1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №101 (1149) за 11.05.2002

ПЕТЛЮРУ В ПОГРОМАХ ОБВИНЯЛИ АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН И МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Жизнеописание Симона Петлюры, одного из лидеров украинской национальной революции, полно противоречий и идеологических мифов, не развеянных до сих пор. Одним из мифов о главе Директории является история о его антисемитизме и личной причастности к еврейским погромам. По существу, именно этот миф стал причиной того, что суд оправдал убийцу Петлюры Шолома Шварцбарда.

ПРАВДА И ЛОЖЬ О ПОГРОМАХ

История еврейских погромов в России довольно длительна. К примеру, царь Николай II не только принял звание почетного члена "Союза русского народа" ("Черная сотня"), но и выделил... около 12 млн. рублей на распостранение антисемитской литературы в Украине, Белоруссии и Литве, где находилась "черта оседлости". На этих территориях проживала треть евреев мира.

После развала царской России погромами занимались как "белые", так и "красные". Когда речь идет о погромах, учиненных Красной армией, то обычно упоминаются погром в Киеве, устроенный армией Муравьева, и события 1920 года, когда герои-конники Семена Буденного шли крушить Петлюру и "польских панов" (зимой 1919--1920 гг. деникинские войска были прижаты к Черному морю в районе Новороссийска, частично они бежали за границу, частично -- перешли на сторону большевиков). Красная конармия заметно "побелела". И до этого не чуждая антисемитских настроений, она после вливания "свежей крови" стала отчетливо антисемитской.

Вести о бесчинствах красных казаков донесли до Москвы не только почта и телеграф: с юга потянулись еврейские депутации, с мечтой пробиться к "самому" Троцкому, главе вооруженных сил, второму после Ленина, лицу в государстве, к тому же еврею. История сохранила ответ Троцкого, потрясший членов одной из делегаций. "Возвращайтесь домой к вашим евреям и передайте им, что я не еврей и мне нет дела до евреев и до того, что с ними происходит".

Троцкий в 1920 году рекомендовал: "Если будут случаи грабежей в Красной армии, то их необходимо сваливать на повстанцев и петлюровцев". И еще: "Украина должна быть советской, а Петлюра -- выбит из памяти народа". Тогда Лев Троцкий отдал приказ беспощадно карать погромщиков, но не как врагов еврейского народа, а как врагов мировой революции. Факт остается фактом: в короткий срок было расстреляно более 400 человек, в армии зачитали приказ, комиссары провели соответствующие беседы, и погромы сошли на нет.

Симон Петлюра был символом национального подъема и национальных надежд. Но ситуация была таковой, что, по словам канадского историка украинского происхождения Ореста Субтельного, "Украина стала краем, которым легко было завладеть, но невозможно управлять". "В новейшей истории, -- пишет О. Субтельный, -- ни одна страна не пережила такой всеобъемлющей анархии, такой ожесточенной гражданской борьбы, такого полного раздела власти, как Украина в эту пору".

Волна погромов вспыхнула сразу в десятках мест. Именно в это время из уст в уста передавались страшные имена таких атаманов, как Струк (бывший учитель и бесталанный писатель), который в Чернобыле собственными руками топил евреев; Соколовский, свирепствовавший в Коростышеве, Малине и Радомышле, полностью очистив этот город от евреев (он сгонял их к реке Тетерев и заставлял там "пастись", а после этого унижения -- расстреливал), Зеленый, Волынец, Козырь-Зирка, Григорьев, Тютюнник, Лесник, Шепель, Лютый, Степовой, Трепет, Слива, Железняк, Дорошенко... Все эти люди, к сожалению, называли себя приверженцами политики Петлюры.

Многие документы указывают на то, что Симон Петлюра активно боролся против погромов. 11 января 1919 года украинское правительство обратилось к казакам о недопущении погромов, 16 января 1919 года Петлюра издал указ о смертной казни погромщикам. 9 апреля, после проскуровского погрома, была создана специальная следственная комиссия. Погромщиков строго наказали, а его организатора атамана Семесенко расстреляли. В мае 1919 года Петлюра подписал закон о создании комиссии по прекращению погромной практики. Симон Петлюра даже разрешил евреям организовывать специальные дружины для охраны.

Кроме этого, украинское правительство выдало 31,4 млн. гривен министерству еврейских дел для передачи пострадавшим во время погромов. Петлюра мечтал о национальном единстве всех социальных групп. Он не был большим политиком, но был достаточно смел и склонен к романтике. При Петлюре существовал специальный секретариат по делам национальностей, в котором вице-секретарем по еврейским делам был Моисей Зильберфарб. При Директории появилось целое министерство по еврейским делам во главе с Абрахамом Ревуцким. Ему на смену пришел Пинхас Красный, позже сбежавший к большевикам.

Но, с другой стороны, Петлюра боялся жестокими мерами против погромщиков оттолкнуть от себя и те немногие боеспособные подразделения, которые имелись в его распоряжении. То есть, ему приходилось выбирать между защитой еврейского населения Украины и созданием своего детища -- регулярной украинской армии, которая состояла в то время далеко не из лучших представителей коренной нации. По воспоминаниям петлюровского полковника Болбачана, украинское войско было очень недисциплинированное. К примеру, после захода этой армии в Винницу множество "воякив"-винничан просто-напросто отказывались воевать дальше, считая, что свой родной город они уже освободили. Так было везде: в каждом городе, в каждой деревне.

Кстати, много евреев было и в окружении еще одного известного революционера-украинца тех времен Нестора Махно: председателем Гуляйпольского военно-революционного совета был Коган, начальником контрразведки Лев Зеньковскии (Задов), в культпросветотделе числились Елена Келлер, Иосиф Эмигрант (Готман), Я. Алый (Суховольский). Когда в феврале 1919 года начались кровавые погромы, Махно предложил всем еврейским колониям в зоне его деятельности организовать самооборону и выдал оружие. В мае того же года за убийство 20 евреев-колонистов в Александровском уезде были расстреляны семеро крестьян села Успеновка. Вот почему так доблестно сражались евреи-махновцы из особой еврейской батареи под командованием Абрама Шнейдера, обороняя в июне 1919 года Гуляйполе от наступавших деникинцев. Они сражались до последнего снаряда, еврейская же полурота прикрытия -- до последнего патрона, и все как один погибли.

УБИЙЦУ ПЕТЛЮРЫ ОПРАВДЫВАЛИ ЭЙНШТЕЙН И ГОРЬКИЙ

Симон Петлюра был застрелен Шоломом Шварцбардом (Шулимом Шварцбурдом -- по документам Балтской городской управы от 3 декабря 1891 г.) в полдень 25 мая 1926 г. в центре Парижа, на улице Расин. Осенью следующего года суд присяжных в Париже объявил Шварцбарда невиновным в убийстве, тем самым признав совершенное им не уголовным преступлением, а актом возмездия.

Споры о законности и справедливости такого решения не затихают до сих пор. Шварцбард, иммигрант из Смоленска, впервые прибыл во Францию в 1910 году и в 1925 получил гражданство. Он утверждал, что услышав о еврейских погромах в Украине, решил отомстить за это Петлюре. Но ни следствие, ни процесс в суде присяжных департамента Сена не особо интересовались истинными мотивами этого преступления. Например, забыли расследовать некоторые загадочные моменты в биографии убийцы: поездку Шварцбарда в Россию во время революции, его участие в Красной армии, круг его знакомых (анархисты, коммунисты, провокаторы), его пребывание в Австрии, где он был осужден за кражу и выдворен из страны. Точно так же с ним поступили и в Венгрии. Но оттуда его изгнали за распространение анархической литературы. Странным образом этот человек получил гражданство Франции, где даже великий поэт Гийом Апполинер (поляк по происхождению) такового не имел, хотя привнес в франкоязычную литературу немало...

Дело Шварцбарда вызвало огромный резонанс. На процесс были вызваны так называемые "свидетели моральности": графиня де Ноай, русский писатель Максим Горький, выросший в еврейской семье Свердловых и отличавшийся украинофобством, гениальный ученый Альберт Эйнштейн, профессор-физик Лянжелен, франкоязычные еврейские поэты Эдмон Флег и Андре Спир. Все эти люди никогда в жизни не были на Украине, но считали, что имеют право судить о тех событиях, которые происходили у нас. Трагедия всего произошедшего была в том, что во Франции судили не убийцу -- Шварцбарда, а самого убитого. На Петлюру навешали уйму ярлыков, а слезный рассказ убийцы о его сложной судьбе из-за "петлюровцев" вконец подкупил судей. Оправдательный приговор многие восприняли как издевательство над самими принципами правосудия. Но это уже никого не интересовало. Как и ряд интересных фактов...

Суд почему-то не учел свидетельства в защиту Петлюры... Эли Добковского. Бывший заместитель главного комиссара Центрального еврейского комиссариата, послал письмо французскому генеральному прокурору, которое прочли в суде 20 октября 1927 года. Добковский доказывал, что убийство Петлюры организовано советскими спецслужбами. После этого адвокат Шварцбарда Анри Торез, которого называли адвокатом коммунистов и крупной буржуазии, предложил Добковскому пройти психиатрическое освидетельствование. Не учли и мнение одного из основателей современного сионизма Владимира (Зеева) Жаботинского (кстати, тоже выходца с Украины), который лично знал Петлюру и не считал его антисемитом.

В 1954 году сбежавший на Запад сотрудник КГБ Дерябин утверждал, что убийство Петлюры было организовано советской разведкой под руководством спецагента из числа бывших эсеров-максималистов Михаила Воронина (по другим данным, его фамилия Володин), нанявшего Шварцбарда. В этой истории есть и еще один момент. Дело в том, что в детстве Шолом Шварцбард пережил один из многочисленных погромов, волной прокатившейся по нынешней Одесской области. Во время этого погрома погибла вся его семья. Шварцбард, для которого гибель родственников ассоциировалась с именем Петлюры, затаил злобу на всю жизнь. Хотя, по большему счету, сам Симон Васильевич лично к трагедии семьи Шварцбардов был не причастен. Потому и не удивительно, что чекистам стояло лишь найти Шварцбарда и довести его идеологическую обработку до логического окончания, то есть до убийства ненавистного ему Петлюры.

СИМОН ПЕТЛЮРА ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ АВТОКЕФАЛИЮ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Симон Васильевич Петлюра родился 10 мая 1879 года в Полтаве в семье мещан, происходивших из казаков. Учась в духовной семинарии, был участником политического кружка, ставшего позднее ядром Полтавской организации Революционной Украинской партии (РУП). В 1901 исключен из семинарии. Скрываясь от полиции, в 1902 переехал в Екатеринодар (Краснодар), в декабре 1903 арестован как член Черноморского Вольного общества. В марте 1904, после освобождения "на поруки", выехал в Киев, затем во Львов для учебы в университете. Петлюра был профессиональным журналистом.

После Февральской революции 1917 был в апреле избран председателем Украинского Фронтового Совета войск Западного фронта (Минск). Украинским Советом Западного фронта Петлюра был делегирован на 1-й Украинский военный съезд (18--21 мая). Съезд создал Генеральный Военный комитет при Центральной Раде, который возглавил Петлюра.

После Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде Симон Васильевич вошел в краевой комитет охраны революции на Украине, которому подчинялись все силы революционной демократии. 15 ноября Центральная Рада назначила его генеральным секретарем военных дел Украины. В 1918 году он был избран членом Директории в Киеве (заочно) и возглавил армию УНР. После отступления войск УНР 4 февраля 1919 из Киева и отставки Винниченко Петлюра стал Главой Директории.

В октябре 1920 вместе с правительством УНР эмигрировал в Польшу; после настоятельных требований СССР выдать его советским властям Петлюра в конце 1923 переехал в Будапешт, а затем -- в Вену и Женеву, в конце 1924 -- в Париж.

По воспоминаниям современников, Петлюра не был силен в ведении дискуссий, но охотно выступал на митингах, где нужно было не доказывать, а зажигать сердца яркими лозунгами. Он был подвижен, энергичен, умея расположить к себе. Петлюра всю свою энергию отдавал организации национальных воинских частей, которые стали опорой Директории и помогли после ухода немцев сбросить власть их ставленника гетмана Павла Скоропадского. Кроме того, одним из первых актов, которые подписал Симон Петлюра, был акт об автокефалии Украинской Православной Церкви. Этот факт свидетельствует не только о том, что Симон Васильевич занимался созданием армии, он еще и проявил себя как приверженец идеи независимой украинской церкви. К сожалению, эта идея до сих пор так и остается не реализованной...