1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №31 (1079) за 09.02.2002

ЗНАМЕНИТАЯ ФРАЗА "КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ" ПРИНАДЛЕЖИТ НЕ СТАЛИНУ

К такому выводу пришла одесская писательница, историк Евгения Королева (кстати, дочь одного из первых российских авиаторов). Изучая архивы, она обнаружила "сталинское" крылатое выражение в бумагах, вышедших из-под пера... царского министра Немешаева. Но как по-разному они его применяли в жизни!

ДВЕ СТАНЦИИ -- ОДНО ИМЯ

Тем, кому приходится ездить по "железке" в направлении Тетерева, знакомы полустанки Клавдиево и Немешаево. Но мало кто знает, что названы они в честь Клавдия Семеновича Немешаева, человека блистательного ума и выдающихся организаторских способностей, совершившего технологическую революцию в отечественном железнодорожном хозяйстве.

В январе 1895 г. убыточная Юго-Западная железная дорога, принадлежавшая частному акционерному обществу, указом российского императора была национализирована. Первым ее начальником стал Клавдий Немешаев -- молодой и энергичный статский советник, инженер 4-й степени, руководивший на тот момент Сызранско-Вяземской железной дорогой. Известно, что в 1892-м за особые заслуги при перевозке хлеба в голодающие губернии он был награжден орденом Святой Анны III степени.

И дорога быстро преображается, ведь новый начальник поставил амбициозную цель: вывести Юго-Западную на современный европейский уровень. В частности, он тут же поручил техническим службам заняться приобретением и установкой централизованной системы стрелок и сигналов фирмы "Сименс и Гальске" на станциях Проскуров, Дубно, Одесса-Порт, Бердичев, Фастов, Здолбуново... А если вам приходится ездить на участке
Киев--Ковель, знайте, что эту дорогу построил Клавдий Немешаев.

На фотографиях конца XIX века новые железнодорожные станции выглядят весьма респектабельно, да и сегодня многие из них сохранились лучше, чем сталинские и брежневские "жемчужины архтектуры". А на станции Киев-Волынский, в Андрушевке Житомирской области и многих других железнодорожных узлах Украины и по сей час стоят добротные дома, построенные по указанию Немешаева для железнодорожников. Сам он жил в Киеве, на улице Фундуклеевской, (ныне -- Б. Хмельницкого).

Но главное, Немешаев сделал ставку на подготовку собственных кадров. Он основывает школы для детей железнодорожников, а также технические училища в Киеве и Одессе. Те, кто стремился учиться дальше, поступали на специальные двухгодичные курсы -- что-то вроде техникумов. Студентам читали коммерческую географию, бухгалтерию, железнодорожное право, политическую экономию, курс устройства и технической эксплуатации железных дорог, основы физики и математики. В преподавательский состав брали профессионалов-практиков высочайшего уровня. В этом Немешаев, лучший выпускник Санкт-Петербургского института путей сообщения за все время его существования, знал толк.

Работать на "железке" в те времена было почетно и выгодно: оклад инженера 7-го класса составлял 3600 рублей в год, техника -- 1500, инженера в канцелярии -- 2400, стрелочника -- 160. Сам же Клавдий Семенович получал 18000 рублей оклада и честно их отрабатывал.

Благодаря притоку хорошо подготовленных кадров Юго-Западная быстро вышла в число лучших в Европе, разветвилась множеством новых направлений.

ЛЕНИН ОБРЕК ЕГО НА ГОЛОДНУЮ СМЕРТЬ

На энергичного начальника посыпались заслуженные благодарности от министра: "За скорое и тщательное исполнение постройки Беловежской ветви...", "Высочайшая благодарность за труды по сооружению Киевского политехнического института", "...за отличный порядок, правильность и точность перевозок войск при маневрах в районе Белостока", "...за отличное состояние Юго-Западных железных дорог". И -- десятки орденов: Святого Владимира III и IV степеней, Святого Станислава и Святой Анны, орден Белого орла, Бухарской Золотой Звезды, Болгарской Звезды за гражданские заслуги...

В 1905 году председатель Совета министров граф Витте назначил Клавдия Немешаева министром путей сообщения. Но отношения неуемного министра с премьером не сложились, и Витте отправляет того в почетную отставку -- назначает членом Госсовета. А потом грянула Октябрьская революция. Оставшись без содержания, с семьей на руках, бывший министр с трудом устроился... билетером в захудалый Петроградский кинотеатр. Потом и эту работу у него отобрали.

В одесских архивах хранится белогвардейская газета "Современное слово". Там можно найти маленькую заметку о том, что в Петрограде от голода и истощения скончался бывший министр путей сообщения Клавдий Семенович Немешаев. Известно, что он обращался с ходатайством о пенсии к Ленину. Увы, вождь мирового пролетариата расщедрился для "царского прислужника" лишь на мизерное единовременное пособие и разовый академический паек. Надолго этого не хватило...