТЕСТА СПЕЦИАЛИСТОМ

Николай Мартынюк, руководитель испытательного центра УкрНИИ НПП "МАСМА" (головного института Украины по нефтепереработке):

Считаю, что для потребительского теста параметры исследования выбраны удачно. Действительно, наиболее показательные характеристики бензина – октановое число, "ароматика", бензол, фракционный состав, сера. Эти параметры позволяют определить соблюдение технологии изготовления. Дополнительные исследования по таким показателям, как содержание железа, монометиланилина и механических примесей позволяют дополнительно определить происхождение топлива и степень вреда, наносимого двигателю.

РЕЗУЛЬТАТЫ – СЛОВАМИ

Начнем с плохого. Не прошел тест даже по весьма лояльному украинскому ДСТУ 4063-2001 лишь один образец, отобранный на АЗС БРСМ-Нафта. Топливо содержало количество бензола, более чем в два раза (!) превышающее норму. Это не заводской, явно смесевой бензин, да еще и приготовленный неумело и с явным "прибодяживанием" жидких продуктов коксохимии.

К остальным образцам по отечественным стандартам придраться нельзя, де-юре они "в норме". Но, как мы писали, уважающие себя трейдеры должны заботиться о качестве бензина не только по юридическим нормам, но и исходя из фактической безопасности для двигателя.

Итак, железо обнаружено в четырех образцах Так что быстрая "смерть" катализаторов, датчиков остаточного кислорода, свеч зажигания и "ржавый" налет на других деталях – в данном случае "подарочки", которые "серьезные" АЗС позволять себе не должны.

По мнению специалистов, появление железа в исследованных бензинах может быть связано с непреднамеренным смешиванием стандартного заводского с остатками смесевого бензина (например, на нефтебазе) или с сознательным приобретением смесевых бензинов, при производстве которых использовались железосодержащие присадки. Но даже если железо в топливе оказалось случайно, все равно остаются вопросы к системе входного контроля сети.

Монометиланилин обнаружен лишь в бензине все той же БРСМ-Нафты, что лишний раз подтверждает происхождение этого топлива.

По остальным же параметрам все АЗС выдержали испытания достойно. Особенно радует тот факт, что октановое число ни у одного образца не было даже "на грани" дозволенного. Кстати, совершенно непонятен следующий нюанс: железосодержащие присадки применяются для повышения именно ОЧ.

Зачем нужно было добавлять это вещество в бензин, продаваемый на АЗС Klo? Ведь по октану "кловское" топливо лишь слегка не дотянуло до девяносто восьмого! Даже без применения присадок ОЧ у данного образца осталось бы в пределах нормы. Зачем было "улучшать" нормальный бензин? Странненько. Непонятненько.

И, наконец, о приятном.

В двух образцах содержание бензола и "ароматики" настолько низкое, что такой бензин соответствует скорее европейским стандартам. Оставшиеся три пробы порадовали нас скорее отечественным, но явно заводским качественным топливом.

Итак, вероятность заправиться в Киеве на именитых сетевых АЗС по-настоящему качественным 95-м – пятьдесят на пятьдесят! Как по нашему мнению – не слишком хорошие результаты.

ПАСПОРТ ЛАБОРАТОРИИ

Полное наименование: Испытательный Центр ООО "Испытательный Центр топливо-смазочных материалов"

Дата образования: октябрь 1996г.

Юридический адрес: г. Киев, ул. Суворова, 1.

Аккредитация на техническую компетентность и независимость: Национальным агентством аккредитации Украины 02 октября 2003г, запись в Реестре № UA 6.002. Н. 591.

Принимает участие в испытаниях с целью сертификации продукции в системе УкрСЕПРО, сотрудничает с Управлением по защите прав потребителей. Выполняет арбитражные оценки проб качества топлива для ведущих СТО.

ПОЛНЫЕ РЕКВИЗИТЫ АЗС

Прежде всего хочется отметить, что в таблице и в описании мы дали название АЗС не по чеку, выбитому после отбора, а исходя из вывески, укрепленной на заправке. Ведь автомобилисту вряд ли интересно, называется ли официально точка "ЧП Наливайко" или как-то еще. Он принимает решение "Заправляться – не заправляться", исходя из вывески. Полные же наименования и адреса АЗС – ниже.

1. ТНК: ООО "Каскад-Центр", пр-т Краснозвездный, 123.

2. "БРСМ-Нафта": ООО "ВП Групп", ул. Жуковского, 22.

3. Klo: ЧП "Автомагсервис", пр-т Академика Глушкова, 10.

4. WOG: ТД "Контин. – Галичина", ул. Саперно-Слободская, 104.

5. "УкрТатНафта": ООО "УТН-Восток", Железнодорожное шоссе, 1а.

6. "Лукойл": ПИИ "Лукойл-Украина", ул. Б. Васильковская, 139а.

7. "УкрНафта": ОАО "УкрНафта", АЗС № 09/011, пр. Краснозвездный, 115.

8. "ОККО": ООО "Концерн ГАЛНАФТАГАЗ", Чоколовский б-р, 42.

9. ANP: ООО НК "Альфа Нафта", б-р Дружбы Народов, 42.

10. Shell: НК "Альянс Столица", Кольцевая дорога, 22.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64966.2

Bitcoin Cash (BCH)

480.64

Binance Coin (BNB)

561.18

Ethereum (ETH)

3103.91

Litecoin (LTC)

81.37

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять