1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №144 (1489) за 02.07.2003

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ "ФИРМЕННЫЙ" ПОЕЗД ОТ ОБЫЧНОГО?

Итак, наступила долгожданная пора отпусков. Надо ехать на юг! "Сколько стоит купейный билет до Симферополя?" -- поинтересовался я у оператора службы 005. Девушка ответила: "81 гривня -- в фирменном поезде, 49 гривен -- в обычном". Ничего себе разница -- больше 30 гривен! Почему же так дорого стоит билет в "фирменном" поезде? И что это за поезд такой?

Предполагается, что "фирменный" поезд -- это скорость, удобство и комфорт. Выходит, что покупая на него билет, пассажир платит 49 гривен за проезд по железной дороге (включая НДС и страховку), и 32 гривни -- за комфорт?.. Как сказал бы Ипполит Матвеич: "Однако..."

Прелести этого комфорта многие пассажиры испытали на себе. Недавно с группой столичных журналистов мне посчастливилось проехаться в "фирменном" поезде № 12 "Славутич" сообщением Киев--Симферополь. Проводница "оглушила" новостью, что состав идет через Харьков (на участке Киев--Днепропетровск якобы идет реконструкция) -- а это лишних километров 300. То есть, на быстрый приезд в Крым (а пассажиры заплатили за это деньги, ведь билеты на скорые поезда стоят дороже, чем на обычные пассажирские) надежды не оставалось.

"Ладно, -- думаю, -- зато проеду с комфортом". Вагон чистый, все лампочки работают, "гутарит" радио. Но! В купейном вагоне один туалет был закрыт ("только что поломался", -- задорно сообщила проводница), поэтому во вторую "кабинку" вечером выстроилась весьма большая очередь. Пришлось "водные процедуры" перенести на более позднее время. Кофе -- только отечественного производства (хотя в ценнике указано пять наименований), чай -- без лимона (хотя в ценнике указан и лимон). Печенья и вафель -- нет вообще. Зато предлагается теплая минералка -- по три гривни за поллитровую бутылочку...

"Наверное, -- думаю, -- просто не повезло с вагоном". Мы пошли в ресторан. В вагоне -- накурено: на столиках стоят пепельницы (хотя висит плакат: "Курить строго запрещено"). Двадцать посетителей обслуживает одна официантка. Впрочем, меню приятно поразило ассортиментом: пять наименований первых блюд, столько же наименований мясных блюд, шесть салатов, двадцать два вида (!) крепких алкогольных напитков, огромное количество пива... Кто-то из присутствующих подметил: мол, спаивает железная дорога "благодарных клиентов". Цены кусючие: солянка, к примеру, стоит 13 гривен, жареная курица -- 40, бутылка хорошей водки -- 70 (между прочим, в листках меню не стояли печати). "Можно супчика?" -- спрашивает немолодой коллега. "Супа нет, есть только солянка", -- отвечает официантка. Через пять минут девушка подошла снова: "Вы знаете, и солянки нет... А что вы хотите? Ведь уже полвосьмого -- у нас в это время первого не бывает..." Коллега язвительно заметил: мол, в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", все блюда, указанные в меню -- должны быть в наличии. Официантка ушла. Пришла через десять минут: "Ну что -- выбрали?" Слово за слово, и оказалось, что из сотни наименований блюд, указанных в меню, мы можем заказать от силы пятнадцать. Лишь алкоголь -- в полном наличии!

Короче, поездка с "комфортом" (за который, напомню, мы выложили по 32 гривни) не удалась. Вопрос: "Кто вернет деньги за неполученный сервис?" выглядит риторически...

Автор этих строк обращался с наболевшими вопросами к разным железнодорожникам -- начальникам поездов, проводникам, билетным кассирам, но никто не смог дать вразумительного ответа. Поэтому пришлось послать запрос в "Укрзализныцю" -- этот орган руководит всем железнодорожным транспортом.

Мне ответили, что "фирменные" поезда должны "отвечать условиям Положения о фирменных пассажирских поездах, а вагоны в составе такого поезда должны удовлетворять требованиям по сроку эксплуатации, внешнего вида, внутреннего оборудования, наличия дополнительного съемного инвентаря, предметов сервировки, продуктов чайной торговли и т.д.". При этом ссылки на само Положение -- кем утверждено, кем зарегистрировано -- не последовало. Нет сего документа ни на интернет-сайте Верховной Рады, ни в правовых базах данных...

Сейчас "бегает" около 50 поездов, которые имеют "фирменные" вагоны. Есть составы, в которых несколько вагонов считаются "обычными", несколько -- "фирменными". Однако так получается, что наиболее удобное расписание имеют только "фирменные" поезда ("Черноморец", "Славутич", "Галичина" и т.д.). Если в том же направлении пускают "обычный" поезд, то у него будет крайне неудобное время отправления и прибытия. Кто не верит -- проверьте...

Но самое интересное -- дальше. Оказывается, существует приказ Министерства транспорта от 19 февраля 2001 года № 103, который разрешает повышать цену на проезд в "фирменном поезде" с учетом так называемого "коэффициента фирменности". Эта цифра берется не с потолка, а определяется аттестационной комиссией. После определения "коэффициента фирменности" экономисты вычисляют новый коэффициент -- повышения уровня тарифа. То есть, получается, что существуют государственные расценки на проезд по железной дороге (они утверждены приказом Минтранса), однако их можно легко "обойти", назвав самый обычный поезд "фирменным". Аттестационная комиссия, состоящая из работников самого ведомства, без особого труда "выведет" нужный коэффициент...

Еще нюанс. В приказе Минтранса говорится, что стоимость билета в "фирменном" поезде устанавливается на уровне стоимости билета в обычном поезде, дорожает только стоимость плацкарты (а ее цена, кстати, не очень высока). При этом "коэффициент фирменности" может иметь значение от 0,1 до 1. Несложные расчеты показывают, что общая стоимость проезда в "фименном" поезде может подорожать ненамного, максимум -- на 20--30% (если будет "высший" уровень комфорта). Но не на 39 гривен, как в нашем случае!

Впрочем, нарушения тарифной (ценовой) дисциплины на железной дороге -- не редкость. У редакции есть справка, подготовленная специалистами Государственной инспекции по контролю за ценами -- объемы полученной "левой" прибыли из-за необоснованно завышенных тарифов исчисляются сотнями тысяч гривен!

И последнее. Есть поезда "фирменные", которые должны отвечать определенным минимальным требованиям (мы их перечислили). Но ведь этим же требованиям должны отвечать и "обычные" поезда! Покупая "обычный" билет, пассажир (теоретически) платит деньги не только за поездку, но и за то, что вагон будет иметь опрятный внешний вид, а проводник будет предлагать "продукты чайной торговли". По крайней мере, определенный "минимум" уже заложен в весьма немалые тарифы. Так за что же берут еще и "фирменную" накрутку?