Мария Фабричева

Cемейный психолог, автор и ведущая тематических мастер-классов, образовательных программ и семинаров. 

Сценарий победителя для вашего ребенка: 1 запрет и 5 разрешений

мнения

27 Мая 2017, 12:24

Жизненный сценарий человека – тема, которая сегодня занимает топовое место в психологическом дискурсе и интересна людям, не связанным с психотерапией.

Сценарий нашей жизни – это книга судьбы, неосознанный план, который мы пишем, начиная с раннего детства; шаблон, которому мы следуем, идя по жизни и который приводит к финальной сцене, расплате или победе.

Достаточно часто родители задают вопрос, если жизненный сценарий пишет каждый сам, то можно ли помочь ребёнку сформировать сценарий победителя, как это сделать, и предполагает ли это, что мы сами обязаны быть идеальным родителем.

На самом деле быть идеальным родителем невозможно, так как все мы живые люди, и допускаем ошибки. И, как сказал кто-то из великих аналитиков: даже если вы были идеальным родителем, вашему ребенку все равно будет что сказать своему психотерапевту.

Порой, в гонке за идеальным, родители упускают из вида истинные потребности своих детей, навязывая лучшее и стремясь причинить добро, оказывают медвежью услугу – вызывая бунт, протест и несогласие в ребенке – "не буду счастлив, вам на зло", либо же закладывают в нем сверхадаптивную позицию – "мама лучше знает, как мне быть счастливым". К любой из сформированных в детстве позиций он будет прибегать во взрослой жизни, реагируя на предложения внешнего мира так, как реагировал в детстве на родительские предписания.

Не стоит забывать о том, что жизненный сценарий человека – это психологическая защита, способ выживания в сложном и безумном мире для маленького человечка.

Сценарий зашивается глубоко в бессознательном и плохо доступен осознанию, но прекрасно выполняет функцию семейной лояльности, так что ребенок приспосабливается к семье, соответствуя бессознательным ожиданиям родителей, а затем и к обществу.

Авторство жизненного сценария

50% основы сценарного плана жизни — это ранние решения малыша, которые он принимает в возрасте до 7 лет, а это контрольный пакет акций. С другой стороны, благодаря именно этому контрольному пакету, каждый человек имеет шансы изменить свой сценарий с негативного на позитивный, принять во взрослом возрасте новые решения и получить шанс на счастливое детство, а это хорошие новости, верно?

Что же зависит от родителей? – спросите вы. Многое. Ведь бессознательно выбранный план жизни человека подкреплен родительскими установками, запретами и разрешениями.

Таким образом, в 25% жизненного сценария входят родительские послания, формат общения с ребенком, примеры, которые родители показывают детям и стиль жизни, которым они живут.

Другие 25% сценарного плана дополняет социум – учителя, друзья, рассказанные истории и, даже, герои кинофильмов. Все эти встречи, сюжетные линии могут как подтвердить ранние решения и родительские послания, так и опровергнуть их, тем самым закладывая основу для контрсценарного (альтернативного) хода жизни.

Формирование жизненного сценария

База жизненного плана закладывается в самом раннем детстве – в период первого года жизни ребенка. Именно сейчас формируется сценарный протокол, основа жизненной позиции по отношению к себе, другим и миру в целом.

В этот период ребенок всецело зависит от мамы и находится с ней в здоровом симбиозе.

Это значит, что на невербальном уровне, при помощи языка жестов и эмоционального фона ребенок воспринимает все то, что происходит вокруг него. А также сам передает сигналы родителям, когда нуждается в удовлетворении одной из своих базовых потребностей: в безопасности, близости, комфорте, и, конечно, утолении голода или жажды.

Поэтому крайне важно, чтобы в родительском доме царили любовь, спокойствие и здоровые способы общения.

  • Если родители чувствуют себя хорошо, если мама имеет возможность заботиться о себе, то ей не составит труда удовлетворять потребности ребенка, не срываясь на него и не игнорируя.  В таком случае, в протокол сценария ребенка будет вписаны понятия принадлежности к миру, ощущение безопасности этого мира и здоровые возможности удовлетворения своих ведущих потребностей.
  • Если же картина в доме иная, атмосфера напряженная и родители находятся в нестабильном эмоциональном состоянии, а ребенок игнорируется или становится объектом, на который направлены негативные чувства, обвинения и пренебрежения – в его сценарном протоколе будут записаны тяжелые и драматические базовые решения, пропитанные чувством вины, которое, как известно, всегда находит сценарий наказания.

Важно помнить о том, что сценарный протокол – это то, что невозможно изменить, а можно лишь смягчить. И от того, как ребенок пройдет первый год жизни, напрямую зависит то, какими будут его ранние решения в дальнейшем.

К трем годам жизни, выстроив формулу выживания в этом мире, ребенок продолжает формировать свои ранние решения и способы взаимодействия с другими.

Отделяясь от мамы и делая свои первые шаги в большой мир, ребенок все так же беззащитен и нуждается в поддержке, заботе и прояснении реальности.

Исследуя мир вокруг себя, малыш всецело зависит и ждет одобрения от родителя. Делая шаг за шагом, он ищет способы для того, чтобы найти смысл в происходящем вокруг и получить родительское внимание.

На данном этапе развития принимаются решения о том, каким образом маленький человечек может достигать желаемого, удовлетворять потребность в одобрении, принятии и значимости.

  • В случае если на ребенка обращают внимание только тогда, когда он ведет себя шумно и плохо, либо тогда, когда он болеет, плачет и не справляется – этот шаблон войдет в основу его сценария, и в дальнейшем он будет достигать желаемого принятия и внимания именно такими способами.

Важно помнить, что задача родителей трехлетки заключается том, чтобы научить ребенка справляться с трудностями, управлять своими эмоциями, получать желаемого и достигать цели здоровыми способами.

Поэтому, если вы, уважаемые родители, дошли до этой части статьи, самое время задать себе вопросы: как я удовлетворяю свои потребности во внимании? могу ли я научить ребенка, на своем примере, как справляться с эмоциями? какие способы достижения цели я передам своему малышу?

Надеюсь, ваши ответы будут развернутыми и положительными. Если нет, помните, что никогда не поздно учиться и менять свою жизнь.  

Возраст семи лет - период потери детской непосредственности и поиск ответов на вопросы "кто я? что я могу?".

Активно развивается самоконтроль и самооценка, ребенок выходит на новый поведенческий уровень, происходит формирование внутренних ценностей, мотивов, интересов (иными словами – интеллектуальная и личностная рефлексия). 

Ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, а ведущей потребностью в его жизни становится занятие значимой социальной позиции. В этот период происходит осмысление, смена и/или поиск новых авторитетов, как среди взрослых значимых фигур (родители, учителя), так и среди сверстников. 

Маленький человечек совершенствует самого себя и продолжает подкреплять свою жизненную позицию. Это период окончательного формирования сценарного плана жизни, подтверждение своих ранних решений, а также поиск альтернативной реальности, к которой ребенок может прибегать в случае, если действовать по сценарию у него не получится.

Для ребенка этого возраста все так же важна родительская поддержка, любовь и забота. Ему важно знать и быть уверенным в том, что родительский дом – это то место где его принимают, поддержат и помогут найти выход из сложных ситуаций.

Задача родителей помогать ребенку совершенствовать свои навыки, учиться разделять фантазии и реальность, находить здравый смысл в происходящих событиях и чувствовать себя важным и защищенным.

  • В случае если у ребенка нет шансов удовлетворять эти потребности в кругу семьи, он найдет для себя способ получить удовлетворение за ее пределами. И хорошо, если там, за периметром семьи, он встретит заботливых, поддерживающих и принимающих его людей, в альтернативном случае, социум лишь поможет ему укрепиться в нездоровых способах удовлетворения своих ведущих потребностей и укрепит его решения о том, что жизнь — это драма, которая имеет трагических финал.

Кому-то может показаться, что процесс формирования жизненного сценария не очень-то и зависит от родителей. Но, не спешите умывать руки и перекладывать ответственность.

Именно от того, как и из какой позиции вы общаетесь с ребенком, какой пример вы ему подаете и не позволяете ли вы себе использовать негативные принципы воспитания по типу "делай не то, что я делаю, а то, что я велю", зависит, что ваш малыш получит в психологическое наследие – запрет ли разрешение.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...