1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №293 (1638) за 24.12.2003

САПОГИ ИЗ ДРУГОЙ ОПЕРЫ

Ситуация, сложившаяся с оперным театром в Днепропетровске, к сожалению, уже типична. Проблемы отсутствия финансирования и маленьких зарплат, сдачи помещений под торговые ярмарки и "утечки" лучших кадров знакомы до боли многим театральным коллективам. Днепропетровский оперный хронически болен уже несколько лет. Эта прогрессирующая болезнь иногда обострялась и прорывалась наружу. Как, например, в 1996 году, когда артисты театра носили к областной администрации... гроб с надписью "Оперный театр". А в нынешнем сезоне коллектив просто взбунтовался.

Первым требованием было освободить от должности директора театра Юрия Чайку "за физическое и моральное уничтожение театра". Сняли. И назначили директором Ивана Туза. Чайка уехал в Донецк... и почти сразу вернулся -- на должность главного режиссера. Поскольку театр, по мнению артистов, это не спасло, солисты оперы обратились с открытым письмом к губернатору области Владимиру Яцубе и вновь выразили недоверие директору Ивану Тузу, главному режиссеру Юрию Чайке, главному дирижеру Владимиру Гаркуше и главному бухгалтеру Сталине Верещагиной. Так почему у артистов вновь "урвався терпець"?

О КИЕВСКИХ ГАСТРОЛЯХ И САПОГАХ ИЗ ДРУГОЙ ОПЕРЫ

Недавно столичным любителям классического искусства повезло увидеть "Бориса Годунова" Мусоргского в постановке Днепропетровского театра оперы и балета на сцене театра им. Франко. Почему повезло? Зрители увидел спектакль, который был отрепетирован. Ведь в нашем оперном в последние годы это большая редкость: помещения постоянно сдаются в аренду и репетировать артистам просто негде.

Из обращения коллектива театра к гражданам Украины "Генеральная репетиция спектакля "Борис Годунов" в Днепропетровске перед выездом в Киев была сорвана из-за подготовки к концерту, посвященному Дню сельхозработника". В Киеве "в день спектакля весь коллектив выселили из гостиницы просто на улицу. Водители отказывались везти нас в театр, т.к. руководство не заплатило автопарку. Нервных и голодных людей все-таки привезли в театр, где состоялась репетиция...".

Бориса Годунова пел лауреат международных конкурсов Николай Герасименко. И тут киевлянам еще раз повезло. Они не только услышали один из лучших басов Украины и мира (он выступал в "Ла Скала" и других знаменитых театрах Италии, Испании, Франции, Швейцарии, Великобритании). Но и увидели его в новых царских сапогах. Ведь до этого пять сезонов подряд Борис Годунов выходил на сцену буквально в сапогах "из другой оперы" -- хана Кончака из "Князя Игоря". "Я пошел к директору и сказал, что царю всея Руси не пристало в драных сапогах ходить", -- рассказал Николай Герасименко.

Две пары кожаных сапог (красные и золотые) для царя шили по спецзаказу (46-й размер, 8-я полнота) в Киевском комбинате "Культсервис" примерно за тысячу гривен. Об этом мне с гордостью рассказали в дирекции театра, когда я попросила прокомментировать заявление артистов. Кстати, директор театра Иван Туз, хотя и присутствовал, но общаться не захотел. "Отдуваться" пришлось и.о. директора, заместителю по снабжению Леониду Сеславскому и заместителю директора Татьяне Шпаковской.

Из открытого письма артистов губернатору Днепропетровской области "Много лет в театре протекает крыша, прорывает канализацию и отопительную систему. Гибнут уникальные костюмы и декорации, представляющие материальную и художественную ценность, созданные народным художником В. Арефьевым..."

-- Да, крышу крыть нужно, но не хватает средств, нам без помощи бюджета не обойтись. Помещений для хранения костюмов действительно не хватает, -- говорит Татьяна Шпаковская. -- Платья хранятся в подвале, но, если прорывает канализацию, их чинят. Костюмы все "действующие". Например, постановка "Бориса Годунова" осуществлена в 1978 году, а костюмы еще в порядке.

"Я пою в "Иоланте" и других операх, донашивая сапоги наших покойников (после умерших актеров -- Авт.), -- рассказал "Сегодня" солист оперы Игорь Булашенко. -- Костюмы воняют гнилью и побиты грибком. У меня на теле однажды появились белые пятна, пошел к врачу -- оказалось, какой-то грибок. Леонид Сеславский считает, что все беды в театре начались из-за того, что он строился по проекту музыкально-драматического, а используется как оперный. Отсюда и нехватка площадей и отсутствие репетиционного зала. Но это не единственная беда.

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР -- БЛАГОДЕТЕЛЬ ИЛИ "ТЕНЕВОЙ ДИРЕКТОР"?

Но артисты видят источник бед совсем не в "музыкально-драматическом проекте".

Из обращения солистов оперы "В театре существует культ личности Ю.Чайки. В свое время, будучи директором, он уничтожал театр, безбожно грабил артистов, по несколько месяцев не плачивал зарплату, и до сих пор деньги артистам так и не выплачены. За годы своего директорства Ю.Чайка развалил театр: вывез костюмы и декорации в другие театры, раздавил талантливых людей, превратил их в покорное "быдло". А кто хотел себя сберечь, давно сбежал. Ю.Чайка и сейчас является теневым директором. За 12 лет не поставлено ни одного украинского спектакля... В театре нет больше режиссеров, кроме главного...".

"Мат и ругательство -- норма для народного артиста Украины", -- рассказывают солисты оперного. Первые слова Юрия Чайки, записанные на мой диктофон, -- о том, что... он разделяет и поддерживает позицию коллектива, что в таких условиях работать невозможно. И зря народ думает, что он -- с дирекцией. Понятно, Юрий Викторович не рассказывал ни о культе собственной личности, ни об оскорблениях артистов, ни о разграблении театра и подавлении талантов. Всему виной, по его мнению, недостаточное финансирование. Это -- самая низкая зарплата в Украине по сравнению с другими оперными театрами (у артистов в среднем по 180-200 грн., у главрежа -- 312 плюс 40% за звание). Это -- отсутствие средств на творческий процесс, которые не выделяет государство. Это и невозможность пригласить хороших специалистов, опять же из-за недостатка финансов. А он, Юрий Чайка, 25 лет проработав в театре, поставил 52 спектакля. За последние 3 года осуществил десять постановок.

Претензии об отсутствии украинских спектаклей, по мнению Юрия Викторовича, необоснованны. Идет ведь "Запорожец за Дунаем"? Были и "Вечорниці", и детские "Пригоди залізного чоловічка", "Коли ще звіри говорили" (кстати, ни одного из названных спектаклей в текущем репертуаре я не обнаружила). И вообще, в украинской опере нет значительных произведений, да и спонсоры на них денег не дают. Чтобы подкормить труппу, Юрий Викторович, благодаря своим связям, вывозит артистов на гастроли в Италию или Францию.
"Конечно, не все получают эту работу, а те, кого выбирают импрессарио. Вот артисты и обижаются, -- считает Юрий Викторович. -- Театр доведен до крайности арендами, низкой зарплатой, плохими условиями труда и проживания в общежитии, а не тем, что Чайка ставит спектакли и возит их в Италию. Говорят, работают в невыносимых условиях? Зачем же тогда едут? Умирают после гастролей? Не от гастролей, а от рака и пьянки".

Действительно, зарубежные гастроли -- это так заманчиво. Почему же некоторые артисты отказываются?

Из обращения солистов оперы к губернатору "Артистов хора и оркестра, некоторых солистов вывозят за границу за мизерную зарплату без контрактов и медицинских страховок, условия проживания и переездов ужасные, нечеловеческие. У людей за рубежом Ю.Чайка забирает паспорта и за малейшее неповиновение штрафует из мизерных суточных. После первой поездки в Италию в течение месяца умерли три артиста хора, потому что люди вернулись истощенными".

"Я отказался от поездки, потому что не хочу везти туда с собой картошку и сухари, -- рассказывает Николай Герасименко. -- Ведь питанием артистов не обеспечивают. Дикие условия проживания (в пансионах по 5-6 человек) и переезды по 5 часов без остановок и туалетов, с ночевками в автобусе. Суточные по 18 евро -- только за те дни, когда есть спектакли плюс 30 евро за представление. Перед выездом с каждого снимают по 50 евро на визу. Наши люди не знают, за какую цену ездить. Этим пользуются такие, как маэстро Франтолини (бывший священник, ставший дирижером), чтобы нагреть руки. Это частные поездки Чайки, которые выгодны только ему и итальянскому импресарио. Артисты могут выехать за рубеж только во время отпуска, никаких бумаг они не подписывают, медицинскую помощь получить не могут. В одной из поездок у одной артистки открылось кровотечение. Женщина лежала в проходе автобуса, истекая кровью до самого дома..."

В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЩЕЖИТИИ ВОЮТ СОБАКИ

Говорят, что последней каплей для артистов стала резко подскочившая оплата за электроэнергию в общежитии театра. В сентябре его обитателям принесли квитанции на невиданные суммы. (Об унылых, явно давно неремонтированных стенах никто и "не заикался", трущобный натюрморт говорил сам за себя).

"Мне выставили счет долга за электроэнергию с 1999-го по август 2003-го на сумму 1419 грн., -- рассказывает дежурная общежития Валентина Алексеевна Рогачко. -- А мы с апреля и так оплачиваем по 200 киловатт на семью. Раньше платили в среднем 60-70 грн. за услуги, летом без отопления -- около 30 грн. А без счетчика платят и по 100 грн. и 250 (например, семья с двумя детьми в двухкомнатной квартире). В 1991 году Чайка сдал в аренду предприятию "Ника" 80 кв.м на первом этаже. Фирма разорилась, и пять лет там жили шесть собак. Окна замуровали кирпичом, поставили два кондиционера, несколько люстр с вертящимися вентиляторами, огромный фонарь ватт на 500. Все это было подключено к общему счетчику. Аренда не оплачивалась. Счета не выписывались. Собаки воют уже шестой год".

По словам и.о. директора театра Леонида Сеславского, жильцы зря думают, что им "повесили" оплату за долги арендаторов. 55,3 тысяч гривен -- это долги за пользование электроэнергией в местах общего пользования. Театр хотел их проплатить, но КРУ сделало замечание, поэтому сумму "разбросали" на всех. Леонид Исаакович и справку показал с выводами комиссии райфинуправления: "оплата счетов арендаторов средствами жильцов не проводилась, и в настоящее время помещения в аренду не сдаются".

ФАКТЫ ПОДТВЕРДИЛИСЬ

Губернатор области Владимир Яцуба обещал проблему театра взять под свой контроль. После того, как некоторые СМИ опубликовали открытое письмо доведенных до крайности артистов, и проблемы Днепропетровского оперного стали достоянием общественности, по поручению главы обладминистрации в театре работала комиссия, в которую вошли представители областного управления культуры, управления труда и социальной защиты, КРУ, налоговой инспекции, сотрудники других театров. Комиссия пришла к выводу, что оперный театр Днепропетровска испытывает глубокий кризис. Факты, изложенные в жалобе артистов, подтвердились.

"В оперном театре хорошие творческие силы, но администрация не обеспечивала условия для осуществления творческих планов, -- комментирует ситуацию начальник областного управления культуры Елена Фесун. -- Не уделялось внимания развитию материально-технической базы, постановке новых спектаклей, декорациям, костюмам. Во многом причина в равнодушии и бездеятельности администрации театра. Например, для "золотого голоса Украины" Эдуарда Сребницкого последний раз шили фрак 30 лет назад. З0 лет не обновлялись инструменты в оркестре, скрипачи играют на связанных струнах! Это преступление. В течение месяца пройдет конкурс на замещение должности директора. Затем обязательно нужно провести и аттестацию творческого состава, решать вопрос об омоложении коллектива.

В 2004 году из областного бюджета будут идти средства на зарплату и коммунальные услуги. Все, что театр заработает, он сможет направить на творческое развитие. Например, с января по октябрь 2003-го оперный заработал 805 000 грн., это немало. На постановку одного спектакля тратится от 50 тысяч до 100 тысяч грн. В рамках подготовки к отчетному концерту в Киеве, за счет бюджета в этом году пошили костюмы для хора, оркестра и "пачки" для "Жизели", приобрели обувь для балета. И на зарплату в текущем году театр получил из областного бюджета 2 млн 200 тысяч гривен (в штате 499 человек). По поводу постоянных выставок -- это просто безобразие, которое подрывает авторитет театра как учреждения искусства! Зарубежные гастроли, так же, как и поездки по Украине, должны быть, но при цивилизованной организации, под контролем Министерства культуры".

P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что директора театра И.Туза сняли. Исполняет обязанности администратор Анна Бойченко.