Выпуск газеты Сегодня №39 (1087) за 19.02.2002
БОЛИТ ДУША? СНИМИСЬ В КИНО!
Психолог Евгений Списов разработал новую методику психоанализа, по которой каждый может воплотить перед камерой не только все свои несбывшиеся мечты и желания, но и по-другому рассмотреть драматические события своей судьбы.
-- По моей методике, которую я назвал кинодрамой, человек составляет сценарий собственной жизни, где он играет главную роль, -- рассказывает Евгений. -- В первой серии такого фильма надо сыграть сюжет перед камерой. Во второй -- роль главного героя замещает "дублер". Это позволяет "сценаристу" взглянуть на все случившееся со стороны. В третьей он вновь играет самого себя, но на этот раз уже такого, каким бы хотел быть. Съемки "лечебного" фильма проводятся на условиях строгой конфиденциальности: свое настоящее имя называть необязательно. По желанию отснятую кассету сразу же уничтожат, а захочешь -- подарят на память.
Проблемы, с которыми люди обращаются к психотерапевтам, очень разные. Нередко они даже не подозревают, в чем кроется причина душевных мук. И тогда на помощь приходит кинодрама.
ПЛЕННИЦА ДЕТСТВА
"Я хочу, чтобы мои дети умерли! За что меня ими Бог наказал?" -- в исступлении твердила на приеме у психотерапевта 45-летняя Валентина. Оказалось, недавно ее 18-летнего сына уличили в совращении собственной сестры. После нескольких сеансов "всплыла" причина, мягко говоря, странного поведения детей. Крылась она... в детстве Валентины.
Когда ей исполнилось девять лет, ее изнасиловал дядя, а потом отец. Последующие несколько лет это повторялось постоянно. Мать же почему-то делала вид, что ничего не замечает. На все попытки дочери поделиться своим горем лишь отмахивалась со словами "Нечего выдумывать!" Так и жила Валя многие годы, оставаясь один на один со своими мучениями и страхами. Тем не менее она все же вышла замуж и родила двоих детей. Когда они подросли, начала твердить, что они ни в коем случае не должны ложиться в одну постель, прикасаться друг к другу и позволять чужим людям прикасаться к ним.
Специалисты называют подобные заявления "гипнотическим внушением", которое действует на подсознание как команда совершить обратное. Негативное отношение матери к интимной сфере наложило запрет на само понятие "секс". В итоге дети взбунтовались и решили попробовать "запретный плод". Они потому и улеглись в одну постель, что им слишком уж запрещали это делать.
Свою ошибку Валентина усугубила еще и тем, что постоянно твердила сыну и дочери: "Вы еще дети". А ведь известно, подростки больше всего хотят казаться взрослыми. В результате 13-летняя дочь одевалась и пользовалась макияжем так, чтобы выглядеть шестнадцатилетней, а 17-летний сын мечтал провести ночь с девушкой...
На кинодраматических занятиях Валентина дала выход тем чувствам, которые в жизни ей выразить не довелось. Оказалось, что она долгие годы оставалась пленницей своего детства.
-- Во время съемок терапевтического фильма мы не пытаемся помочь людям понять обидчиков или простить их. Наша цель -- дать волю эмоциям, которые душат, познать себя, -- продолжает Евгений.
НУЖЕН ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ!
У красивой 28-летней Ларисы были другие проблемы -- она панически боялась старости. Всякий раз, когда подходила к зеркалу, воображение обезображивало ее лицо глубокими морщинами, беззубым ртом и впалыми глазами. Когда же страшные "метаморфозы" начали преследовать девушку даже во сне, она решилась на занятия по кинодраме. Евгений предложил ей снять фильм о визите в дом престарелых. Затем она сыграла старушку, на которую свалились все тяготы жизни пенсионерки. Обрести вечную молодость Лариса, конечно, не смогла, но от кошмаров избавилась полностью.
А вот 50-летней Ольге, которая много лет страдала от сильного комплекса неполноценности, предложили перед камерой сыграть свое... утро. Поставили кровать, рядом положили "мужа", в соседней комнате разместили "детей". Женщина "проснулась", потянулась, подошла к окну и... забилась в рыданиях. Когда ее спросили, что с ней происходит, она не могла даже слова промолвить. А успокоившись, сказала, что сделала для себя открытие -- она ненавидит собственного мужа! Все двадцать лет супружеской жизни "прятала" в подсознании негативные эмоции, убеждая себя, что детям необходим отец.
-- Во время кинодраматического действия все эмоции обостряются до предела, -- объясняет Евгений Списов. -- Осознание того, что играешь не по выдуманному сценарию, а фрагмент собственной жизни, делает даже из новичка профессионального актера. В конце концов каждый из героев наших фильмов приходит к выводу: "Раз я могу изменить свою жизнь перед камерой -- значит, мне по силам стать режиссером и своей судьбы".