Выпуск газеты Сегодня №109 (610) за 12.07.2000
"РЫЦАРИ ПИАРА" МОГУТ ВСЕ: ДАЖЕ ЕЛЬЦИН У НИХ ПЛЯСАЛ НА СЦЕНЕ...
-- Владимир Александрович, можете ли вы приоткрыть тайну: когда Ельцин впервые воспользовался услугами имиджмейкеров?
-- Все началось с того, что начальника охраны Ельцина Александра Коржакова отправили в отставку. Ранее он не допускал к Борису Николаевичу никого, кроме своих людей. И вот наконец нам удалось выйти на первого помощника Ельцина -- Виктора Илюшина, которого удалось убедить, что нынешние спичрайтеры президента работают недостаточно квалифицированно. После этого Кремль часто прибегал к услугам нашей группы имиджмейкеров, особенно во время президентской кампании.
-- Наверное, когда Ельцин во время одной из встреч с избирателями начал плясать на сцене, без вмешательства имиджмейкеров тоже не обошлось... А что вы еще тогда предлагали делать президенту?
-- В основу всей президентской кампании Ельцина были заложены семейные ценности. Целый ряд роликов Ельцина так и назывался -- "Верю, надеюсь, люблю".
-- Можете ли вы вспомнить примеры "черного пиара", которые применялись тогда против президента...
-- А вы вспомните, сколько было россказней о его якобы чрезмерной любви к спиртному, о каких-то "двойниках", которые будто бы исполняли его обязанности. Словом, "чернухи" было предостаточно...
-- В одной из своих статей вы написали, что украинские выборы во многом уступают российским. Почему? У нас ведь тоже есть специалисты по избирательным технологиям?
-- В первую очередь мой вывод базировался на том, что в России уже достаточно большой опыт избирательных кампаний, ведь там выборы проходят практически каждый год. Во-вторых, в России рынок новых технологий постоянно пополняется. Еще лет пять назад там существовали целые кооперативы по сбору подписей, в Украине они только недавно начали появляться. К тому же в России уже давно прошел период перераспределения "имиджмейкерского влияния" -- теперь одни "конторы" занимаются только проведением всевозможных социологических опросов, другие -- следят за конкурентами, третьи -- за разработкой избирательных технологий, четвертые -- за созданием имиджа и т.д. В отличие от рынка рекламы, который полностью захватили американцы, россияне держат "пиаровский" рынок еще в своих руках и...
-- ...И помогают иногда еще и нашим политикам...
-- Да, действительно. Мне как-то говорили, например, что украинская партия "Громада" привлекала известных российских имиджмейкеров.
-- Можете ли вы открыть еще один секрет: сколько стоят услуги имиджмейкера? Ну вот в Киеве, например. Какой суммой мне, допустим, нужно располагать, чтобы стать народным любимцем?
-- (Смеется) Это в зависимости от того, сколько денег у вас есть. (Серьезно) Оговариваются разные суммы. Некоторые, например, имеют $30 в час, с другими рассчитываются уже после полученного результата и услуги могут оцениваться в сотни тысяч. Конечно, многое зависит и от времени. К примеру, в России никто не будет раскручивать неизвестного политика, если до завершения кампании осталось менее чем полтора месяца. Хотя некоторые рискуют и соглашаются даже за 15 дней изменить что-то в предвыборной кампании. Но, как правило, это безуспешно.
-- Насколько я понял, работа имиджмейкера в материальном плане достаточно выгодна, поэтому и появляется множество людей, жаждущих ею заниматься. Не боитесь конкуренции?
-- Да, сейчас так называемых имиджмейкеров становится все больше. Дошло до того, что в Москве уже какое-то ПТУ готовит таких "специалистов". Однако хочу вас заверить, сейчас конкуренцию будут выдерживать только люди с именем и фирмы, за плечами у которых -- десятки избирательных кампаний.