1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №7 (1055) за 12.01.2002

МАРИНА НЕЕЛОВА ВОСПИТЫВАЕТ ВНЕБРАЧНУЮ ДОЧЬ КАСПАРОВА

Она никогда ничего никому не доказывала: ни в творчестве, ни в жизни. Признание пришло сразу же, с первой роли в кино. Мечтая о театре, начала c кинематографа и только потом пришла в свой храм под названием Театр "Современник", где служит (страшно сказать!) уже почти тридцать лет. Народная артистка России, лауреат госпремий России и СССР, обладательница премий "Ника" и "Кумир", последняя актриса, получившая в ХХ веке премию "Триумф", МАРИНА НЕЕЛОВА недавно была юбиляршей.

Об этой актрисе никто не сказал худого слова, хотя характер у нее далеко не простой. На замечание о его несносности, Марина Мстиславовна отвечает, что он у нее просто есть. "Да, у меня ужасный характер! Ужасный! Мне все плохо, у меня же не бывает хорошо. Если меня спрашивают: "Марина, у тебя все хорошо?" -- у меня все плохо. Никогда я не испытываю покоя!"

"В ней никогда не было сытости, благополучия, "упакованности", как теперь говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы", -- говорит ее многолетняя партнерша по сцене Лия Ахеджакова. Режиссерам с Нееловой трудно, потому что она умная актриса и ей нужен умный режиссер. А это проблематично. Идеальным стал ее союз с Галиной Волчек, главным режиссером театра "Современник". Марину даже называют ее любимой премьершей, но, в отличие от подобных ситуаций, по-доброму и уважительно.

Ее, еще зеленую актрису, уже окружало признание и благословение вечно ворчащих и недовольных "стариков". Статья корифея-драматурга Виктора Розова о ней так и называлась "Талант". Михаил Глузский после совместного фильма "Монолог" (кстати, ее самый любимый фильм) называл Неелову "внучкой". Ее обожала и относилась, как к очень близкому человеку, гениальная Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин сказал: "Когда вижу Неелову на сцене, мне кажется, что она всегда играет, как будто в последний раз".

Врожденный вкус и интуиция не позволяют Нееловой "вляпываться" в проходные проекты. И почему-то кажется, что даже если бы таковые были, ее участие подняло бы их на другой уровень. Она выглядит хрупкой и беззащитной -- недаром коллеги-мужчины говорят, что "Неелову всегда хочется защищать, она как будто слишком хрупка для этого мира", а Марина отшучивается, что в жизни ее часто не узнают или не замечают.

Она долго переживала из-за своего "смешного" веса -- 43 кг. И так обрадовалась, как-то на юге встав на весы и увидев цифру "46"! И тут дядя-"взвешиватель" говорит: "Девушка, может, вы арбуз лучше на землю положите?" И только тут Марина к своему ужасу поняла, что влезла на весы с гигантской "ягодкой" в руках...

Самые первые сказочные роли "принцесс на горошинах" в фильмах "Старая, старая сказка" и "Тень" были сыграны в дуэте с Олегом Далем. С ним Марина оказалась "одной актерской группы крови". Зная магнетизм Даля, неопытную дебютантку предупреждали перед съемками: "Смотри, не влюбись!" Но это было из области фантастики. Таким же "чудом" в ее жизни был и Андрей Миронов, и работа с ним над культовым в свое время фильмом "Фантазии Фарьятева". Дважды она встречалась в картинах с Юозасом Будрайтисом... Особое место в творческой жизни Марины занимает Константин Райкин. Именно он по просьбе режиссера Валерия Фокина, искавшего для актера партнершу в спектакле театра "Современник" "Валентин и Валентина", "сосватал" ее сначала на роль, а потом и в этот театр. Константин Райкин убежден: "Она может все. Она вообще без диапазона. В ней есть сочетание скоморошества и глубины. Она личность!" Ее взаимное обожание с партнерами досужие сплетники превращали в романы -- сначала с Далем, потом с Райкиным. Но ни тогда, ни сегодня Неелова не опускается до комментариев -- не оправдываясь и не опровергая, живя по принципу: говорите, если вам так хочется.

У Марины Нееловой хроническая "болезнь" интеллигентов: во всем сомневаться, недооценивать свои возможности, заниматься самокопанием. Даже сегодня, несмотря на признанную "звездность", она комплексует по поводу своей осиной талии, чересчур больших глаз и женственно-поющего голоса, называя себя "невзрачной мышью" (хотя, именно эти черты считают ее изюминкой). И хотя невозможно сказать, что Неелова где-то "недоиграла", вдруг мнение самой актрисы: "Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть".

Неелова -- одна из немногих больших актрис, попытавшаяся объединить две важные ипостаси женской жизни -- профессию и семью. Говорят, ей удается. Хотя, безусловно, это непросто, во всяком случае, ею выстрадано. До сих пор Марине напоминают о романе с шахматистом Гарри Каспаровым и удивляются, что актриса молчит о нем. Вместо нее высказалась ее подруга Галина Волчек: "Давно пора закрыть эту тему. Они не понимают, как это смешно, когда речь идет о таком человеке, как Марина Неелова, человеке счастливом и талантливом -- и в браке, и в искусстве".

Рассказывают, в разгар их романа он позвонил ей в Москву после победы над Смысловым и заявил, что теперь он без пяти минут чемпион мира. "Не слишком ли спешат твои часы?" -- спокойно спросила Марина... Когда стало ясно, что будет ребенок, чемпион и его мама, выступив единым фронтом против женитьбы, наговорили и написали про Марину всякого, скатываясь то в пафос, то в коммуналку. И только сама актриса не сказала на эту тему ни слова. Просто тогда, четырнадцать лет назад, родила девочку Нику. А спустя несколько лет вышла замуж за надежного Кирилла Геворгяна и, поскольку он дипломат, уехала с ним на четыре года во Францию. Окунувшись в парижскую среду, она все равно не стала светской львицей. И вот вывод женщины с поразительным вкусом и шармом: "Мы никогда не обретем того взгляда, который имеют француженки".

Выдержав годичную паузу, Неелова решилась на кочевую жизнь по маршруту Париж-Москва. В "Современнике" специально так планировали репертуар, чтобы за один приезд она успевала сыграть несколько своих спектаклей. В это же время она даже съездила с театром на триумфальные гастроли в Америку, где Марину окрестили "Сарой Бернар нашего времени".

Сегодня любимая журналистская тема -- ее стильность. Недаром Вячеслав Зайцев считает за счастье делать театральные (и не только) костюмы на Неелову. Так, для потрясающего гардероба Раневской-Нееловой в "Вишневом саде" маэстро специально из Парижа привез роскошные браслеты, кружева, шифоны, перчатки, горжетки и сумочки: "Одевать такую женщину, как Марина Неелова, иначе было бы просто преступлением". Свидетели утверждают, что он обронил фразу: "Марина соткана из секса!" "Славочка, -- тут же среагировала Неелова, -- я буду ходить к тебе каждый день, чтобы слушать это!"