1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №33 (1081) за 12.02.2002

ЛЕТИ БЕЗ СТРАХА -- ТЫ ЗАСТРАХОВАН!

Не секрет, что авиапассажир при покупке билета автоматически считается застрахованным от несчастных случаев на время полета. Но на что он может рассчитывать, если, к примеру, сломал палец, пристегивая ремень безопасности?

Мой собеседник -- начальник экономического управления "Укравиатранс" Виктор Зеленков.

-- Виктор Иванович, разъясните, где и когда действует страховой полис?

-- На территории аэропорта, как только объявят посадку. А также -- пока пассажир находится на борту воздушного судна, в промежуточных аэропортах и в течение двух часов по окончании полета -- в аэропорту назначения. Причем застрахованным пассажир считается и в случае, если билет утерян либо оформлен неправильно по чьей-либо вине.

-- Что считается страховым случаем?

-- Согласно постановления КМ Украины № 1083 от 13.07.1998г. "О порядке и условиях проведения обязательного авиационного страхования", страховым случаем считается "авиационное событие при участии воздушного судна страхователя (воздушного перевозчика), вследствие которого наступает его гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров и их имуществу". Под вредом подразумевается гибель или смерть застрахованного, получение им травм, приведших к инвалидности, временная утрата трудоспособности.

-- За что конкретно отвечает авиакомпания, и каким может быть размер страховых выплат?

-- За перечисленный выше вред, нанесенный клиенту, если несчастный случай произошел на борту самолета или во время посадки и высадки. Но ответственность авиаперевозчика ограничивается. На международных линиях -- так называемой Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 1929 года с изменениями от 28.09.55 г. На внутренних рейсах -- упомянутым постановлением Кабмина.

При полетах в пределах Украины максимальная ответственность страховщика равна сумме, эквивалентной $20000 за каждого пассажира. Для сравнения: в России он составляет приблизительно $400. То есть, страховое возмещение в случае смерти пассажира у них практически совпадает со стоимостью билета. Во время международных рейсов лимит устанавливается международными договорами либо законодательством страны, на территории которой выполняются пассажирские перевозки. Согласно резолюции Европейской конференции гражданской авиации, принятой 13 декабря 2000 года, рекомендован верхний предел ответственности перед пассажиром в случае смерти, ранения, либо другого телесного повреждения, полученного при авиапроисшествии, в размере 250000 СПЗ (специальные права заимствования), что примерно соответствует $315000.

-- Куда обращаться пассажиру для получения страховки?

-- В ближайший офис авиакомпании, у которой он купил билет. Причем расположенный как в аэропорту, так и в городе.

-- Какие при этом необходимо предъявить документы?

-- Заявление потерпевшего, составленное в произвольной форме, и корешок посадочного талона. При наличии для этого оснований, авиакомпания обязана составить и выдать пострадавшему акт о несчастном случае (форма Н-1), а также справку со сведениями о страховщике (название, адрес фирмы, банковские реквизиты). Выплачивают страховое возмещение на основании заявления авиакомпании о выплате, упомянутого акта, больничного листа или справки об установлении инвалидности. Причем, как правило, в течение 14 банковских дней после предоставления страхователем (авиакомпанией) страховщику всех документов. Вся сумма страховки положена, если потерпевший стал инвалидом I группы, 75% -- II группы, 50% -- III-й. При временной нетрудоспособности выплатят по 0,5% от суммы страховки за каждые сутки вынужденного отдыха.

-- Гораздо чаще страдает не здоровье пассажиров, а их багаж. Кто и какую несет ответственность, если багаж не найден или поврежден?

-- Напомню, что на зарегистрированный багаж должна выдаваться багажная квитанция. Перевозчик отвечает за сохранность вещей с момента погрузки на борт и до их выгрузки. Все остальное время они -- "на совести" работников аэропорта. При утере багажа возмещается его стоимость из расчета $20 за кг веса и $400 за ручную кладь, независимо от веса.

Потребовать возмещения ущерба можно в течение недели с момента его обнаружения. Причем вопрос с выплатой страховки обычно решается не более, чем за 30 суток. Конкретные условия обязательного страхования пассажиров и багажа определяются договором воздушного перевозчика со страховой компанией, который удостоверяется полисом (сертификатом).