Оксана Клименко

директор по коммуникациям Центра экономической стратегии

Дерегуляция госсобственности

мнения

16 Февраля 2018, 09:28

Новый Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества" четвертую неделю ждет подписи президента. Депутаты в январе утвердили новые правила обращения с госсобственностью, внеся в законопроект около 700 поправок. Значит ли это что государство в ближайшее время одним махом избавиться от всего своего имущества? Насколько реален и обоснован такой шаг?

Прежде всего стоит отметить, что остаться "бессеребренником" нашему государству не грозит. Об этом свидетельствует, с одной стороны, анализ существующей госсобственности, проведенный специалистами Кабмина, а с другой – выводы шведских экономистов практиков, презентовавших в Киеве накануне голосования за приватизационный закон книгу "Государственное богатство народов". В ней авторы популярно объясняют прежде всего населению, что богатство, которым от нашего имени управляет государство не ограничивается предприятиями. А имеет гораздо более широкие рамки, которые важно четко определить, посчитать и заставить чиновников эффективно всем этим управлять. Но обо всем по порядку.

Зачем?

Зачем нужно было принимать закон о приватизации, который кстати был подготовлен еще в рамках Осени реформ минувшего года? Это необходимо было для того, чтобы превратить приватизацию из синонима кулуарного дележа госпредприятий за сомнительные деньги в эффективный инструмент поиска стратегических инвесторов.

Государство уже более шести лет подряд при слове "приватизация" впадает в транс и медитирует на цифру то 10, то 17 млрд. грн. перенося именно такой план поступлений от продажи предприятий частным инвесторам из одного годового бюджета в другой.

При этом 3400 государственных предприятий последние несколько лет упорно генерируют убытки. Эту досадную традицию им наконец удалось прервать в 2016 г., когда государство получило 2,64 млрд. грн прибыли. Но на самом деле такого результата удалось достичь благодаря деятельности только 5 топ-компаний.

Очевидно, что тихий омут госкомпаний уже давно необходимо не только хорошенько "почистить", но и выловить из него всех "чертей". Ведь ни для кого не секрет, что государственные предприятия уже давно и надежно служат основной для различных коррупционных схем, развращающих нашу политическую систему, куда многие приходят не для решения государственных проблем, а для контроля "потоков".

Это хорошо иллюстрируют результаты работы НАБУ. Среди почти 400 производств, которые расследуют детективы антикоррупционного ведомства, около 50 имеют отношения к коррупции на госпредприятиях. По оценкам НАБУ, суммарные убытки, которые понесли госпредприятия в результате коррупционных правонарушений, превышает 20 млрд. грн.

Что?

По расчетам КМУ из многотысячного перечня госактивов приватизации в обозримом будущем подлежат от силы 900 объектов. Часть предприятий законодатели запретили продавать в частные руки. Это касается стратегических предприятий учреждений здравоохранения и других объектов, обеспечивающих выполнение государством его основных функций для граждан. А вот около 40% предприятий, числящихся среди "активов" государства, не будут проданы потому что, фактически, не существуют или, как минимум не ведут хозяйственной деятельности, находясь в процессе ликвидации. Часть активов "зависла" на временно неподконтрольных территориях.

Интересно, что это далеко не полный перечень народных богатств, которым должно эффективно управлять государство. По крайней мере так утверждают авторы книги "Государственное богатство народов", шведские экономисты Деттер Даг (швед. Dag Detter), Фьольстер Стефан (швед. Stefan Fölster). Помимо промышленных предприятий, чиновники, которых мы наделили властью должны эффективно управлять такими активами, как природные богатства, земли, находящиеся в госсобственности, многочисленные объекты недвижимости и многое другое, что может приносить реальный доход государству.

По мнению шведских экспертов приватизация далеко не единственный способ повышения эффективности государственного менеджмента, а точнее минимизации его неэффективности. Однако ключевым условиям чтобы государство смогло стать эффективным собственником является деполитизация управления активами. К сожалению, на данном этапе в Украине мы не можем говорить о такой деполитизации, слишком глубоко пустила корни коррупция. Именно поэтому приватизация, с одной стороны, должна ослабить теневые потоки, а с другой привнести новую свежую струю конкуренции и мировых практик в нашу экономику. Чтобы в выигрыше оставался не тот, кто сидит на бюджете, а тот, кто более эффективен, инновационен и открыт для здоровой конкуренции.

Как?

Основные "вехи" нового закона таковы:

- упрощение законодательства регулирующего приватизацию. Новый закон заменил собой сразу 7 законодательных актов, каждый из которых трактовал отдельные элементы продажи госактивов. Что было не только не удобно, но и создавало хорошую почву для бюрократических проволочек и прописывания условий по "нужного" покупателя.

- определение единых правил приватизации государственных объектов и имущества местных органов власти для недопущения кулуарных договоренностей на местах за спиной у потенциальных инвесторов.

- определение всего двух групп, на которые делятся приватизируемые объекты – крупная приватизация – более 250 млн. Их продажа становится полноценным бизнес-проектом с привлечением приватизационного советника, на котором будет лежать ответственность за определение стартовой стоимости актива, ключевых условий приватизации и привлечение стратегических инвесторов. Малая приватизация – другие активы государства и местных органов власти будут реализовываться по максимально упрощенной схеме путем электронных торгов по системе аналогичной ProZorro.

- ограничение участия в приватизации украинских предприятий компаний, связанных со страной-агрессором, и как следствие – обязательное условие для участников конкурсов раскрытия конечных бенефициаров бизнеса.

Безусловно, принятие закона о приватизации, подписание его президентом и старт самого процесса не решит все проблемы в одночасье. Кстати, только в конце прошлой недели 8 февраля закон №7066 "О приватизации государственного имущества" был подписан спикером парламента Андреем Парубием и передан президенту, как сообщается в карточке законопроекта на сайте Верховной Рады.

Впереди – долгий путь реализации закона. Необходим титанический труд по обеспечению прозрачности работы остающихся в госсобственности крупнейших компаний, ликвидация балласта – предприятий, не приносящих ничего кроме убытков, и постепенное выдавливание коррупционных схем из экономии государства. Однако начало этим процессам должна положить открытая приватизация с привлечением стратегических инвесторов. Итак, сделан первый шаг...ждем продолжения.

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...