1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №231 (1875) за 13.10.2004

ОСТОРОЖНО, ЗА РУЛЕМ ЗЛОЙ ВОДИТЕЛЬ

Случай с водителем, которому стало плохо прямо на маршруте, заставил нас разобраться в этой ситуации. Упомянутый шофер, кстати, уже вышел на работу. Как пояснили нам в фирме, где он трудится, мужчина просто поперхнулся, закашлялся и у него потемнело в глазах. Казалось бы, эту тему можно было закрыть. Но покоя не дает общее положение дел в этой сфере. Ведь каждый день мы пользуемся маршрутками, услуги, которых, увы, назвать идеальными язык не поворачивается. Постоянные давки, невыдача билетов, хамство... Но всегда ли виноваты водители? Мы решили выяснить, поговорив с ними, руководством автопарков и чиновниками, которые контролируют маршруточные перевозки в столице.

В Киеве десятки автопредприятий частной и коммунальной собственности, работающие в режиме маршрутных такси. Есть среди них идеальные предприятия, в которых водитель чувствует себя человеком. Он и зарплату получает исправно, премии, и врачи его проверяют. Но немало таких "автопарков", которые принимают на работу кого попало и обходятся с ними соответственно. Не единичны случаи серьезных ДТП с участием маршруток, были жертвы среди пассажиров. Но всякий раз, когда нам удавалось дозвониться к руководству, выяснялось, что предприятие к авариям не имеет никакого отношения. Проще говоря, оно умело отказывается от водителя, который стал причиной катастрофы на дороге.

Как так получается? Просто. У какого-нибудь "дяди Жоры" есть право на маршрутные перевозки, есть маршрут, но нет необходимого количества автобусов и водителей. "Дядя" клеит на имеющихся автобусах объявления, мол, возьму на работу шофера со своим автобусом. И такой находится, с потрепанным "мерсом" или "газелью" (последних в столице искореняли, но так и не смогли довести дело до конца), скажем, из Броваров или Ирпеня. Заключается договор. Сколько он работает, где берет деньги на бензин или дизтопливо, уставший он или нетрезвый — руководство фирмы не волнует. От наемного труженика требуется только одно — исправная сдача выручки за день, причем она должна быть немалой (не поэтому ли в маршрутках так тесно от стоячих и висячих пассажиров?). А если водитель не выдержал и попал в аварию, владелец маршрута умывает руки.

Спрашивается, если у предприятия нет собственных машин, территории, людей, то какой может быть контроль? Зачем, вообще, таким выдавать лицензии на перевозки? И таких "извозчиков" в городе десятки. Их машины съезжают с маршрутов и потом непонятно где и как гоняют по городу. А проверки? Мы же взрослые люди, знаем, как это происходит: водителей сгоняют в условленное место, и устраивается "липовый" выезд на линию с "приходящим" медиком.

Кстати, управление ГАИ Киева совместно с Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в столице провели обследование технических баз предприятий-перевозчиков некоммунальной собственности города. В результате обнаружено, что лишь 11 таких предприятий имеют свою материально-техническую базу, 43 — их арендуют, еще в 11 такая база или отсутствует вообще, или не отвечает требованиям законодательства. До 1 ноября 2004 года эти организации должны оборудовать свою работу надлежащим образом. 5 перевозчиков, возможно, лишат лицензии и разрешения на обслуживание маршрута.


"ДИКИЕ МАРШРУТКИ"
Что это такое? Десятки автобусов по городу, которые сами по себе. На одном таком я лично катался полгода от Кирилловской церкви к Севастопольской площади. Это обычный потрепанный пазик, который еле едет по дороге, но, по словам шофера, приносит ему немалую прибыль. За утро сделал 4 ходки (в салоне 10 мест, но обычно набивается человек 15), вот и до сотни гривен заработал. На остановке в "час пик" тьма народу. Приходящих троллейбусов, автобусов и маршруток явно не хватает. "Дикая маршрутка" останавливается у обочины. Такса — гривня. Трезвый водитель за рулем или пьяный, никого не волнует, лишь бы до работы вовремя доехать. Таких никто не контролирует.