1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №231 (1875) за 13.10.2004

ЭКОРЕКЕТ НА КИЕВСКИХ ДОРОГАХ

Когда водителя останавливает человек в форме, у большинства срабатывает инстинкт самосохранения: лучше сразу заплатить, чтобы отпустил. И неважно, что форма только отдаленно напоминает "гаишную" и что претензии относятся, скажем, не к превышению скорости, а к уровню СО2 в выбросах автомобиля. Но ему не дают опомниться, настойчиво предлагая проверить авто на чистоту. Не бесплатно, конечно. И многие соглашаются, ведомые тем же инстинктом. Хотя правильней было бы сматываться. Подальше от так называемых "постов экологической безопасности", а на деле — обыкновенных мошенников.

"Пасутся" они, как правило, неподалеку от постов ГАИ на въездах-выездах из города. Последний раз сотрудники нашей газеты засаду этаких "соловьев-разбойников" засекли возле КПП на Гостомельском шоссе в прошедшее воскресенье. Прикрываясь названием коммунального предприятия "Экотранс", уже более полугода они успешно вешают водителям лапшу на уши, сдирая за эту процедуру от 20 до 50 грн. (чем богаче "купец", тем выше дань).

Вообще-то, делают они это гораздо дольше — КП создано два года назад. Официальная деятельность ограничивалась проверкой транспорта на АТП по договору. Кстати, по расчетам специалистов, стоимость этой процедуры не превышает 3 грн. (Что касается талонов, то сейчас КП их не выдает. Равно как не осуществляет и проверку машин на автопредприятиях.) Так вот, предприятие полулегально служило чем-то вроде крыши, под которую экопосты всегда могли спрятаться, дескать, работаем под эгидой КГГА, в рамках городской программы "Экология транспорта"! Официальные документы с печатями, солидная форма с погонами, олицетворяющими принадлежность к общественному казацкому формированию — короче, все выглядело солидно. Да что там — бывший директор "Экотранса" Вадим Богдан вполне открыто говорил об экопостах и их "услугах"! Подчеркнем — услугах, предоставляемых по желанию водителя.

На самом же деле действия "экологов" больше походили на рэкет. В некоторых случаях у водителей изымали удостоверения, чего, напомним, не имеют права делать даже гаишники. Короче говоря, посыпались жалобы. Последовала реакция МВД и городской прокуратуры — предписания с требованием прекратить неправомерные действия. В начале этого года вышел и соответствующий приказ по управлению: экопосты закрыть. Но господин Богдан продолжал гнуть свое. За что в июне его уволили по статье. Дальше события разворачивались по сценарию детектива. Из 50 сотрудников "Экотранса" было уволено 30.

— Все они были в той или иной степени связаны с экопостами, — объясняет исполняющий обязанности директора предприятия Павел Качан. — После ухода Богдана, я вычислил, что его зам возглавляет еще несколько организаций, в том числе "Экостранс" и "Экопост". Они хоть и созвучны с нашим предприятием, но не имеют к нему никакого отношения. Кстати, на талонах "Экотранса", которые принесли нам водители, стоит печать именно "Экостранса".

Выяснилось, что эти талоны коммунальное предприятие по договору передавало... частным предпринимателям — тем самым постовым, которые и реализовывали их на местах. Причем, газоанализатор использовался не всегда — водителям могли продать талон без всякой проверки. По приблизительным подсчетам, ежемесячная прибыль таких предпринимателей составляет до 5 млн. грн.! Для налоговиков — непаханое поле.

Автору статьи удалось поговорить с одним из пострадавших — Деном Робинсоном. В августе его тормознули в районе Святошино, попросили предъявить документы и предложили купить талон. Выложил 35 грн. И не сразу заметил, что постовые "забыли" вернуть ему американское удостоверение — до сих пор ездит с международным. Господин Робинсон сознался, что оно немного просрочено, но что делать? Позвонил в "Экотранс" (постовые-самозванцы указывают номер телефона коммунального предприятия), но там лишь развели руками.

И таких звонков, по словам Павла Качана, сотни. На днях, к примеру, авто одного водителя попросту зажали с двух сторон машинами (между прочим, с наклейками "Экотранса"), заставляя покупать талон. Догадался вызвать милицию. Сейчас идут разбирательства. Кстати, если уж зашла речь о милиции, то почему она до сих пор не приняла меры?

— Вывести этих бандитов на чистую воду не так просто, — считает Павел Григорьевич. — Путаница в документах, и вообще — в законодательстве. У ГАИ нет полномочий их задерживать. Хотя многих все-таки забирают, но вскоре отпускают. Те чувствуют свою безнаказанность, потому и наглеют. По моим подсчетам, сейчас на экопостах задействованы 60-90 человек. Причем, машины — с днепропетровскими номерами. Кстати, замдиректора из тех мест.

Сейчас место пребывания последнего новому руководству "Экотранса" неизвестно — в Киеве он не зарегистрирован. Но это не помешало ему подать иск в Соломенский районный суд о восстановлении на должности... Павел Качан, в свою очередь обратился в РУ ГУ МВД Украины в г. Киеве этого же района.

Спрашивается, как руководство Главного управления промышленности, транспорта и связи, которое контролирует деятельность "Экотранса" могло допустить такой бардак?

— Изначально программа деятельности КП "Экотранс" предусматривала создание экологических постов, — комментирует Валерий Швыдкий, первый заместитель начальника названого управления. — Но узаконить их так и не удалось. А Валерий Богдан забежал "вперед паровоза". Причем, закрутил это таким образом, что даже специальной городской комиссии пришлось долго разбираться в документах.

Что ж управление на пару с коммунальным предприятием благополучно "открестились" от ответственности за действие мошенников на дорогах. Теперь — это проблема правоохранительных органов. В прокуратуру города направлено официальное обращение.


CОВЕТ ВОДИТЕЛЮ
Если вас тормозят люди в подозрительной форме, лучше не останавливаться. Но раз уж притормозили — поинтересуйтесь, кто такие. Представятся "киевским городским специализированным отрядом по обеспечению безопасности окружающей среды от негативного влияния транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры "Экос" — не вздумайте выходить из машины. Повезет, если поблизости находится настоящий пост ГАИ. Нет — уезжайте. И, конечно же, сообщите о самозванцах в милицию.