1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №123 (1468) за 05.06.2003

ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ "ЛЕВИЗНЫ"

Оказывается, дети не делятся на правшей, левшей и оберуких, как привыкли считать "просвещенные" родители. Они все как один -- левши! Такой переворот в сознании учинили психологи, протестировав несколько поколений ребятишек. "Каждый ребенок до 13 лет -- левша! -- убежден доктор психологических наук Виктор Клименко. -- Но окружающий мир заставляет их "шагать правой".

НАПРА--ВО! РАЗ, ДВА

Сегодня миром правят правши, и этот факт неоспорим: на планете их -- большинство. Почти 90% всех взрослых людей -- праворукие. Что говорит… об их ограниченности! Такой неожиданный вывод кажется неправдоподобным.

-- Однако древние греки посчитали бы нашего современника неполноценным получеловеком, -- говорит профессор Института психологии им. Г.Костюка Виктор Клименко. -- А все потому, что мы используем свои возможности лишь наполовину. У привыкших работать только правой рукой, неодинаково развиваются полушария мозга. Одно со временем становится доминирующим, другое же -- бездействует. В результате ни о каком гармоничном развитии мозга, а значит, ума и талантов говорить не приходится. Античные греки были дальновиднее. Они предпочитали давать "пищу" и тренировку обоим полушариям, потому и прославились культурой, искусством, философией. Кстати, "оберукость" хороша и как средство личной безопасности. Воинствующие скифы полагали, что человек должен одинаково владеть обеими руками, дабы потеря в бою "десницы" не стала фатальной. В равной мере "рабочими" были руки и у спартанцев.

Среди нас -- неспартанцев -- оберукие тоже есть. В основном, это те, кто в свое время устоял против переучивания. И природа их вознаградила: у этого стойкого меньшинства оба полушария развиты гармонично. Они способны в равной мере к точным наукам и искусству, к логике и интуиции. Остальные же волею судьбы, родителей и школьных учителей распределились по лагерям "левых" и "правых". Со всеми вытекающими последствиями.

Утверждение, что "правши" и "левши" видят мир неодинаково -- правда. А все потому, что руки "подключаются" к мозгу в обратном порядке: за левую отвечает правое полушарие, а за правую -- левое. И хотя обе половинки мыслительного аппарата взаимосвязаны, их функции -- противоположны! Между ними возникает своеобразная борьба за лидерство, которая отрицательно сказывается на всей жизни человека. То полушарие, которое развивается больше, попросту подчиняет себе другое! "Побежденное" же уступает права, оставаясь ко всему прочему неразвитым, необученным. Что же это за борьба?

Левое полушарие (правая рука) называют мозгом шаблонов. Его задача -- давать "установки" (это можно, а то -- нельзя), заведовать умением читать и запоминать, а еще -- выстраивать все в логическую цепочку, хотя при этом мозг вовсе не утруждает себя глубинной сутью ее отдельных звеньев.

Правое полушарие (левая рука) -- наоборот, слывет противником всякой логики. Оно ломает привычные устои, предпочитая "думать" интуитивно, и во что бы то ни стало стремится вырваться за пределы общеизвестного. Здесь нет места прописным истинам, вместо них -- образное мышление, поэтичность, склонность к творчеству и чуткому восприятию искусства. Получается, чем больше человек углубляется в физику, тем меньше у него шансов разбудить в себе лирика. И наоборот!

Вот и выходит, что классический правша -- это сторонник точности. Он последователен и логичен, склонен расставлять все по полочкам и просчитывать ситуации. Пожалуй, нет таких профессий, которых не освоил бы правша. Но такие люди не всегда способны к целостному восприятию мира. О них говорят: "за деревьями не видит леса".

Левши воспринимают мир по-другому. Им логика ни к чему. Предпочитая думать образами, внимать знакам и интуиции, они почти всегда выбирают дороги против течения. Стоит ли удивляться, что для общества левши неудобны. Таких людей часто не понимают даже близкие и коллеги. Но, несмотря на интуицию и таланты, "белые вороны" тоже могут "дать маху". Левши склонны подозревать тайну там, где ее нет, и постоянно пребывать в ожидании чуда.

Так уж получается, что во всем мире среди левшей больше женщин, нежели мужчин. Сильная же половина преимущественно праворука.

НАС ВСЕХ ПЕРЕДЕЛАЛИ?

Если все дети рождаются левшами, откуда в мире столько праворуких?

-- Сейчас большинство людей делает все только правой рукой, хотя изначально они были левшами, но то, что все дети до 13 лет -- левши, сомнению не подлежит, -- утверждает Виктор Клименко.-- Просто навыки, полученные в раннем детстве, они утратили. Когда ребенок рождается, он постигает мир чувственно, а не логично! Малыш живет в соответствии с законами природы, и ему "предписано" все делать левой. Именно ею дети и начинают орудовать. Но тут родители принимаются за обучение: кубики и ложку держим в правой ручке, в ней же -- игрушку, карандаш и фломастер… Не последнюю роль играет подражание: ребенок забрасывает ногу на ногу, стремясь походить на папу, или подпирает голову правой рукой -- прямо как мама. Тесты, которыми мы привыкли пользоваться, определяя, правша малыш или левша, на самом деле помогают узнать, как его научили. Не зря говорят: привычка -- вторая натура...

Ситуация осложняется вконец, когда ребенка "берет в оборот" школа. У детей "главное" полушарие -- правое, и с его помощью они способны охватывать огромные массивы информации. Но это никого не интересует: уже с первого класса ребенку развивают логическое мышление, то есть левое полушарие, "забывая" о гармоническом равновесии. Для детей это противоестественно, поэтому, отсидев урок, многие не то что выходят -- вылетают из класса.

Вот и получается, что мы сами делаем себя однобокими -- воспитанием, системой образования, а затем и образом жизни. Ведь посмотрите вокруг: человек, не развивавшийся с детства гармонично, став взрослым, сталкивается с множеством проблем: зашоренностью сознания, шаблонным мышлением, неумением получать радость извне и даже просто отдыхать. У нас многие по традиции расслабляются спиртным. *Потому, что так принято. Потому, что они живут стереотипами. Потому, что их сделали "правшами".

НЕ НАПРЯГАЙТЕ РЕБЕНКА!

-- Неужели все так необратимо? -- - На самом деле с возрастом функции полушарий часто меняются. На это влияет также род занятий человека. То есть леворукий может стать правшой и наоборот. Переломный этап наступает в 13-летнем возрасте, когда у ребенка начинается период гармонизации мозга (обе половинки становятся равносильными). В это время некоторые школьники пишут правой и левой рукой с одинаковой скоростью, математики увлекаются литературой, а гуманитарии легко справляются с формулами и задачами. Но в большинстве случаев "побеждает" все-таки левое полушарие...

-- Как же способствовать тому, чтобы человек развивался гармонично?

-- В наше время вырастить из ребенка Сократа невозможно, даже если родители приложат все усилия: система среднего и высшего образования его уничтожит окончательно. Но помочь малышу преодолеть натиск шаблонности -- необходимо. Важно помнить, что оба полушария развиваются так же, как и мышцы, главное -- давать разнообразную пищу ***для ума. Образное мышления, чувства и интуиция должны составлять 50% в жизни, а другие 50% -- логика.

Второе -- ребенку нельзя запрещать писать так, как ему удобно.Последствия переучивания левшей могут быть катастрофичными: от истерик до заикания и даже косоглазия! Если ему нравится делать уроки левой рукой, писать на подоконнике или на полу -- пусть делает это! Когда ему станет неудобно, он сам поменяет позу. Положение тела -- спины, рук, ног, головы -- должно быть естественным, а не напряженным. Без этого не будет ни гармоничного развития, ни здоровья. Сегодня 87% выпускников школ имеют болезни позвоночника, потому что около 12 тысяч(!) часов обречены сидеть в одной позе, держа ручку и все рабочие инструменты в правой руке. Чтобы этого избежать, нужно писать попеременно левой и правой рукой, равномерно распределяя нагрузку.

И последнее. В обществе мало что изменится, пока школьные и вузовские программы не будут пересмотрены. Наша система образования позволяет изучать предметы, но совершенно не развивает человека. В идеале все обучающие технологии должны основываться на гармоничном творческом подходе.