1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №234 (1878) за 16.10.2004

НА "БИНОКЛЯХ" ТРИПОЛЬЯ МОЖНО ИГРАТЬ РОК

За тысячи лет до возникновения египетских пирамид в Европе, строительства дворца Миноса на Крите и богатых Микен на территории Украины уже были города. Но большинство историков и археологов до сих пор считают, что за Карпатами древних цивилизаций не было. Однако на Международной конференции "Трипольская цивилизация" в Киеве была представлена двухтомная энциклопедия, фотоальбом и научный каталог артефактов.

СОБРАЛИСЬ ВПЕРВЫЕ ЗА 130 ЛЕТ

В мире о Триполье не знают потому, что мы сами мало об этом говорим. Шутка ли: за 130 лет, сколько человечеству известно об этом феномене, лишь в прошлом году смогли собраться ученые, которые имеют к нему отношение. Как результат той конференции — ученым всего мира презентовли первую энциклопедию по Трипольской цивилизации. Форум, спонсорскую поддержку изданий и выставку своих частных коллекций организовали два бизнесмена — Сергей Платонов и Сергей Тарута.

Громадные расписные горшки для зерна, малюсенькие блюдечки-игрушки, странные спаренные сосуды "бинокли", фигурки бычков и женщин с большущими бедрами — у каждого экспоната посетители выставки стояли по полчаса. Все это найдено в земле между Карпатами и Днепром. Трипольская керамика имеет причудливые формы, особенные орнаменты — змеи, ромбы, кресты, свастику. Художники перерисовывали идеи, в прямом смысле, облизываясь. "Это совершенство", — повторяли многие из них.

— Древнейшая цивилизации в Европе существовала более полутора тысяч лет — примерно с 4200 до 2750 веков до нашей эры, — говорит замдиректора по научной работе Института археологии Михаил Видейко. — Трипольцы жили на одном месте лет по 60 и уходили в поисках хороших земель, сжигая за собой деревню — такая специфика цивилизации.

Михаил Юрьевич изучает эту эпоху многие десятилетия и не перестает ей поражаться. Оказывается, трипольцы довольно рано начали отливать металл, причем в очень сложных формах. Их знания о ковке, о режиме теплообработки и литья металла в некоторых аспектах не уступали современным. Они ковали ножи так, что острота у медного лезвия была, как у железного. Гончарного круга не знали, а краски, которыми разрисовывали керамику, таковы, что орнаменты за 6 тысяч лет не потеряли своей свежести. Открывший эту культуру археолог Викентий Хвойка считал, что трипольцы жили в землянках. Но в коллекциях есть несколько уникальных глиняных моделей жилищ. Это — деревянные срубы, "двухэтажные, с торжественной архитектурой, с резными украшениями, росписью стен". И не в звериные шкуры одевались люди — они умели ткать. Это доказали специалисты по текстилю, изучив отпечатки пересечения нитей на сосудах. По росписи на статуэтках они увидели все, вплоть до покроя воротников.

СВАСТИКА — ЭТО МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ

Немецкий археолог признался, что когда смотрит на орнаменты со змеями, они завораживают, его начинает охватывать тревожное чувство. Возможно, это действительно то чувство, которое испытывали создатели и потребители этих рисунков.

— Орнамент — это некий закодированный текст. Мы пытаемся его расшифровать, но можем лишь выстроить логику знаков. Многое из древней жизни для современного человека навсегда останется непонятным, — утверждает завотделом археологии Национального заповедника "Древний Галич" Тарас Ткачук, который уже 20 лет занимается изучением орнаментов.

И действительно, если нарисовать два круга с точками по средине, то один человек скажет, что это очки, другой — женская грудь. Поди угадай, что увидел бы в рисунке триполец 6 тысяч лет тому! Тарас Ткачук считает, что орнамент мог служить моделью мироздания. Люди пытались изобразить некий космос, ведь человек не может жить в хаосе, потому и рисует знаки, расставляет их в определенном порядке. А ритмика очень важна для человека. В росписи она рассчитана с точностью до миллиметра — четырех-, шести-, восьмигранная.

— Свастика, ромбы, кресты, круги, змеи — все это есть у каждого человека в подсознании, — говорит археолог. — Стоит только немножко изменить сознание, и "змеи" эти повыползают. Возможно, росписи так и создавались. Воздействать на мозг мог голод, авитаминоз и, вполне вероятно, барабанный бой. Думаю, знаменитые "бинокли" и были барабанами. Мы даже сделали эксперимент: натянули на большие сосуды кожу. Звук был потрясающий! Это опробовал один из украинских рок-музыкантов и даже целый альбом записал с ними.

ЖРЕЦОВ НЕ ПОЧИТАЛИ, БОГАТСТВА СЖИГАЛИ

Так что это были за люди? Многие ученые до сих пор спорят: цивилизация это была или только культура. Ведь разделения ремесел и сельского хозяйства, признаков власти, религии, богатых погребений у трипольцев нет. Но были города. И не обычные постройки, а грамотно продуманные эллиптические ряды, которые образовывали собой защитную стену. Конференция поставила точку: Триполье — это цивилизация!

— Естественно, вожди и шаманы были, ведь орнаменты сакральные и цивилизация очень долговечная была, — считает старший научный сотрудник Областного археологического музея "Трипольская цивилизация" Михаил Колесников. — Но их не выделяли, не ставили над собой. Поэтому не находят дворцов и храмов. Думаю, мы имеем дело с партнерским обществом. У них, наверное, были другие ценности. Они вряд ли испытывали нужду, ведь если она есть, человек ищет выход, включает ум и фантазию. Так прогрессирует современное общество. А трипольцы даже не улучшали орудия труда. К примеру, чтобы из зерна сделать муку, все полторы тысячи лет пользовались камешками — круглыми, не больше яблочка. Одна моя коллега сделала эксперимент: за час их способом натерла 430 граммов муки. Когда же взяла славянские жернова XII века — за несколько минут.

Другим мировосприятием можно объяснить и такой факт: несмотря на развитую художественную роспись, письменность у трипольцев не возникла. Она становится нужна, чтобы зафиксировать казусы — имущественные, религиозные. А какие могут быть казусы в партнерском обществе?

Однако же до наших дней цивилизация не дошла. На самой поздней фазе развития Триполья археологи таки находят целые кладбища, монументальные курганы с инвентарем. Непонятно, почему изменился обряд погребения. На этой же конференции озвучили характерный для всех цивилизаций факт, не поддающийся логике: чем развитее общество, тем ближе оно к краху. Почему-то культура предсказывает кризис. И действительно, перед исчезновением трипольцы стали красивее рисовать.

Михаил Видейко предположил, что вокруг людей поменялся мир. Ведь если человек не способен изменить условия, он подстраивается под них. При этом, достижения людям становятся не нужны. И современный человек, с целью выжить, будет одеваться из секонда и ему не придет в голову строить новый дом, украшать его. Наверное, и им было не до лепки горшков. Можно сказать, люди в какой-то момент опустились до уровня "бомжей".

— Возможно, технологии остались среди посвященных, монахов. Ведь иногда эта символика "всплывает". К примеру, мы нашли трипольский орнамент на литовских поясах XII века. Есть он и на женских ночных сорочках позапрошлого века. Найти бы свидетельства, хранящие эти секреты!