Ирина Акимова

Директор центра "Новая социальная и экономическая политика" 

Лекарства превращаются в роскошь, а трети необходимых препаратов в Украине нет вообще

мнения

18 Сентября 2015, 08:00

akimova_01_01_02_02

Показатели здоровья населения Украины являются одними из самих низких в Европе – ожидаемая продолжительность на 5-10 лет ниже, чем в странах — соседях. А по показателям смертности среди трудоспособного населения, особенно мужчин, Украина более чем вдвое опережает Чехию и в 1,7 раз – Польшу. Не последнюю роль в этой печальной статистике играют проблемы фармацевтического рынка.

В расходах на охрану здоровья затраты на фармацевтические продукты составляют более одной трети – 35%. При нынешней организации системы здравоохранения 90% лекарств украинцы вынуждены оплачивать из своего кармана. Поэтому стремительный рост цен на лекарства практически полностью ложится на плечи населения. С начала 2014 г на фоне высокой инфляции и девальвации гривны лекарства подорожали практически вдвое. Свой вклад в рост цен внесла налоговая политика — введение 7% НДС и 5% импортного сбора. За 2014 год население заплатило около 4 млрд грн. "фармацевтического" НДС.

Рост цен при падающих реальных доходах населения приводит к тому, что лекарства постепенно превращаются в предмет роскоши. За первое полугодие 2015 г розничные продажи лекарств в натуральном выражении УПАЛИ на 24%.

В отличие от программы коммунальных субсидий, рост стоимости лекарств никто населению не компенсирует. Напротив, правительство отказалось от уже введенных раньше прогрессивных мер по ценовому регулированию. В 2014 году был остановлен пилотный проект по реимбурсации стоимости лекарств от гипертонии, который за менее, чем 2 года, своего существования позволил снизить средневзвешенную стоимость лекарств от гипертонии на 12% и снизить уровень смертности от гипертонии. Были отменен механизм референтных цен. В результате резко снизилась возможность государства влиять на уровень цен производителей, и снова встал вопрос: почему на рынках европейских стран-соседей лекарства дешевле, чем в Украине. Пока вместо поиска эффективного механизма ценового регулирования правительство в рамках будущей налоговой реформы планирует повысить НДС на лекарства с 7% до 20%. Это приведет к очередному витку цен.

Не только ценовая, но и физическая доступность лекарств падает. Минздрав традиционно проваливает централизованные закупки лекарств. Принятый в марте 2015 года Закон, позволяющий упрощенную процедуру закупок отдельных лекарств с помощью международных организаций, так и не заработал. В 2015 году тендеры пройдут по-старому – с опозданием и непрозрачно. В результате срыва закупок вакцин Украина становится фактором риска для международного сообщества. При необходимом уровне вакцинации 90% на сегодня в Украине по отдельным инфекционным заболеваниям он составляет 12%-47%. Это серьезная угроза вспышек опасных заболеваний.

Система государственного регулирования фармрынка остается непрозрачной и не создает стимулов для повышения доступности безопасных и эффективных лекарств. Попытки упрощения регуляторных правил, например, введения бессрочной перерегистрации лекарств, не увенчались успехом из-за отсутствия нормативной базы их имплементации. После очередной реструктуризации так и не заработала новая Государственная служба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками, соответственно, остановился процесс выдачи лицензий. Попытка ввести международные стандарты GMP (необходимые для обеспечения безопасности лекарств) закончилась сомнительным требованием дублировать их в Украине даже для сертифицированных в ЕС производителей. "Единое окно" МОЗа для получения разрешительных документов пока работает плохо, оставляя много возможностей для коррупции. Пострегистрационный контроль качества лекарств сводится к проверкам, эффективность которых трудно оценить, поскольку нет открытых данных о выявленном фальсификате или некачественных товарах.

Все регуляторные проблемы отражаются на доступности лекарственных препаратов на рынке Украины. Ассортимент имеющихся препаратов на украинском фармацевтическом рынке до сих пор значительно ниже, чем в европейских странах. На нем доминируют препараты генерики, а стимулы для скорейшего внедрения инновационных препаратов очень слабы. Из рекомендованного ВОЗ Примерного перечня основных лекарственных средств, необходимых для удовлетворения базовых потребностей здравоохранения развивающихся стран, в Украине отсутствуют 32% необходимых препаратов.

Пока в правительстве и в парламенте нет четкой стратегии развития госрегулирования фарминдустрии. В ВР еще в феврале-марте 2015 г. было зарегистрировано два варианта новой редакции базового законопроекта "О лекарственных препаратах" (№№2162 и 2162-1), призванные заменить и существенно модернизировать аналогичный акт почти 20-летней давности (1996 г.), но ни один из них до сих пор не рассмотрен даже на комитетском уровне.

Однако не время просто ждать, пока исполнительная и законодательная власть договорятся о новой стратегии. Решение многих проблем фармрынка не требует принятия новых законов. Нужно заставить работать уже принятые, в первую очередь те, которые приближают украинские регуляторные стандарты к международным и упрощают правила игры для надежных и признанных в мире игроков. Пора перейти от лозунгов борьбы с фармацевтической мафией к организации прозрачного процесса госзакупок ВОВРЕМЯ, а не в второпях в конце года. Надо начинать на практике, а не на словах, подписание договоров о взаимном признании сертификатов GMP между Украиной и странами-членами PIC/S. Надо в жизни, а не на бумаге, создать эффективно работающее "единое окно" для получения всех разрешительных документов для работы на фарм рынке, которое устранит необходимость личного контакта между заявителем и регуляторным органом, а значит снизит риски коррупции. Необходимо, наконец, запустить работу Госслужбы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками и возобновить нормальный процесс выдачи лицензий. При проверке качества лекарств в обороте есть смысл использовать европейскую практику контрольных закупок. Нужен действенный механизм публичной оценки работы системы контроля лекарств, при которой не только информация о количестве проверок, но и данные о выявленном фальсификате/некачественных продуктах становятся общедоступными.

Пока ведутся дискуссии о том, когда и как вводить систему обязательного медицинского страхования, государство должно предпринять хотя бы минимальные усилия по повышению ценовой доступности лекарств. Для этого надо обеспечить нормальную работу механизма референтных цен на основе международной методологии, вдохнуть новую жизнь в проекты реимбурсации стоимости лекарств населению и отказаться от планов повышения НДС на лекарства. К сожалению, в мире еще не придумана таблетка для повышения чувства ответственности у политиков. А жаль, в Украине она бы очень пригодилась.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...