"Завидую украинским коллегам, – сказал президент российской национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов с трибуны международной конференции по прямым продажам, которая состоялась на прошлой неделе в Киеве. – Ваш парламент весь в политике и не дергает бизнес своими законодательными инициативами".
Действительно, пятый созыв депутатов показал самую низкую эффективность за все время существования Рады, не принял ни одного сколько-нибудь влияющего на экономику закона, если не считать пакета документов, необходимых для вступления во Всемирную торговую организацию. Впрочем, качество этих законодательных актов не выдерживает критики ни с точки зрения национальных интересов страны, ни со стороны самой ВТО. Как бы там ни было, вступление Украины в эту организацию опять отложено. Депутаты занимались, в основном, лоббизмом и политикой.
Предыдущий состав Верховной Рады, как мы хорошо помним, был тоже не подарок, тоже крайне политизирован и коррумпирован, да еще и заражен оранжевым популизмом и волюнтаризмом. Два таких парламента подряд, да еще на фоне перманентного политического кризиса, должны были непременно ввергнуть страну если не в хаос, то в стагнацию. Однако этого не произошло.
В конце минувшей недели, когда противостояние ветвей украинской власти достигло высшей точки, когда в него уже было вовлеклись силовые структуры, Министерство экономики обнародовало свои прогнозы на этот и следующий год. Рост ВВП в нынешнем году составит вполне пристойные 6,5 процента, а в 2008 году и вовсе 7,2 процента. Инфляция замедлится до 7,5 процента в этом году и до 6,8 процента в следующем. Все это на фоне мощного двузначного роста реальной зарплаты, экспорта и импорта. И, по оценке независимых экспертов, если все названные цифры и завышены, то самую малость.
Эти факты говорят, как минимум, о трех вещах. Во-первых, о том, что украинский бизнес научился существовать в кислотной инвестиционной среде, научился минимизировать вред от неправильных государственных решений и бюрократического беспределе, научился не плавать в мутном правовом пространстве. Во-вторых, о том, что мировые цены на металлы и химическую продукцию (а они высоки) остаются гораздо более существенным фактором роста, чем политическая ситуация. А в-третьих, об упущенной выгоде. Перед Украиной стоят задачи догоняющего развития, и даже очень приличный по мировым стандартам экономический рост нас не устраивает. Для того, чтобы в обозримом будущем страна хотя бы приблизилась хотя бы к восточноевропейским показателям, нужен двузначный ежегодный рост ВВП. И он был бы вполне возможен при мало-мальски внятной центральной власти.
Итак, элиты достигли консенсуса, досрочные выборы назначены на 30 сентября, а парламент распущен. Все счастливы. Как минимум, четыре месяца страна будет существовать без законодательного органа, а значит, и без законодательного регулирования. Бюджетный процесс, понятное дело, пошел под откос, но и к этому нам не привыкать. Осталось только понять, зачем все это и что изменится после выборов.
В горячке политического кризиса общественность и не заметила, что и президент, и премьер-министр допустили еще по одному, причем, идентичному, нарушению Конституции. Вопреки требованиям Основного закона, президент не выступил с ежегодным посланием парламенту, а Кабинет министров не утвердил программу своей деятельности. Причем, эти документы были готовы к опубликованию. Если бы общественность их увидела, она бы разницы не заметила. Оба называются „Конкурентоспособная Украина", в обоих подчеркивается курс на евроинтеграцию. В обоих – один и тот же перечень необходимых реформ: административная, бюджетная, налоговая, социального обеспечения, пенсионная, трудовая, жилищно-коммунальная. И так далее – до деталей. В президентском послании – чуть больше риторики, упоминаются, натурально, Голодомор и проблема национальной самоидентификации, в правительственном плане, соответственно, больше экономических подробностей. Вот и все. Складывается впечатление, что все это писал один человек, а потом приспособил текст к нуждам разных заказчиков. И получил два гонорара за одну работу. А заказчики глянули – и испугались: как же им теперь объяснить публике, за какие-такие идеи и против каких-таких идей их гонят на митинги и в пикеты?
Предвыборную действительность Украины ныне определяют две группы мифов: одна для простых людей, другая – для продвинутых. Для простых используется миф о москалях и бандеровцах, для продвинутых используется конспирология. Одни говорят о заговоре с целью продать страну западным транснациональным компаниям, другие – об агентуре влияния Кремля, который, конечно же, спит и видит Украину в составе России. На самом деле, ни Западу, ни России Украина не нужна. Есть несколько производственных активов, на которые поглядывают заинтересованные лица из-за границ, и которые, к слову сказать, одинаково легко продадут и Ющенко, и Янукович – была бы цена предложена. Все остальное будет жить и работать как прежде, то есть, выживать и вертеться. И даже каким-то чудом обеспечивать рост ВВП.