1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №284 (1629) за 13.12.2003

ПОЧЕМУ МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ ЗАНИМАЮТ У КОМБАНКОВ, ЕСЛИ В КАЗНЕ -- ИЗЛИШКИ

"Мы согласились принять бюджет-2004 без изменений во втором чтении во избежание постатейного голосования, иначе он до сих пор не был бы одобрен, на что рассчитывала оппозиция -- сказал журналистам первый зампредседателя бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Коновалюк. -- Но, согласно договоренности парламентского большинства и Минфина, после подписания Президентом закона о госбюджете в него могут быть внесены некоторые дополнения и изменения, устранены недостатки. Я уверен, что эта договоренность со стороны правительства будет выполнена".

В частности, по словам народного депутата, парламент вернется к рассмотрению принятия таких изменений в налоговое законодательство, которые учтут динамику развития экономики, позволят стране иметь действительно эффективный бюджет. А задача последнего -- "не только сконцентрировать средства, но и обеспечить их качественное расходование, чтобы каждая копейка дошла до человека, послужила решению конкретной проблемы. Налоговая реформа и легализация теневой экономики только тогда будут иметь успех, когда налогоплательщики смогут убедиться, что их деньги тратятся контролированно, прозрачно и работают на общество".

При этом В. Коновалюк резонно заметил, что, несмотря на наличие многочисленных государственных контролирующих институтов, так и не создана система эффективого выполнения бюджетных программ (собственно, это как раз тот случай, когда у семи нянек дитя без глаза). В итоге убытки от нарушений и злоупотреблений в использовании средств казны исчисляются сотнями миллионов гривен, а только на необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость страна в этом году потеряла около миллиарда. Или взять другую тенденцию: у некоторых распорядителей бюджетных денег месяцами неиспользованные остатки составляли сотни миллионов гривен, в то же время для осуществления утвержденных ассигнований местных бюджетов приходилось брать кредиты в коммерческих банках! В итоге остатки на счету Госказначейства достигают 8 млрд. грн. (для сравнения, совокупный капитал украинских банков -- всего 3,5 млрд. грн.): это фактически "мертвые" деньги, не участвующие в социально-экономическом развитии страны. Образно говоря, мы похожи на оборванца с карманами, набитыми золотом, коему не хватает ума правильно вложить свой капитал и получить прибыль.

Но, как известно, легче поставить диагноз, чем излечить болезнь. Читай, усилить контролирующие функции государства за расходованием бюджетных денег и одновременно вовлечь последние в реальную экономику весьма непросто. Но можно: именно эту цель преследуют законопроекты "О Государственном казначействе" и "О государственном финансовом контроле", внесенные Валерием Коновалюком на рассмотрение Верховной Рады и презентованные пишущей братии. До сих пор деятельность Госказначейства регулируется Положением, утвержденным указом Президента в 1995 году, а предложений об урегулировании этого вопроса на законодательном уровне еще не поступало. Упомянутые же законопроекты учитывают опыт деятельности госказначейств различных стран, в том числе -- западноевропейских, где умеют жестко отслеживать использование каждого евроцента налоговых поступлений. Их принятие должно стать следующим шагом в совершенствовании отечественной бюджетной политики.

"Сейчас казначейство подчинено Министерству финансов, но мы считаем, что оно должно быть центральным органом исполнительной власти", -- сказал народный депутат. С одной стороны такое повышение статуса Госказначейства позволит создать действенные механизмы контроля за расходованием бюджетных средств: без утвержденных норм и статей, предварительной проверки целевого использования, финансирование выделяться не будет. С другой -- нововведение поможет избежать затягивания кассового исполнения местных бюджетов: в случае недостатка денег, ассигнования будут поступать автоматически. Наконец, предлагаемое абсолютно прозрачное выполнение бюджетных программ даст возможность без какого-либо риска использовать временно свободные средства Госказначейства не только для участия в межбанковском кредитном рынке. По словам В. Коновалюка, такое усовершенствование правовой базы управления бюджетными ресурсами, создание механизмов их действенного использования позволят влиять на развитие всей кредитно-финансовой политики державы.