Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Или – или

19 апреля 2007, 19:54

Собственно говоря, после дебатов в Парламентской Ассамблее Совета Европы четко обозначилось два пути выхода из политического кризиса в нашей стране.

Об этом ясно говорит пункт пятый Резолюции ПАСЕ: "Ассамблея обращается со срочным призывом к Президенту, членов парламента и правительства Украины разрешить существующий кризис легитимным, строго конституционным и мирным способом ИЛИ путем легитимных досрочных выборов, которые происходят от решения Конституционного суда, ИЛИ достижения компромисса в ходе переговоров".
 
Резолюции рекомендационной, но тем не менее обязательной для выполнения украинскими политиками. Раз уж мы решили, что являемся членами Совета Европы, а не Совета Азии.
Резолюции рекомендационной, но тем не менее обязательной для выполнения украинскими политиками. Раз уж мы решили, что являемся членами Совета Европы, а не Совета Азии.
 
Я уже писал, что решение Конституционного Суда Украины может быть только сугубо правовым, но каким бы оно ни было, часть общества, притом значительная, неминуемо останется неудовлетворенной. А это – "зародыш" нового кризиса. Который будет продолжаться вечно, пока общество и политики, его представляющие, не осознают один простой факт: силы, сформировавшие парламентское большинство и правительство, должны, нравится это кому бы то либо или нет, поруководить страной весь срок существования этой парламентской коалиции или до очередных регулярных выборов. Политические силы будут сменять друг друга в формировании правительства – и в этом залог целостности Украины.
 
Пока же "или-или". Или выборы после решения Конституционного Суда или политический компромисс. Таково предложение европейцев, и, похоже, в украинских политиков действительно нет выбора.
 
Решение Конституционного Суда Украины вырабатывается в крайне тяжелых политических условиях, прямо говоря – давления на Суд. Можно только поаплодировать судьям, выполняющим свой долг в этих условиях. Но и само будущее решение (после того, как два политических лидера – Президент и премьер публично заявили, что выполнят ЛЮБОЕ решение Конституционного Суда Украины) неминуемо станет "площадкой", на которой политикам надо будет искать компромисс. Причем не просто искать, но и находить.
 
Ладно, если это выборы. Там победит сильнейший, и если в результате выборов политическая конфигурация не поменяется, это станет отличным уроком для многих украинских политиков, как надо научиться прогнозировать результаты своих действий.
 
А если это будет необходимость политического компромисса?
Для начала вопрос: а возможен ли он? Ведь пока же спираль политического противостояния только "закручивается".
 
Кадры для компромисса? С этим, похоже, будет так: радикалы, которые сейчас, похоже, руководят процессом, должны будут отойти в сторону, их место займут более умеренные политики. Почему? Многие политики в Украине давно прошли "точку невозврата" в нарушении закона, многие нарушают закон, давно и прочно руководствуясь незаконной политической целесообразностью. Почему это важно? Потому что действия "наслаиваются", и скоро люди в Украине просто не будут знать, кому верить. Здесь мы упираемся в еще одну проблему: многие политики в Украине давно потеряли ощущение того, как они выглядят со стороны.
Предмет для компромисса? Президент В.Ющенко заявил 12 апреля на своей итоговой пресс-конференции: "я вижу урегулирование кризиса в трех блоках. Первое, с чего должен начаться процесс взаимопонимания, это оценка обстоятельств, которые привели к парламентскому кризису. Я ее вижу в трех моментах. Первый – такой формат формирования коалиции, который был допущен с 22 марта в украинском парламенте, является неконституционным. Второе. Решения парламента, начиная с 22 марта, в связи с тем, что коалиция сформирована вне норм Конституции, является нелегитимным. Третье – Указ Президента действующий. Второй блок – блок-меню. Начиная с императивного мандата, Закона о Кабинете Министров и единой конституционной комиссии". О третьем блоке В.Ющенко так ничего на пресс-конференции не сказал, возможно, это планы будущей совместной работы.
 
Но зададимся вопросом, это реалистичное предложение для компромисса? Кто-то всерьез верит, что возможна ОБЩАЯ для Президента и премьер-министра оценка обстоятельств, которые привели к нынешнему, нет, не парламентскому, а политическому кризису? Зачем же выдвигать это заведомо невыполнимое требование? Или – это такой "тонкий" переговорный ход, чтобы от него впоследствии отказаться?
 
Что касается второго блока, то переговоры, на мой взгляд, возможны. Возможен и компромисс. После жесткой реакции ПАСЕ от идеи императивного мандата должен отказаться, думаю, Президент, а коалиция может пойти на уступки в виде изменений Закона о Кабмине. Возможна и конституционная комиссия, но она должна быть жестко сформулирована в пределах 85-й статьи Конституции.
 
Но все это – если думать о мире, а не о войне без правил. У которой, увы, есть свои, нет, не правила, а законы. И этим законам подчиняются все действия "бойцов".
 
Представим себе, что одна из сторон, заявившая о том, что она выполнит ЛЮБОЕ решение Конституционного Суда Украины, после его решения о, возможно, неконституционности Указа Президента о роспуске парламента и назначении новых выборов изменит свою точку зрения. И не будет его выполнять. В украинской политике, похоже, возможно практически все. Ситуация окончательно выходит за пределы правого поля. В стране проходят полулегитимные полувыборы. Мы получаем выборы, в которых не участвует половина страны. Мы получаем два парламента и два правительства. Одно из которых не уживется в здании Кабмина с другим. Возможен такой вариант?
 
Когда-то Леонид Макарович Кравчук, первый Президент Украины, сказал мне: "После распада Советского Союза часть наших людей вышла из зоопарка, часть – из детского садика, часть – из дурдома". Прошу прощения у Леонида Макаровича, что цитирую его без разрешения, но последние политические события наталкивают меня на мысль, что люди в Украине политически мудреют через боль. Боль от того, как рушатся надежды, предают кумиры, боль за то, что ты верил тем, кто этой веры никогда и не был достоин. Возможно, и нынешние события – воспитание болью, которые проводят политики для того, чтобы в будущем те, кто придет им на смену, знали, чего не делать, чтобы не приводить страну к последней черте. За которой – распад, дезинтеграция, ликвидация государства Украина.

Реклама

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...
загрузка...