1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (930) за 11.08.2001

ДОН КИХОТА ОН ТАК И НЕ СЫГРАЛ...

Большинство зрителей, да и кинокритиков считают Николая Гринько ( "Сюжет для небольшого рассказа", "Андрей Рублев", "Сталкер", "Приключения Буратино") российским актером. И это неудивительно, ведь он работал с такими мастерами, как Григорий Александров, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Андрон Михалков-Кончаловский, Александр Алов и Владимир Наумов, Ролан Быков. А какие фильмы! Сплошь классика советского кино. У него их -- 180. Но вот запоминающейся роли в фильме украинского кинорежиссера не было. И хотя Гринько жил в Киеве и был штатным актером киностудии имени Довженко, там его "не видели".

С возрастом он все больше напоминал Дон Кихота -- любимый образ, с которым у актера было так много общего: интеллигентность, порядочность, преданность. 30 лет рядом с ним была жена и друг, талантливый музыкант, оставившая свою карьеру ради карьеры Николая Григорьевича. Айше Чулак-Оглы об этом ни разу не пожалела.

УКРАИНСКИЙ ГАРРИ КУПЕР

-- Как вы вообще познакомились?

-- Я училась в консерватории, и мне однажды предложили работу в симфоджазовом оркестре "Дніпро". А Гринько был там уже "старожилом", вместе с Григорием Антоненко вел конферанс, играл сценки -- была такая "веселая канва" концертных выступлений оркестра. Я его впервые увидела возле филармонии. Стоит какой-то не очень интеллигентного вида человек в распахнутом пальто, галстук и шляпа набекрень -- эдакий рубаха-парень.

-- Он вам сразу приглянулся?

-- Нет, это не мой тип мужчины, мне нравились ребята высокие, но плотно сбитые. Все мои поклонники были такими. А потом я -- брюнетка, а Коле тогда нравились блондинки. Да и замуж я уже собиралась, а у него жена была в Запорожье (хотя к их разрыву я не очень причастна). Так что даже не могу сказать, когда в него влюбилась. Я знала, что многие бабы его любили, хотели женить на себе.

-- Он, оказывается, и в театре работал? А знают его почему-то исключительно как киноактера...

-- Ведь Николай Григорьевич из театральной семьи. Отец был актером в Черновицком театре, мать -- ассистентом режиссера в Запорожском, тетя была замужем за известным театральным художником Волненко. Коля прошел всю войну и, слава Богу, его пуля ни разу не задела. Потом играл в Запорожском театре, в то время одном из лучших в Украине.

-- Он знал украинский язык?

-- Не просто знал, а великолепно им владел. Мы с ним, когда бывали в Прибалтике, на людях всегда разговаривали только по-украински.

-- А когда и как в его жизни появилось кино?

-- Появилось поздно, в 38 лет. Как-то Коля пришел на киевскую киностудию, и начинающие режиссеры Алов и Наумов, которые тогда там работали, предложили ему эпизод в "Павке Корчагине". И Коля снялся, не уходя из оркестра. Этот маленький эпизодик остался его любимым. Потом он сыграл Американца в их фильме "Мир входящему". Режиссерам Гринько понравился, и они пообещали, что, если будет для него роль, они снова его возьмут. И брали: в "Скверный анекдот", в "Тегеран-43". Коля и в "Беге" должен был играть -- Черноту. Но судьба этого фильма была очень трудной. Михаил Ульянов пообещал режиссерам помочь, и эту роль отдали ему.

У Коли было несколько таких случаев. В "Гамлете" он был утвержден на роль Горацио и уже начал сниматься, а потом что-то случилось (скорее всего, Колин рост не подошел под Смоктуновского-Гамлета, но он мне так и не сказал, в чем было дело). В общем, он расторгнул договор со студией "Ленфильм", и потом его еще лет десять не приглашали на студию. Алов и Наумов, "крестные отцы" Коли, в шутку называли его "украинским Гарри Купером" и однажды, благодаря ему, заработали ящик коньяка.

-- Неужели предметом спора стал Гринько?

-- Именно он. На одном из международных кинофестивалей возник спор по поводу актеров из разных стран. И один из американцев сказал Алову и Наумову: "Чего вы спорите, вы же в своем фильме не обошлись без нашего актера в роли американца?" А они: "Да это же наш украинский парень!" И выиграли спор.

"ТАЛИСМАН" АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

-- Николая Григорьевича еще называют "актером Тарковского". Как они нашли друг друга, ведь киевских актеров очень редко приглашали московские кинорежиссеры?

-- Мы собирались уезжать на отдых в Канев и уже сидели на рюкзаках, как вдруг приезжает режиссер Натансон и предлагает Коле сниматься у молодого начинающего режиссера Тарковского в фильме "Иваново детство". И так как съемки предполагались в Каневе, Коля согласился. Позже мы узнали, что Тарковский заприметил Колю в фильме "Мир входящему" и сказал Натансону: "Без Гринько не приезжай". Причем в его первом фильме Коля снимался как-то несерьезно, в основном, рыбачил. А потом на премьере фильма страшно себя ругал: "Какой я дурак, как я мог не заметить такое начало!" После этого фильма Тарковский стал приглашать Колю постоянно и даже считал его своим талисманом, а меня -- ангелом-хранителем. Он говорил: "Я боюсь без Гринько снимать".

-- Андрей Тарковский был достаточно сложным человеком, как они ладили с Гринько?

-- Андрей всегда был уверен в том, что делал, не шел на компромиссы. А Коля любил импровизировать, и порой ему было действительно сложно. Я часто наблюдала такие сцены. Гринько говорит Тарковскому: "Андрей Арсентьевич, а может быть...", и в этот момент Тарковский, "наступая" на его слова, обращается к осветителям или к оператору, как бы показывая Коле, что не хочет слышать его предложений. Но с Гринько Андрюша все же считался и относился к нему очень трогательно -- Коля ему напоминал отца. В "Солярисе" Тарковский специально для него дописал роль отца главного героя. Их последней совместной работой стал "Сталкер", потом Тарковский уехал навсегда. Но свою роль Коля так и не озвучил, так как от огромного напряжения у него "сели" голосовые связки.

-- Еще один блестящий режиссер и актер был дружен с Николаем Григорьевичем -- Ролан Быков.

-- Коля и Ролан встретились у Тарковского в фильме "Андрей Рублев", подружились на съемках у Юткевича -- в "Сюжете для небольшого рассказа" они сыграли братьев Чеховых. Внешне это был смешной дуэт. А потом Коля снимался уже у Быкова-режиссера в картине "Автомобиль, скрипка и собака Клякса". Второго такого человека по творческому темпераменту, как Ролан, я не знаю.

-- И еще один детский фильм невозможно представить без Гринько -- "Приключения Буратино", папа Карло.

-- А начиналось все с того, что его не утвердили на роль. Тогда режиссер Нечаев заявил, что без Гринько вообще не будет делать фильм, и на свой страх и риск стал его снимать... И убедил-таки в своей правоте.

ПИТЕР О'ТУЛ ЗАВИДОВАЛ ГРИНЬКО-ЧЕХОВУ

-- Когда смотрела "Сюжет для небольшого рассказа", было ощущение, что вижу перед собой самого настоящего, живого Чехова.

-- У многих было такое ощущение. Я храню множество откликов не только наших критиков, но и зарубежных -- статью знаменитой Эльзы Триоле, высказывание великого Питера O'Тула о том, что он завидует Гринько.

Коля снимался в этой роли почти без грима. В группе фильма даже шутили: "Гринько больше похож на Чехова, чем сам Антон Павлович". И вообще, с Чеховым у Коли связано много необычного: похожи почерки, их факсимиле, и дома у нас хранится очень старинная шкатулка из слоновой кости -- пара той, что до сих пор "живет" в ялтинском доме Чехова.

-- А к его партнерше Марине Влади вы не ревновали?

-- Иметь такую соперницу? Пожалуйста, ничего против не имела бы! Вообще, меня Бог миловал -- не знала, что такое ревность. Мне и тут повезло, так как в жизни Марины в то время уже появился Володя Высоцкий. А у Коли с Мариной на всю жизнь осталась взаимная симпатия. Он приезжал на премьеру фильма в Париж и был у нее в гостях. Коля часто с уважением говорил о ней, о ее знаниях, профессионализме. Она мне тоже очень нравится, мы с ней подружились, хотя Марина, в основном, держит людей на расстоянии.

-- Известно, что у Николая Григорьевича были и неосуществленные актерские работы.

-- Коля мог играть абсолютно все. Но он был очень яркий, очень высокий, и часто говорил: "Роль моя, но не для меня". Во всех своих картинах он был Гринько, но нигде ни разу не повторился -- ни жестом, ни мимикой. Осталось много неосуществленного, что он мог и хотел сыграть. Он и о Дон Кихоте мечтал, даже говорил, что сделал бы его лучше Черкасова. Когда был молодой, не "увидели" его в этой роли, а когда Резо Чхеидзе позвал -- уже было поздно. Три дня снимали с ним пробы к фильму "Житие Дон Кихота и Санчо", и изначально все понимали, что лучшего Дон Кихота трудно найти, но сам Коля мне говорил : "Я не буду его играть, просто Резо подарил мне эти дни. Не в моем возрасте, и не с моими болячками скакать на лошади девять серий!" Чхеидзе сохранил эту кинопробу.

-- А что за история со сценарием "Украденного счастья" по Франко?

-- Это была его заветная мечта, потому что влюбленность в эту пьесу осталась еще от встречи с Бучмой-актером в Запорожье. Коля написал сценарий фильма, отдал на киностудию имени Довженко, где ему сказали: "Да, но давайте сначала сделаем что-нибудь партийное, а потом уже это". Так его обманывали шесть лет. Коля часто повторял: "Жаль, Микола просто "сидит" во мне -- я бы это хорошо сделал".

Пока ждал, начал работать над новым сценарием, "Сеньор Марио пишет комедию" по пьесе Альдо Николаи. Нашел автора в Италии, заручился его обещанием сотрудничества, подбирал музыкальный материал, съездил в Чехословакию и договорился с известным режиссером о совместной работе. Но вышло все так же, как и с "Украденным счастьем".

-- А у вас не было мысли уехать в Москву? Ведь все равно он снимался в основном там.

-- Не только -- но и в Германии, Норвегии, Венгрии, Чехии. А в Москву ему предлагали переехать, но мы и мысли не допускали поменять Украину на другое место.

В ПОСЛЕДНЕМ ФИЛЬМЕ -- СМЕРТЬ

-- Какая работа в кино стала у Николая Григорьевича последней?

-- "Предлагаю руку и сердце" в дуэте с Немоляевой. А до этого Коля снялся у потрясающего казахского режиссера, "второго Тарковского" -- Ермека Шинарбаева "Выйти из леса на поляну". И там его герой погибал. Коля мне говорил: "Что-то мне не по себе. Нужно взять какую-то картину, чтобы зацепиться за жизнь". И вот он "зацепился" за эту картину, в которой по сценарию умирает героиня Немоляевой. Когда уже заканчивались съемки, финал вдруг переделали и уже умирал герой Гринько. И тут снова случай-судьба. Снимали сцену за большим нарядным столом. Вдруг режиссер остановил съемку и позвал всех к себе. Только они отошли, как внезапно на этот стол падает огромный софит...

-- Во время этих съемок Николай Григорьевич уже был болен?

-- Да, но не знал, что смертельно. Он очень спешил жить и работать. Иногда снимался одновременно в трех картинах в разных городах. Его даже порой упрекали недоброжелатели: мол, всех денег не заработаешь. А мы и не были богатыми. Просто он не мог не играть, и хотел больше успеть...