Выпуск газеты Сегодня №91 (1436) за 22.04.2003
ЧТОБЫ СТАТЬ ПЕВЦОМ, ЕМУ ПРИШЛОСЬ ИГРАТЬ НА БАРАБАНЕ
Он стал певцом вопреки обстоятельствам. Родился Валентин в многодетной семье. Мама умерла рано, воспитала его бабушка. В сельской церкви он пел в хоре и мечтал о музыке, но отец считал, что пение -- не мужское занятие. Пришлось Валентину работать электрослесарем, служить в армии, после демобилизации отец устроил его на машиностроительный завод. Но Валентин все же стал артистом -- он поступил в Черкасский народный хор, к знаменитому композитору Анатолию Пашкевичу. А через два года Пивоваров отправился в Киев, в консерваторию. "У него был очень хороший голос, но совершенно неотесанный, -- вспоминает его педагог, профессор Галина Сухорукова. -- Он нот не знал, к фортепиано никогда не прикасался. Денег у него совсем не было, а семьей успел обзавестись. Приходилось подрабатывать: пел в хоре, играл на барабане в оркестре пожарников. А худой такой был! Потом уже, когда со стройотрядом поехал на заработки в Тюмень и поправился там килограммов на шестнадцать, появились силы, и голос зазвучал на полную мощь. А бедствовал Валентин вплоть до победы на Международном конкурсе имени Чайковского. Перед поездкой в Москву я ему купила костюм. Валентин получил вторую премию, разделив ее с учеником Евгения Нестеренко, который сидел в жюри. Хотя Пивоваров шел на золотую медаль. В результате первую премию не присуждали".
После успеха в Москве, а также в Италии, где Валентин победил на конкурсе "Вердиевские голоса", Пивоварову, тогда уже солисту Национальной оперы Украины, присвоили звание заслуженного артиста и повысили зарплату (поначалу он получал всего сто рублей). Пятнадцать лет артист исполнял на киевской сцене ведущие басовые партии. А в 1993 году, Валентин принял приглашение петь в оперных театрах Марибора (Словения) и Сант-Галле (Швейцария). Во время его очередного визита на родину, нам удалось пообщаться.
-- Валентин, города эти небольшие, провинциальные. Наверное, жизнь там скучная?
-- Отнюдь. Города эти по сравнению с Киевом очень маленькие, но музыкальная жизнь в них бьет ключом и залы никогда не пустуют. В Сант-Галле, например, я перепел почти всего Верди. Кроме того, что каждый театр делает несколько премьер в год, их руководство старается еще и "покупать" оперные спектакли в Италии, Испании. Летом, устраиваются международные оперные фестивали, в которых участвуют звезды. Я пел на одной сцене с такими известными певцами, как Пьетро Капучилли, Шерилл Милнз, Пата Бурчуладзе. Публика приезжает на такие спектакли из Австрии, Италии и других стран. Звезды частенько привозят с собой своих поклонников. У меня тоже есть поклонники, которые сопровождают меня на гастролях в разных странах.
Кроме постоянной работы в Словении и Швейцарии я участвую в международных фестивалях во Франции, Италии. В прошлом году в Риме пел в на Моцартовском фестивале "Дон Жуана" в концертном исполнении. Недавно участвовал в исполнении "Реквиема" Верди в Риме и Милане. В мае еду в Сеул петь партию Тимура в "Турандот" Пуччини. График очень напряженный: нельзя ни расслабиться, ни заболеть.
-- Вы не хотели остаться навсегда на Западе?
-- Нет. Я не чувствую себя там дома. Нашим людям, вообще за границей неуютно из-за языкового барьера. В Швейцарии мне приходится объясняться, преимущественно, на итальянском. А сын мой, школьник, говорит и по-немецки, и по-словенски. Мы все время на колесах, ему не позавидуешь: трудно завести друзей. Жена -- драматическая актриса -- уже три года без работы. Одна отрада: летом приехать домой, отдохнуть на даче в Козине, в Крым на море съездить.
-- Как у вас сложились отношения с Национальной оперой Украины?
-- Прекрасно. Я работаю по контракту. С директором, Петром Чуприной, мы знакомы еще со студенческой скамьи -- вместе в стройотряде были в Тюмени. В марте, когда театр привез в Швейцарию постановку "Войны и мира" Прокофьева, я приехал повидаться с коллегами. Благо, от Сант-Галле до Винтертура сорок минут езды.