1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №170 (1515) за 01.08.2003

КОРАБЛИ НА ВЕЧНОМ ПРИКОЛЕ

"Корабли постоят и ложатся на курс, но они возвращаются сквозь непогоды", -- обнадеживающе пел Высоцкий. Суда-герои, которых сегодня, в День Военно-морского флота Украины, стоит почтить наравне с героями-моряками, прошли суровые штормы, шквальные артобстрелы, торпедные атаки и бомбардировки, но в море они больше никогда не выйдут, поскольку находятся на рейде вечной стоянки. Списанные, изувеченные, поднятые с илистого дна корабли превращены в памятники самим себе.

НА ПОСТАМЕНТАХ В БЫВШЕМ СОЮЗЕ -- ОКОЛО СОТНИ СУДОВ

О судьбах кораблей, ставших монументами, поведал коллекционер флота Олег Столбецкий. Он служил на Балтике, почти полвека был связан с судостроительством -- работал на заводе, возглавлял бюро фотоинформации ЦКБ по проектированию среднетоннажного рыбопромыслового флота "Ленкузня" (теперь -- "Шхуна"). В личном фотоархиве киевлянина запечатлены на постаментах крейсера и эсминцы, мониторы и тральщики, бронекатера и подлодки.

-- Я ездил в командировки в порты Советского Союза, где принимал участие в сдачах головных судов, -- рассказывает Столбецкий. -- В свободное время интересовался историей городов, собирал карты и проспекты, фотографировал корабли-памятники.

Большинство увековеченных судов связаны с Великой Отечественной войной, хотя посвященные кораблям монументы (в основном стилизации) ставили и раньше. На территории Украины первый памятник появился в 1834 году в Севастополе -- командиру брига "Меркурий" капитан-лейтенанту Казарскому. После подвига судна, вступившего в неравный бой с вражескими кораблями в русско-турецкую войну 1828--29 годов, по флоту был брошен клич, и моряки собрали деньги на монумент. На высоком постаменте -- надпись: "Казарскому. Потомству в пример".

В связи с 50-летием героической обороны Севастополя 1854--55 годов эстонским скульптором Адамсоном сооружен "Памятник затопленным кораблям". На трехметровом гранитном утесе -- колонна с бронзовым орлом. Опасаясь атаки с моря, русское командование приказало затопить на входном фарватере устаревшие парусные суда.

А в XIX веке во время шторма утонула канонерская лодка "Русалка", шедшая из Таллинна в Хельсинки. Место крушения так и не нашли. На берегу Таллиннского залива установили русалку с крыльями и крестом в руках (творение Адамсона). Стилизованный парусник в Херсоне -- памятник первому кораблю Черноморского флота "Слава Екатерины", горельефы которого свидетельствуют о строительстве верфи Ушаковым.

На территории бывшего СССР -- около сотни мемориалов с настоящими кораблями. Больше всего их в Севастополе, Санкт-Петербурге и Владивостоке (дальневосточная боевая техника украшает бухту Золотой Рог).

МОНИТОР "ЖЕЛЕЗНЯКОВ" СБИЛ САМОЛЕТ В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ВОЙНЫ

Два монумента кораблям есть и в Киеве: первый -- легендарному монитору "Железняков" на Рыбальском полуострове, второй -- бывшему катеру-тральщику, ставшему водолазным ботом "Акваланг", на Жуковом острове. Правда, на смотровой площадке боевой техники Музея ВОВ, если верить надписи, выставлен бронекатер. Однако Столбецкий его не снимал, поскольку считает, что подобного судна -- сваренное треугольником железо -- не было. Даже для дороги жизни в блокадный Ленинград плоскодонные суда варили намного лучше. Единственная ценность экспоната -- настоящая танковая башня.

Из воевавших мониторов "Ленкузни" чудом уцелел только "Железняков". 22 июня 1941 года, через 15 минут после начала войны, находившийся неподалеку от Рени на Дунае корабль вздрогнул от стрельбы артиллерийских орудий с румынского берега. Ответным огнем "Железняков" уничтожил батарею противника и сбил самолет-разведчик.

На Кубани командование Азовской флотилией приказало потопить корабль ввиду его безвыходного положения. Но личный состав попросил разрешения прорваться в Азовское море через мелкую речку Пересыпь, каждый метр которой обстреливался противником. У выхода в море монитор напоролся на песчаную косу, намытую волнами. Пока артиллеристы отбивались от вражеской авиации, моряки ломами и шлангами расчищали дорогу к морю, встретившего судно штормом. "Железняков" прибыл в Потийскую гавань, когда многие считали его утонувшим -- об этом сообщило немецкое командование. Корабль, на который было сброшено 827(!) авиабомб, прошел с боями по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морях сорок тысяч миль. После войны "Железнякова" разоружили, отправили в Измаил и переделали в дебаркадер.

РАЗВОРОВАННЫЙ ГЕРОЙ

В 1967 году судно прибыло на родную "Ленкузню", где его восстановили.

-- Притащили голый корпус и гладкую палубу, -- вспоминает Олег Сергеевич. -- Пушку и башню, отправленные после ликвидации Дунайской флотилии в Ленинградский музей артиллерии, вернули. От завода проложили рельсы, и лебедками перетянули судно к вантовому мосту. Комсомольцы навели порядок в парке 50-летия Октября (ныне -- Парк моряков. -- Авт.). На открытие памятника в День Военно-морского флота СССР на Рыбальском собралось много народа. Я снимал это событие.

Когда-то на мониторе круглосуточно дежурил отряд моряков. А в начале 90-х с корабля украли судовой колокол, бронзовый герб, спас-круги, чехлы, мемориальную доску, срезали два пулемета, а мачта сломалась (Не исключено, что корабли-памятники, о которых ми пишем постигла та же участь. -- Авт.). И только накануне Дня Победы в 1998-м состоялось второе открытие мемориала. Были установлены два якоря, цепи, доски погибшим морякам. Рядом с "Железняковым" водрузили стелу канонирской лодке "Верный". К слову, недавно городские власти заявили о сооружении в парке морской православной часовни святого Федора Ушакова.

Катер-тральщик ярославской постройки на Жуковом острове первое боевое крещение получил на Волге. На его счету -- четыре сбитых самолета и сотни уничтоженных мин. Корабль воевал на Днепре и в Черном море, а в мирное время был превращен в водолазный бот "Акваланг". На вечной стоянке судно с 1980 года.

"ПЛАВУЧИЕ ТАНКИ" ДОШЛИ ДО БЕРЛИНА

Во многих портах увековечены бронированные и торпедные катера. Серийный выпуск первых, не имевших аналогов в других странах, начался перед Великой Отечественной. Поскольку суда были оснащены танковыми башнями, их окрестили "плавучими танками". Корабли поддерживали пехоту артиллерийским огнем, несли дозорную службу, высаживали десанты во время Сталинградской битвы, боев на Днепре и Дунае. Предназначенные для речек малые корабли перевозились по железной дороге. Переправленные с Волги на Десну и Днепр "плавучие танки" прошли с боями Припять, Березину, Днепровско-Бугский канал. По артериям рек и каналов пробились в Одер и Шпрею, завершив путь в Берлине.

Из более чем полторы сотни бронекатеров уцелели несколько. Четыре установлены в Украине -- на пьедесталах Канева, Херсона, Измаила и Мариуполя. Каневский подняли со дна на правом берегу Славутича, недалеко от гидроэлектростанции, и увековечили в 1980 году в честь Днепровской флотилии. Примерно в это же время в Херсоне водолазы обнаружили бронекатер, защищавший город в 1941-м. Залатали "раны" и подняли на двухступенчатый постамент из бутового камня в виде набегающей волны. Памятник посвящен морякам Дунайской флотилии. Малые бронекатера установлены в Пинске, Зеленодольске, Хабаровске (воевал против немцев и японцев), большой -- в Ейске.

Прославились и разработанные учеными-авиастроителями под руководством Туполева торпедные катера. Они не только атаковали корабли противника, но и устанавливали минные заграждения, высаживали десант, эскортировали конвои. Суда стали мемориалами в Очакове, Бердянске и Новороссийске. В Севастополе их -- два: на территории воинской части и на Сапун-горе. Рядом с боевой техникой на обзор выставлены торпеды.

"СМОЛЕНСК" ПОГИБАЛ ДВАЖДЫ

Отчаянный экипаж воевал на эсминце "Свободный". Вражеские самолеты сбросили на корабль свыше ста бомб, 9 из которых попали в цель. Нос тонущего судна погружался в воду, но на плаву оставалась кормовая пушка, из которой моряки сбили "Юнкерс". Обелиск "Свободному" установлен в том же Севастополе.

Не забыт подвиг пожарно-спасательного парохода "Гаситель", оборонявшего Сталинград и перевозившего по Волге грузы, нефтяные баржи, солдат и продовольствие. Судно-мемориал можно увидеть в Волгограде.

Монитору "Смоленск" судилась короткая жизнь, но "погибал" он дважды. Построенный в Кракове корабль в 1939 году затопила польская команда на речке Пине при приближении советских войск. Однако его достали и отбуксировали в Киев на ремонт. А в сентябре 1941-го, уже при отступлении Красной Армии, монитор подорвал экипаж в Ладынском заливе Десны. Более чем через сорок лет эскизы корабля воплотили в жизнь.

Крейсер 1-го ранга "Кагул", участвовавший в гражданской и Великой Отечественной войнах, в 1942 году был затоплен в устье грузинской реки Хоби как часть волнолома. К сожалению, сохранился не весь корпус судна -- памятника отечественного кораблестроения начала XX в.

"СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ" ВОЗИЛ ЛЕНИНА В ССЫЛКУ

Судьбы кораблей-памятников не менее интересны человеческих, ведь у каждого из них есть биография: заложен, спущен на воду, вступил в строй, воевал, "ранен", отправлен на вечный покой. Много путаницы в переформированиях суден, смене их названий и "прописке" в разных флотилиях. Среди отважных кораблей немало "утопленников", покоившихся на дне десятилетиями. Кстати, на берегах украинских речек и сегодня ржавеют суда, которые украсили бы набережные и скверы. Порой вместо навечно утерянных героев на постамент устанавливают уцелевших "собратьев" или пристраивают на гранитных глыбах фрагменты потерпевших крушение. Мемориалы украшают "трофеи" и "старики", заложенные в позапрошлом веке. Некоторые корабли-памятники превращены в музеи.

Так, грузопассажирский речной пароход "Святитель Николай" (1886) -- судно-музей на плаву. На восстановленном в 1970 году енисейском корабле развернута экспозиция, посвященная жизни Ленина в ссылке. Такая честь судну неспроста -- в 1897 году Владимир Ильич плыл на "Святителе" из Красноярска в Минусинск. Посетить можно знаменитую "Аврору" и большую подводную лодку "Народоволец" (1929) в городе на Неве -- одну из первых субмарин советской постройки, отсеки которой воссозданы такими, какими были во время войны. Плавучий музей есть в Нижнем Новгороде -- речная канонерская лодка "Волгарь-доброволец".

Сторожевой корабль "Красный вымпел", прозванный "Дальневосточной Авророй" и первоначально именуемый "Адмирал Завойко", -- почти полвека музей на воде в бухте Золотой Рог. Здесь же находится средняя гвардейская подводная лодка, экспозиция четырех отсеков которой посвящена самому кораблю и развитию подводных сил на Тихом океане. Для всех желающих открыта каюта командира, доступен поднимающийся перископ и торпедные аппараты в носовом отсеке, который на ночь запирают. А в большой дизель-электрической торпедной подлодке (музей в Нью-Вестминстере), проданной россиянами за $365 тысяч канадскому предпринимателю, слышны шумы идущей торпеды и работающих двигателей.

Вообще же кораблей, в которых возможны организации музеев, немало. Например, легкий крейсер "Михаил Кутузов", находящийся более 10 лет в отстое в Крыму. Он воевал в Египте и Сирии, участвовал в съемках фильма "Увольнение на берег". Интересны списанные в начале 90-х волжские товаропассажирские пароходы "Великая княжна Татьяна Николаевна" и "Великая княжна Ольга Николаевна", знакомые по кинолентам "Жестокий романс" и "Очарованный странник".