Конституция вместо выборов?

27 июня 2007, 11:07

У досрочных парламентских выборов, намеченных на 30 сентября сего года, есть одно слабое место – их может не быть.

Или они будут перенесены на новый, более поздний, срок. Потому что они бессмысленны, как минимум, по трем причинам. Первая: если они будут проведены без безупречного законного обоснования, их результаты сможет оспорить любой умелый юрист-крючкотвор. Причем, при большом желании доведя дело до международного суда.

Реклама

И тогда Украину "пополощут" по полной программе уже международные "лойеры" – за искривление, разумеется, права народа самому себе честно избирать власть. Одна радость – если так случится, то Украина создаст прецедент и будет опять впереди планеты всей.

Вторая: если верить социологии, то выборы серьезно не изменят расклад политических сил в парламенте. То есть при непротивлении сторон, ныне образующих парламентское большинство, коалиция останется прежней. В лучшем случае коммунисты и социалисты поменяются местами в личном рейтинге симпатий электората (КПУ будет на четвертом мете, а СПУ – на пятом), в стане "оранжевых" появятся такие "бойцы", как Юрий Луценко и Иосиф Винский уже в новом политическом окрасе, да 3-процентный барьер преодолеет еще какая-нибудь шестая партия (блок), позиционирующая себя как "третья сила". Ценность ее будет практически нулевой, так как у победителей голосов и без нее будет достаточно, а проигравшим она нужна, естественно, как зайцу стоп-сигнал.

И, наконец, третья: фактор недовольных результатами народного волеизъявления. Любой из участников забега, если он будет неудовлетворен, но сможет наскрести 151 голос недовольных, сможет повторить нынешний финт – попытку лишить Раду дееспособности путем отказа от мандатов. И тогда ситуация будет просто супер – возникнет некий политико-правовой и конституционный ступор, ибо в столкновение войдут между собой две нормы Конституции, которые у нас, как известно, прямого действия. Одна – о том, что Рада недееспособна, когда в ней меньше 300 депутатов. Другая – о том, что после досрочных выборов парламент нельзя трогать в течение года. Будет весело. Даже такие юристы-затейники из президентского окружения, как Игорь Пукшин, Степан Гавриш и Николай Онищук, поднапрягутся: что делать? Впрочем, если глава президентского Секретариата Виктор Балога даст им по три гривны премиальных, то они что-то придумают. Но тогда трудно будет отделаться от мысли, что вся эта бодяга и затевалась для того, чтобы в стране вообще не работал парламент, нельзя было сформировать полноценное правительство, а над всем парил "дэржавотворчый гэний" Виктора Ющенко.

Но тут тоже неувязка – начнется беспредел имени президентского СП. Ющенко же у нас – как почтальон Печкин. Он почему сейчас такой злой? Потому что у него велосипеда… извините, власти нет. А вот когда она, власть, появится в результате незаконного "усунэння" парламента из политической жизни (и, естественно, из-за отсутствия полноценного правительства), а Балога отыщет на какой-нибудь помойке очередной привлекательный черепок и расскажет Виктору Андреевичу, что его туда подбросили трипольцы или скифы с киммерийцами, то у "гаранта" вообще болты на крыше сорвет. Он такого расскажет о "коріннях моєї нації", что живые позавидуют мертвым. Но привычно самоустранится от любых государственных дел, пребывая в глубоком анабиозе поисково-творческого зуда. И это, в принципе, было бы неплохо: из Ющенко такой "дэржавотворэць" и реформатор, как из известного продукта пуля. Но тогда страной поруководят "люби друзи-2" и реанимированные "люби друзи-1". И тогда Украине – капец полный…

Реклама

Впрочем, выход есть уже сейчас. Он – на слуху, так как о нем высказались все главные участники нынешнего беспредела. Звучит он приблизительно так: давайте сначала изменим Конституцию, выработаем и установим новые правила игры, а уже под них изберем парламент, сформируем правительство и определим место президента. Об этом только в течение последней недели по очереди сказали спикер Рады Александр Мороз, премьер Виктор Янукович и, конечно же, последним (чтобы и самому не отстать от новых веяний) президент Виктор Ющенко.

А поскольку Конституцию менять – это вам не блины печь и не определять век нации по черепку, то понадобится какое-то время. А значит, выборы 30 сентября неуместны, если стараться делать Основной Закон нормальным, а не под сиюминутную конъюнктуру.

В измененной Конституции должно быть обязательно предусмотрено создание баланса властей. То есть именно то, чего от Украины требует сегодня Европа, о чем как-то пытаются не говорить "оранжевые" медиа-пропагандисты и на чем почему-то не акцентирует внимание "бело-голубое" информсопровождение премьера. И это именно то, на чем твердо стоит Александр Мороз, в чем его политическая сила, кажущаяся, на первый взгляд, совершенно безосновательной.

Мороз, как опытный политик, очень четко уловил то, чего хочет Европа по оконцовке украинского кризиса. В Европе отлично понимают, что кризиса общего в Украине как такового нет. Работает экономика и показывает неплохие темпы роста. Выполняются социальные программы. Народ если и отвлекается на политику, то только частями – для поправки семейного бюджета в "майданном туризме". Даже судебная система, если рассматривает не политические вопросы и не рейдерские темы, работает более-менее нормально и выносит вердикты согласно украинскому законодательству.

"Так что же есть сегодня в Украине?", – думают в Европе. И отвечают: политики не поделили власть, потому их и колобродит. Значит, выходить из верхушечного кризиса нужно при помощи создания нового баланса между ветвями власти. И делать это не на основе каких-то непонятных политических договоренностей между основными фигурантами, а по закону. По старому или – это лучше – по новому. Принятому с учетом сложившейся ситуации и европейского опыта. Не зря же практически все европолитики, которые комментировали украинскую ситуацию, напоминали украинским же власть предержащим: если вы так хотите в Европу, как об этом говорите, то должны обязательно учитывать выводы Венецианской комиссии. Это, как минимум, поможет адаптировать законодательство и Конституцию Украины к европейским нормам. А как максимум – поможет создать власть. Понятную в Европе.

Реклама

Мороз это усек и на этом стоит. За ним, а не за Ющенко, получается, Европа. Медленно, но уверенно в тему "въехал" и Янукович. Остался Ющенко. Те, кто к нему ближе, да заберите вы у него черепки и выгоните его с пасеки – дело пойдет быстрее…

Менять же Основной Закон нужно обязательно при участии еще одного игрока разыгранного сейчас трагифарса. Как это ни противно говорить, но это Юлия Тимошенко. Поскольку она в Раде имеет серьезные позиции, а именно парламент – по Конституции – имеет право и менять ее, и заменять новой.

А у Конституции есть только два пути изменений: либо дальше в сторону парламентско-президентской, а то и вообще парламентской республики, либо в "бик" усиления президентской власти – с возвратом, а то и усилением кучмизма в исполнении уже Ющенко. Но и в том, и в другом случае нужен баланс и правила игры плюс безупречная процедура внесения изменений.

С Тимошенко можно поступать тремя путями: перетянуть ее окончательно на сторону "оранжевых", привлечь с чем-то "вкусненьким" в "бело-голубой" стан или вообще "сбросить маму с поезда". То есть общими усилиями вывести за скобки политического процесса, на маргинез, заставить, как Наталью Витренко, заниматься городскими сумасшедшими и вечными оппозиционерами, всегда выступающими против всего.

Но именно от Тимошенко и ее силы зависит, куда пойдут изменения. Если она будет играть с Ющенко, то это сильная президентская республика. Леди Ю все еще надеется "посисты" или, если хотите, "обийняты" этот пост – главы государства. Если же Украина двинется дальше в сторону парламентской республики, то тогда Тимошенко нужна в "бело-голубом" лагере. А подогревать ее надежды – стать "народным премьером" – и нужды нет. Властные амбиции у этой женщины с косой – всегда на первом месте.

Реклама

И такой вариант вполне возможен. Не зря же Центризбирком не спешит обнулять списки кандидатов в нардепы от "Нашей Украины". Это оставляет шанс сделать еще нынешнюю Раду конституционно дееспособной. Придут люди из списка "НУ", и будет больше 300 голосов. Понадобится еще и Тимошенко – всегда можно будет по суду отменить решение об "обнулении" списков БЮТ. На том основании, что корпоративное право (решения, принятые на основе внутренних уставов партий) не может и не должно влиять на работу органов власти. Например, нельзя распускать парламент, если этого потребуют по своему уставу две политсилы, что и происходит сегодня в Украине. При желании Конституционный суд сможет объяснить это обществу на раз…

…Поэтому накануне очередной годовщины Конституции Украины самым лучшим подарком ей было бы не продолжение противоестественного акта насилия над ней негодными "ловеласами" типа Ющенко с его братией, а попытки ее спасти. Однако "похоть" может пересилить здравый смысл, как это нередко и бывает у тех, кто после "удовольствия" садится лет на 15 на шконку или в тюремную "петушатню". В этом случае мы будем все же иметь выборы. Ну а после них "поимеют" уже всех…

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять