1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №236 (1581) за 18.10.2003

ДОСЬЕ НА МЭТРА

У него дворянская фамилия -- Ширинкин. Но мы знаем его как ЗАХАРОВА МАРКА АНАТОЛЬЕВИЧА, 1933-го года рождения. Из чего следует, что 13 октября он отметил 70-летие. На вопрос журналистов "Как вы относитесь к своему юбилею?" он ответил: "С иронией". Впрочем, ирония была ему присуща всегда.
  • Детство и юность будущий мэтр режиссуры провел в коммуналке на Красной Пресне. Еще совсем в нежном возрасте он обнаружил недюжинное чувство юмора. Услышав где-то "Здорово, корова!", немедля применил услышанное -- поздоровался этой фразой с соседкой…А в юности, по его же словам, "примыкал к краснопресненской шпане. Не то чтобы грабил квартиры или залезал в магазины, но в чем-то между мелким хулиганством и мелкими кражами участвовал".
  • В 1934-м его отца арестовали по 58-й статье и выслали из Москвы. Мать, мечтавшая стать актрисой, оставила театральную студию Завадского и уехала за мужем. Воспитывала Марка бабушка, заведовавшая образцовым детским домом. Благодаря ей состоялось первое знакомство Захарова с театром -- в семь лет его повели во МХАТ на "Синюю птицу". А уже после войны они с Андреем Тарковским стали посещать драмкружок Москворецкого дома пионеров.
  • Окончив десятилетку, Марк колебался: кем быть, военным инженером или архитектором? Но призвание возревновало: в МИСИ он не прошел по конкурсу, а в Военно-инженерной академии, приняв во внимание 58-ю статью отца, посоветовали даже не пытаться поступать. И тогда мать поведала, что видела вещий сон: "Быть тебе актером". Марк обрадовался и уже через пару дней бодро читал "Вересковый мед" Бернса на прослушивании в Школе-студии МХАТ. Экзаменатор, явно не ведая о сне Галины Сергеевны, посоветовал юноше выбрать другую профессию. Тогда мать велела выучить "Песню о купце Калашникове" с ее голоса, сохранив каждую интонацию. В результате Марк Захаров успешно поступил на актерский курс в ГИТИС.
  • В сторону режиссуры Захаров стал поглядывать в Перми, куда был распределен после окончания института. Его попросили ассистировать режиссеру в любительском спектакле. Именно тогда он впервые обнаружил в себе режиссерские наклонности -- волевой характер, способность держать внимание большого коллектива людей и руководить процессом. А главное -- почувствовал, что людям с ним интересно. Позже были Театр эстрадных миниатюр Владимира Полякова и студенческий театр МГУ, ставший стартовой площадкой для Захарова-режиссера. Когда в 1965-м году Валентин Плучек предложил ему перейти в Театр сатиры в качестве актера и режиссера, Захаров принял решение: актерству конец. "Я понимал, что после переодеваний в одной гримерке с артистами потом отдавать им команды будет непросто".
  • В Театре сатиры Захаров поставил спектакль "Доходное место", который на то время стал сенсацией и первым настоящим успехом режиссера. В дни, когда он шел на сцене, театр охраняла конная милиция. По "идеологическим" причинам вскоре его сняли. "Мы успели отыграть лишь сорок раз, прежде чем на просмотр явилась Фурцева. Уже в антракте, окончательно взнервленная отсутствием в туалете полотенец, она сообщила об обнаружении в постановке "антисоветской направленности и общей режиссерской деградации". Та же участь постигла и спектакль "Банкет". Другие постановки Захарова были признаны "глубоко и безнадежно ошибочными". Положение спасло вмешательство Андрея Гончарова, предложившего Марку Анатольевичу поставить на сцене театра им. Маяковского "Разгром" Фадеева. Что режиссер и сделал. По словам Александра Ширвиндта, убедительно доказав с помощью Джигарханяна, что Левинсон был армянином.
  • В 1973-м году Марка Захарова назначили главным режиссером Театра им.Ленинского комсомола. Сегодня он вспоминает так об этом: "Существовала определенная квота на беспартийных руководителей театров, и я в нее не попал. Знакомый, работавший по ведомству культуры, порекомендовал: мол, если хочешь получить самостоятельную работу, а не вечно быть под кем-то из худруков, пиши заявление. Действительно, через день после истечения кандидатского стажа мне позвонили, велели надеть скромный галстук и явиться на бюро Московского горкома партии, где меня утвердили главным режиссером Театра имени Ленинского комсомола. А в 1973-1974 годах произошло стихийное обновление: и директор пришел новый, и вскоре пришел Евгений Павлович Леонов, и из Саратова я пригласил неизвестного мне артиста Янковского, которого Леонов очень хвалил. С четвертого курса института я пригласил в театр Александра Абдулова. В 1974 году на сцену вышел "Тиль". Ну и далее -- началась та история, которая продолжается сегодня".

БАЙКИ ОТ ЮБИЛЯРА
  • Насмотревшись заграничных фильмов, мы с Ширвиндтом и Мироновым на двух машинах носились ночью по Садовому кольцу. Внезапно я заявил, что в своей машине мне не нравится -- желаю ехать в другой, но пересесть хочу на ходу. На довольно большой скорости автомобили поравнялись, и я перелез из одного окна в другое... Когда разнесся слух, что в "Ленком" назначают нового главного режиссера и актеры забеспокоились, Шура Ширвиндт их успокоил: "Он на полном ходу перелезает из одной машины в другую". Встретили меня очень уважительно…
  • После бракосочетания Андрея Миронова и Екатерины Градовой мы с Ширвиндтом провожали их в свадебное путешествие. Незаметно для молодоженов положили в их чемодан несколько кирпичей и... портрет Ленина. Неописуемую радость нам доставило то, что Андрей с большим трудом втащил чемодан в купе. Мы не переставали искренне удивляться -- зачем брать с собой так много тяжелых вещей?
  • В финале спектакля "Голод" на столе оставалось обнаженное мужское тело "покойника", а из-за сцены звучал мой голос: "Спектакль окончен, просьба не аплодировать". На одном из представлений после этой фразы из зала вышел человек с цветами, положил их "покойнику" и приложился к нему долгим поцелуем. После этого у меня возникли сомнения: "Может, лучше аплодисменты"?…
  • Как-то Анатолий Эфрос согласился поставить "Гедду Габлер" Ибсена в "Ленкоме", и мы получили от театрального отдела Министерства культуры СССР разрешение. Нам разрешали ставить сразу два спектакля: "Гедду" и "Габлер".
  • Один драматург принес пьесу: мол, пять лет работал, специально для вас написал! "Про что пьеса-то? -- спрашиваю. -- Вроде бы вам мы не заказывали." -- "Про Пушкина". -- "А кто у нас в "Ленкоме" будет играть Пушкина?" -- "Вы, Марк Анатольевич!" -- сказал он с укоризненной улыбкой. И я представил ту радость, которую испытает коллектив, когда я буду наклеивать бакенбарды и парик и потом выходить в роли Пушкина на сцену…

P.S. К своему юбилею Марк Захаров пришел в отличной физической и творческой форме (собирается ставить Островского). В подарок от президента Путина получил орден "За заслуги перед Отечеством". Надеемся, и орден, и юбилей не последний!