1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №80 (832) за 09.04.2001

МАГИСТР ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МАГИИ

В Национальном театре Франко чествовали главного балетмейстера -- народного артиста Украины, веселого, озорного и мудрого Бориса Наумовича Каменьковича. Главным объектом шуток были две "круглые" даты, в которые трудно поверить: 65 лет творческой деятельности и 80 лет -- самому юбиляру.

В 15 лет обычного "киевского босяка" (по словам самого виновника торжества) взял в только что созданный ансамбль народного танца Павел Вирский. Так начался большой "танцевальный праздник" Бориса Каменьковича, который продолжается, слава Богу, до сих пор.

Как-то Боря Каменькович вместе с дружком Борей Сичкиным (знаменитым Бубой Касторским) "отбивали" чечетку на шефских концертах перед зэками. Увидев на вечере одну из этих прелестных "босяцких" постановок Бориса Наумовича, кто-то заметил: "Как такой интеллигентный человек мог поставить такое?!" Не зря Каменьковича называют человеком-парадоксом!

Рядом с ним почти 45 лет была удивительная женщина -- замечательный режиссер Ирина Александровна Молостова. Они были красивой парой -- максималист и максималистка, "Мастер и Маргарита". Ей Борис Наумович посвящал стихи, не уставая признаваться в своем поклонении. Оба самодостаточные в творчестве, вместе поставили, к сожалению, лишь пять спектаклей. Среди них в Театре Франко -- тот самый мистический булгаковский роман.

Именно Театр Франко стал, как это ни пафосно звучит, вторым домом Бориса Наумовича. Недаром он даже живет рядом. Знак судьбы. Такой же, как и еще один спектакль в этом театре -- "Тевье-Тевель", который невозможно представить без "танцевальной партитуры", сочиненной Каменьковичем. Недаром сцены и танцы из "Тевье" на этом первоапрельском вечере были особенно броскими, тем более, с таким колоритным Тевье, как Богдан Ступка, с удовольствием пьющим за здоровье юбиляра. Солидарны с ним были "кращі франківські мужчини" -- Заднипровские и Ко, блестящий "капустный" мини-театр, который Каменьковичу очень близок своей самоиронией.

Вели вечер Воланд и Бегемот -- Анатолий Хостикоев и Богдан Бенюк. Хостикоев учился на курсе Молостовой, впервые блеснул в Киеве в спектакле "Сказка про Монику", где хореографом был Борис Каменькович. Борис Наумович создавал пластику и для первого режиссерского опыта Анатолия -- "Кина IV". А еще Анатолий до сих пор, наверное, помнит, как балетмейстер "мучил" их в "Белой вороне" и "Энеиде"...

Года как бы и не пытаются властвовать над Борисом Наумовичем. Каждая новая постановка франковцев -- это и его новая работа: "Три сестры", "Бал воров", "Любовь в стиле барокко", "За двумя зайцами", "Пигмалион"...

Как-то Ирина Молостова сказала, что "счастье -- это чувствовать свою необходимость в меру своих возможностей". А знаете, о чем мечтает Борис Каменькович в свои 80? О настоящем, классном мюзикле. Такая мечта -- хороший стимул. Его счастье состоялось: он крайне необходим театру и всем нам, его зрителям. А еще, своему сыну Евгению -- "парню, плененному Москвой", режиссеру "Мастерской Фоменко" и самой любимой женщине на свете -- маленькой внучке Надюше.