1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №228 (231) за 27.11.98

ЦИРК, ДА И ТОЛЬКО!

"Человек-легенда", как окрестила российская пресса иллюзиониста Павла Шатковского, золотой медалист Всемирного фестиваля циркового искусства в Риме, заслуженный артист Украины, сидел напротив в домашнем шлафроке и одну за другой курил крепкие сигареты. Судьба у Павла Васильевича -- причудлива, как и его искусство. Четырнадцатилетний "Пиноккио" с передвижным цирком сбежал из родных Червоных Хаток. За харчи кормил медведей у дрессировщиков, спал подле них же. Оказавшись в Киеве, прибился к великому Эмилю Кио, начав со столяра и дойдя до директора коллектива. "Заболел" идеей создания своего иллюзиона, а когда "Союзгосцирк" отказал в деньгах, 10 лет мыл золото на Камчатке и Чукотке, собрал 230 тысяч целковых -- немыслимые по тем временам деньги -- и таки материализовал мечту. В Перу Тиани, создатель трюков знаменитого Копперфилда, слезно умолял продать ему аппаратуру уникального иллюзиона. Не продал: национальное достояние...

-- Павел Васильевич, если судить по кипе восторженных откликов "забугорной" прессы о гастролях возглавляемого вами творческого циркового коллектива "Звезды Украины", дела вовсе не так плохи, как вы "анонсировали" накануне нашей встречи...

-- Точно: не так, а гораздо хуже. Бывший знаменитый советский цирк умирает, причем в Украине -- катастрофическими темпами. В России агония медленнее, поэтому и наши артисты едут туда работать: 40% в "Росцирке" -- украинцы. Но и там обвал уже начался.

-- Простите, но раз уж вы говорите с журналистом-экономистом, пожалуйста, поменьше эмоций, а цифр и фактов -- наоборот.

-- Извольте. Кризис начался давно, еще во времена Союза. К началу 80-х советский цирк, 60 лет бывший очень прибыльным, вдруг стал убыточным. К тому времени эйфория на Западе от советского цирка прошла, приток валюты от гастролей резко сократился. Посадили управляющего "Союзгосцирка" Коливатова -- не помогло. Тогда создали специальную комиссию, куда и я, как инженер, вошел (диплом защитил, чтобы отца, интеллигента в "энном" поколении, утешить). Как водится на Руси, отправили делегацию в Европу, чтоб разобраться, отчего то, что у нас -- убыточно, у них -- сверхприбыльно. И выяснилось, что во всех странах мира имеется 6 стационарных цирков -- ну, тех, что занимают постоянные здания, а в СССР их настроили 70! Уже тогда стало ясно, что стационарные цирки во всем мире -- убыточны, а прибыльны только передвижные -- шапито. Кстати, таких сегодня на Земле насчитывается 2240.

-- А в Украине?

-- Ноль. В Союзе сначала было 40 шапито, потом -- 30, плюс столько же зооцирков, за счет прибыли от беспрерывного гастролирования которых и подпитывали стационарные
"сараи". Смекнув, что капиталисты умеют считать деньги, решили у них поучиться. Но вместо того, чтобы купить один разборной цирк-шапито и, как студенты выражаются, "честно скозлить" его, а потом поставить "на поток", поручили ленинградскому институту разработать его конструкцию. Но мы же можем изобрести только "Запорожец", и никогда -- Мерседес! Два с половиной года разрабатывали, а потом установили эти конструкции в Москве, Тольятти, Севастополе, Набережных Челнах -- как оказалось, навечно.

-- Отчего же -- навечно?

-- Такую махину две роты солдат полмесяца собирают -- куда ж ее двигать? Вскоре Союз развалился, и досталось Украине в наследство 11 стационарных цирков и ни одного -- передвижного или зооцирка. Положение усугубилось после создания в 1993-м творческого объединения "Укргосцирк", куда вошли все цирки страны. Задумывалось все тогдашним министром культуры Иваном Дзюбой здорово, но его последователи идею загубили. В итоге "творческим" "Укргосцирк" стал только по названию, а по сути -- обычной чиновничьей надстройкой, где из 70 человек управленческого аппарата только один -- циркач-профи. И тот -- не "вверху".

Что там говорить, если артистов в цирках -- нету; положим, в Киевском -- 280 человек обслуги, а артиста -- ни одного. Выходит, мы для цирков -- бедные родственники, вынужденные каждый раз выпрашивать репетиционные площади, помещения для животных, номера в гостиницах... Я три месяца с людьми и животными на улице ждал милости, пока пустили. Уехал бы в Россию, давно зовут -- не могу, родина ведь моя здесь. Старомодное чувство по нынешним временам, да? К слову, "Росцирк" на просьбу Верховной Рады дать объективную оценку цирковому искусству Украины только мой коллектив назвал конкурентоспособным: за 6 лет "надстройка" ни одной программы стоящей не создала, да и не могла. Я мог бы пойти к президенту "Укргосцирка" Владимиру Гнатенко, сказать: "Владимир Порфирьевич, вы -- гений, я вас люблю", -- и он носил бы меня на руках, потому как коллектив у меня -- прекрасный, его как знамя можно держать. Но не во мне же дело: древнее искусство, от скоморохов на этой земле процветавшее, гибнет...

-- Но раз нынешняя система так живуча, значит, она кому-то выгодна?

-- Конечно! Это же гостиницы, громадные площади, дотации из госбюджета. Дотаций получено за время независимости на $20 млн. -- а цирк умирает! Киевский, в котором представления проходят с аншлагом, дотационный на 30%, остальные -- до 70. В то же время в некоторых цирках до 15 коммерческих структур помещения арендуют. А что с заезжими гастролерами творится? Российская или немецкая коммерческая программа может заплатить и $500 аренды за вечер, а мой коллектив должен -- $1200. Я спрашиваю у г-на Гнатенко, отчего так, а он отвечает: у нас с ними другая деятельность. Какая такая деятельность -- вам понятно?

Поэтому неудивительно, что в "Укргосцирке" не желают считаться с мнением артистов, настаивающих на передаче цирков из госсобственности в коммунальную, отмене совкового "конвейера", при котором невозможно создание стабильных творческих коллективов и формирование системы передвижных цирков. "Передвижки" -- это тот финансовый "локомотив", который вытащит нас из пропасти. Один передвижной цирк дает до $200 тысяч чистой прибыли в год. Нужно купить один импортный шапито за $1 млн., а потом делать отечественные, что обойдется вдвое дешевле. Если при этом использовать титано-алюминиевые конструкции, в отличие от стальных -- практически вечные (нигде в Европе такой базы нет, а у нас, благодаря ракетостроению, -- есть), наши шапито можно продавать за рубеж. Только СНГ "поглотит" 25--30 комплектов.