1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (1841) за 03.09.2004

451-й КОНВОЙ

База "Скания" находится на так называемой "дороге жизни", связывающей юг Ирака с центром страны. По ней из Кувейта подвозят провиант, гонят с паромов военную технику. Из Басры, тоже на юге, где солидные месторождения черного золота и масса перерабатывающих заводов, транспортируют нефть. От Эль-Кута это 90 км на запад, в сторону Хиллы, возле который расположен хорошо всем известный древний Вавилон.

МИШЕНЬ ДЛЯ БОЕВИКОВ И ТЕРРОРИСТОВ

Автоцистерны, предназначенные для перевозки топлива, наши миротворцы называют "канистрами". Мощный тягач с 30-тонной бочкой представляет отличную мишень для боевиков и террористов, потому любая колонна с бензином или соляркой нуждается в надежной охране.

Сегодня задача штабной роты нашего контингента — довести из Эль-Кута на перевалочную тыловую базу многонациональной дивизии "Скания" 26 пустых "канистр". Назад заберем причитающееся украинским миротворцам имущество — продукты, воду, топливо, прочее.

Выезд запланирован на раннее утро. Желательно проскочить большую часть маршрута, пока дремлет солнце.

Центральная нефтяная база, что на окраине Эль-Кута, словно вымерла. Как обычно, несмотря на договоренность с менеджером, нас тут не ждут. Когда б мы ни приехали, водители нефтеналивников всегда не готовы. Их надо разбудить, собрать в кучу и вытянуть в колонну — двухкилометровую "ниточку". Каждый должен знать свое место в строю, порядок и маршрут следования. Переводчик капитан Сергей Короткий назначает старшего среди водителей. Через Мухаммеда Шакима мы и держим связь со всеми экипажами в дальнейшем.

ЖАРА КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ

Шаким приехал в Ирак из Сирии. За рейс получает 400 долларов США. Говорит, конечно, работа опасна, но деньги важнее.

А самый пожилой в колонне — Касым. Ему за сорок. Быстро нахожу с ним общий язык. "Нил", "Асуанская ГЭС", "пирамида Хеопса" — для нас это символы Египта, для него — родные места. Он узнает знакомые слова и радостно кивает головой.

"Аллах миловал, — говорит мусульманин. — За три месяца работы я еще ни разу не встречался с фугасами, не попадал под обстрелы. Сегодня главная опасность совсем иная – не попасть бы в заложники. Ни страховки, ни гарантии, что многочисленная семья получит компенсацию. Мои коллеги, турецкие водители, в плену бывали. Вернулись, к сожалению, не все".

Есть у Касыма еще одна проблема. В его "Мерседесе" отсутствует кондиционер. Но жара египтянину, что пар для славянина, — костей не ломит.

Летний зной буквально испепеляет все вокруг. Температура за +50. Пот не просто застилает глаза, а разъедает их. Припасенная вода давно нагрелась и жажду не утоляет. Водитель врубил в БТРе печку. "Из-за отбора тепла, движок не так греется, — поясняет Саня Верхогляд. — Терпите, мужики".

Вместе с заправщиками плетемся часа два с половиной. При развязанных руках, то есть, самостоятельно — чуть больше часа. Но машины не бросишь, а они ползут еле-еле, отстают, ломаются. Учитывая это, в колонне всегда есть тягач – автомобиль "Урал". Для защиты его кузов оборудован специальными щитами, там же находится расчет как минимум из трех бойцов. Вооружение — гранатометы.

Кроме жары, на трассе поджидает масса других неприятностей.

НАПАДЕНИЕ — ДЕЛО НЕХИТРОЕ

Местами вдоль "дороги жизни" проходит "зеленка" — буквально в ста метрах растут пальмы, кустарник. Эти насаждения весьма удобно использовать для засады. Командир конвойного взвода 61-го отдельного механизированного батальона капитан Анатолий Любецкий несколько раз замечал и уничтожал на обочине фугасы, а однажды попал под мощный обстрел.

Это произошло днем 17 июня. Наш конвой сопровождал колонну с продуктами. Своевременно среагировав на атаку боевиков, Любецкий приказал открыть ответный огонь и организовал выход шести загруженнных автопоездов из опасного сектора. После массированного контрудара, в результате которого нападающие разбежались, украинские миротворцы нашли брошенное террористами оружие, в том числе пулемет Калашникова, несколько подготовленных к стрельбе гранат для РПГ-7, снаряженные магазины к автоматам.

Никто из наших не пострадал. Тыловой конвой был благополучно сопровожден к пункту назначения.

Стопорнуть конвой запросто может даже небольшая группа из 4—5 человек. Для налета необходимо иметь пару гранатометов, пулемет и автоматы. Как правило, чуть поодаль боевиков поджидает автомобиль, на котором они в считанные минуты уходят с позиции. Развернуть колонну и догнать их проблематично. Предстоит прорываться через лесополосу, которая может быть заминирована. Приходится отвечать шквальным огнем из всего вооружения и бить вдогонку. Но затем местность все равно проверяется.

Вообще, организация нападения на трассе — дело нехитрое. Рано или поздно какой-нибудь военный конвой выйдет на дорогу. Местные жители хорошо знают: как часто, откуда, куда и в какое приблизительно время движутся военные машины.

ОПАСАТЬСЯ НАДО ДАЖЕ ДЕТЕЙ

Об этом нас предупреждали еще американцы. В августе прошлого года, когда первая колонна украинского миротворческого контингента только пересекала границу Кувейта с Ираком, я обратил внимание на огромный стенд. Как всегда небрежно написанный солдатами, он предостерегал: "Будьте внимательны! Дети представляют опасность! Не бросайте продукты питания, воду!"

Оказывается, малышня традиционно клянчит у проезжающих что-нибудь поесть. Увлекаясь процессом общения с военными, ребята практически вплотную подходят к машинам, толкаются, дерутся между собой и могут попасть под колеса бронетранспортера. Кроме того, не исключено, кто-то под шумок подложит взрывчатку или закинет в открытый люк гранату, любезно подаренную взрослым дядей.

Прохождение населенных пунктов, различных препятствий типа мостов, также всегда таит в себе опасность. Колонна вынуждена замедлять движение, тем самым автоматически повышается ее уязвимость. Например, по Багдаду машины различных миссий носятся со скоростью свыше 100 километров в час, пренебрегая всеми знаками. Мы стараемся держать не меньше восьмидесяти. Проще американцам. Их относительно легкий "Хаммер" более маневрен. Три-четыре вооруженных до зубов джипа запросто ведут колонну. Да и людей для эскортирования грузовиков задействовано гораздо меньше (четыре экипажа по четыре человека, всего 16). У нас же в целях безопасности идет минимум взвод.

Бойцы сидят в броне. Наблюдатели ведут разведку через открытые люки. Способы передвижения отработаны с учетом всех нападений, приобретенного в Ираке опыта (углубляться и разглашать секреты, думаю, не стоит). Во время движения опытный Анатолий Любецкий предпочитает пользоваться штатными коротковолновыми радиостанциями, а не транкинговой связью. Через шлемофон слышимость лучше.

И АВТОГРАФЫ НА СТЕНЕ

Вот и перевалбаза "Скания". Над пальмами барражирует пара боевых вертолетов "Апачи". Высоченный бетонный забор надежно закрывает территорию. Он вдоль и поперек испещрен надписями. По автографам солдат можно изучать географию США и писать романы. Неизвестный Майкл из 2-го бронекавалерийского полка передает привет своей подруге Сьюзан из взвода военной полиции, который стоит в Карбалле. Бойцы экспедиционного корпуса гордятся участием в штурме Багдада. Спецназовцы клянутся взять Саддама живым. Но лаконичнее всех морпехи — они просто "имели весь этот Ирак" и не хотели бы снова сюда вернуться.

Украинских слов на своеобразной доске объявлений я не обнаружил, хотя мы тут бываем часто. И нашим тоже есть что сказать.

Три менеджера, самый старший из которых в чине капитана, свободно ориентируются в обстановке. Тысячи, миллионы тонн грузов они распихивают по предназначению, стараясь не задерживать военные конвои. Бывали, правда, и накладки, когда рефрижераторы опаздывали или уходили вместо Эль-Кута на Мосул. Тогда нашим бойцам приходилось ночевать в специальной гостевой палатке, оборудованной кондиционерами и заставленной раскладушками. Для отдыха военнослужащих тут созданы хорошие условия.

После сытного обеда в столовой мы забираем четыре машины и ведем их до Эль-Кута уже по трассе "Бисмарк". На блок-посту американские солдаты приветливо машут нам рукой. Украинцев они не путают ни с венграми, ни с другими.

Желаю боевым друзьям безопасного пути "дорогой жизни". Пожелайте хотя бы мысленно того же и вы.