Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Віталій Квітка

письменник

Мы должны сами простить и полюбить убийцу

30 мая 2015, 09:02

kvitka_02_05

Грядет Троица, Духов День. Пусть ненадолго – иногда на время, достаточное для того, чтобы зажечь свечу в храме, умолкнут выстрелы, утишатся сердца. Многие упадут с молитвой пред Богом и будут просить: победы добра над злом, жизни близким, мира на конкретной земле Донбасса, и не только. Будут молиться. Но в их молитвах одни будут выглядеть ангелами, прочие – бесами, и каждый, если разобраться, попросит победы только себе. Кому же в конечном счете отдаст ее Бог, кто прав, кто виноват, на чьей стороне Господь или Он как кукла развлекается, наблюдая баталии человеческих страстей? На большинство из этих вопросов пока нет ответа. Давайте попробуем понять, что происходит в последнее время в Украине и на Донбассе, прибегнув к христианскому мышлению.

В переводе на обыденный язык с богословского грешить означает "не попасть в цель". Отсюда природа самой войны. Изначально, созданный по образу и подобию Божьему, человек чист перед Богом и посему вообще бессмертен. Смерть же вошла в жизнь из-за первородного греха. В Библии мы находим сообщение о первом убийстве, по существу, о первом террористическом акте, когда читаем о том, как Каин убил Авеля. С этого момента "кровь Авеля" взывает к Богу об отмщении, как и кровь абсолютно всех ныне убиенных на Востоке Украины. До Авеля нет ни убийства, ни воен. Но от осечки Каина Бог учреждает не только правила жизни, но и правила смерти, причем оказывается, что порой по этим правилам убивать не только можно, но даже нужно.

Наиболее популярный моральный кодекс, даже если люди не верят в Бога – Десять заповедей, одна из которых гласит "Не убий". Историк и православный христианин Антон Керсновский (1907-1944), интересный нам тем, что это русский, родившийся в нескольких десятках километров от Украины на территории современной Молдовы и воевавший против ныне попираемых у нас коммунистов в составе Добровольческой армии, а также против Гитлера в рядах ВС Французской Республики, представляет точку зрения христианства, оправдывающего военные действия:

"Шестая заповедь гласит: "Не убий". На этой заповеди и на превратном толковании Евангелия основывают свое учение "непротивления злу" толстовцы, пацифисты "во что бы то ни стало" и некоторые секты. Последователи всех этих учений своей разлагающей пропагандой причиняют огромный вред государству, а своим отказом отбывать воинскую повинность создают большой соблазн. Сказано — "не убий", значит, не убивай. Законодательство это преподано было Иеговою Своему избранному народу — народу еврейскому — отнюдь не всему человечеству.

Христос, уча о любви к ближнему и всепрощении, дал понять Своим ученикам, что много крови будет еще пролито до осуществления Царства Божия. "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю — не мир пришел Я принести, но меч…" (Матф. Х, 34). "Когда же услышите о войнах и смятениях — не ужасайтесь, ибо всему надлежит быть прежде" (Матф. XXIV, 6; Марк. ХIII, 7; Лука ХХI, 9).

В Евангелии мы находим два примера, относящиеся к проблеме военной службы. Когда к Иоанну Крестителю пришли воины и спросили, что им надлежит делать? — он заповедал им "никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованьем" (Лука VI, 14). Христос отнюдь не призывал воинов "перековать мечи в орала" и бросить военную службу как занятие, Богу неугодное. А на вопрос фарисеев, следует ли платить подати — ответил: "Кесарево — кесарю" (Матф. ХХII, 21; Лука ХХ, 25). И разве отбытие воинской повинности — самого тяжелого из всех налогов — не является воздаянием кесарева Кесарю — царского Царю?

Реклама

Мы не должны противиться злобствованиям ближнего, если эти злобствования относятся лично к нам. Но если этот ближний посягает на высшие ценности — наш долг воспротивиться ему.

"Все взявшие меч мечом и погибнут" (Матф. XXVI,52). Христос отнюдь не сказал, что взявшие меч погибнут от проказы, или от землетрясения, или от огня небесного. Нет, взявшие меч погибнут именно от меча. Но для того, чтобы они погибли от меча — надо сразить мечом — прибегнуть к справедливой войне".

Кажется, этот текст написан едва ли не с тем, чтобы ответить на спорные вопросы, касающиеся нынешней антитеррористической операции в Украине: что же делает солдат армии легитимной страны, беря в руки меч.

Тем не менее, этот комментарий из эпохи столетней давности, и никакой другой, не позволяет ответить, как утишить боль, когда сердце матерей кричит: за что он/она умер, почему – он/она, ведь он или она был таким хорошим, а мерзавцы, что у власти – живы, он/она то – за что? И – отчего же пока идет АТО, государство, кажется, катится под откос со всеми остальными, пока еще здравствующими гражданами?

Выступая в 1988 году перед студентами Мичиганского университета, Нобелевский лауреат, поэт и христианин Иосиф Бродский (1940-1996) пролил свет на этот вопрос следующим образом: "Не полагайтесь на политиков. Не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них. Они могут несколько уменьшить социальное зло, но не искоренить его. Каким бы существенным ни было улучшение, с этической точки зрения оно всегда будет пренебрежимо мало, потому что всегда будут те — хотя бы один человек, — кто не получит выгоды от этого улучшения. Мир несовершенен. Золотого века никогда не было и не будет. В свете этого — или, скорее, в потемках — вы должны полагаться на собственную домашнюю стряпню, то есть управлять миром самостоятельно. Но даже в пределах вашего собственного пирога вы должны приготовиться к тому, что вам, по всей вероятности, придется отведать в равной мере и благодарности и разочарования".

В тренде
Скачок доллара, новые лоукост-рейсы, запрет ночного алкоголя в Киеве: итоги дня
Фото: welcomia / Freepik

Социальное зло может уменьшить только вера. Бог может в любой момент прекратить всякую войну, лично вмешавшись в ход исторических событий. О такой возможности в Библии говорится неоднократно. Но правда в том, что некоторые, не совсем понятные и приятные нам вещи, да и саму войну, Творец позволяет не потому, что хочет кого-то наказать, но в силу испорченности человеческой природы.

Ибо Богу не нужны манекены, Он желает, чтобы люди по своей воле повиновались – и Ему, и Его правилу Любви, где завет "Не убий" – важная часть морального кодекса. Мы сами, не из-под палки, должны каждый день проводить какие-то "правильные внутренние выборы", избирая Закон Добра и Мира.

Реклама

Мне припоминаются февральские дни 2014 года. Тогда в Киеве один священник как-то сказал: "Сегодня люди порой ведут себя так, точно все предыдущие молитвы, произносимые во имя Украины, не услышаны Богом, или будто бы прежде, два десятилетия подряд, никто, никогда и даже ни разу не помолился за мир в нашей стране. А ведь правда в том, что молились и молятся. И нет ни одной молитвы, которая не была бы Им услышана".

В Троицу, в такой же праздник, как сегодня, обозначающий Пятидесятницу или юбилей – это когда измученные рабы отпускаются на свободу, некогда на многих, совершенно не знающих языка друг друга, сошел Святой Дух. Оказалось, что все понимают язык, никогда ранее не изучаемый. Сущность Дня Троицы не в том, что Бог университетски просветил группу людей, являющихся друг для друга иностранцами, но что Творец возвратил им предыдущее состояние мира, и в первую очередь – с Ним Самим. На мгновение в Духов День, и не только Верой и ее сестрой Надеждой, присутствующие на празднике поняли, что же это такое: "созданы по образу и подобию Божьему", то есть по одному идеальному стандарту, для единственной идеальной цели – гармоничной Жизни. И именно это состояние возвращенной полной гармонии взаимоотношений в Троицын День на самом деле предшествовало возникновению идей и Лиги Наций, и ООН, и Евросоюза, да и любым прочим попыткам договориться о мире во всем мире или в какой-нибудь отдельной его части.

Мы надеемся, что война скоро закончится не только потому, что Бог, прежде всего, является Богом сирот и вдов, и кровь их да слёзы постоянно вопиют к Нему. Но исполнение Веры, то есть уверенности в том, чего не видишь как того, что это невидимое событие уже произошло, и есть наша Надежда, – Веры в мир.

Событие же Любви Бога ко всем нам, верим мы в это или нет, происходит постоянно. Никто из нас, конечно, не способен простить, например, попирание, надругательство или смерть ближнего, а порой и самого близкого человека. Однако Бог на это способен. И если мы коленопреклоненно падаем в молитвах пред Ним и говорим, что верим в Него, а значит и Его суверенность в управлении Всемирной Историей и что надеемся на Него, то мы должны по доброй воле проявить эту Божью способность в себе – простить и полюбить убийцу.

И только так он (а значит, и мы сами – в мыслях) перестанет быть убийцей. И это — мост для будущего состояния мира в любом, не только в донецко-луганском направлении на карте.

Бог на кресте простил. Мы сейчас словно распяты на кресте, и просто обязаны простить. Иначе не сможем по-настоящему полюбить.

А в таком случае на нас самих продолжит распространяться действие молитвы "Отче наш", уже полтора года "по полной программе" работающей над всей территорией Украины: и прости нам, как и мы прощаем должникам нашим. Ибо если мы продолжаем "прощать", поливая пулеметным и минометным огнем – не важно, со ствола ль автомата, с уст ли политика – ТО ТОЧНО ТАК ЖЕ прощено будет и нам.

Печально для истерзанной и рвущейся к кажущейся праведной мести души, но факт: надо простить. И жить дальше так, словно всего этого безумия на нашей земле никогда не бывало. Тогда, а не по глупой молитве пребыть на нашей стороне, Бог станет… на нашу сторону. И только тогда уставшие воины опустят мечи, обменяв их на орала.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...