Лада Лузина

писательница

17 декабря – день св. Варвары. Украинской Снегурочки №1

мнения

17 Декабря 2017, 08:45

.jpg_44

Фото: podrobnosti.ua

17 декабря – праздник святой Варвары. Единственный день в году, кода во Владимирском соборе открывают мощи св. великомученицы. И в этот день очередь в храм опоясывает его несколько раз…

Из всех многочисленных святых Киева лишь эту святую можно назвать покровительницей любви и брака. Потому в Варварин день девушки устраивали гадания на варениках.

Как именно мощи Варвары попали в Киев, до сих пор неизвестно (официальная версия, мол, их привезла в город жена князя Святополка, оспаривается историками). Но среди чудес Киева эта святая занимает особое место. И само место, где она обитала, тоже очень особое.

До октябрьской революции мощи святой Варвары покоились в Михайловском монастыре, над Владимирской горкой. Читай: над одной из Лысых гор Киева, известной также как Перунов холм и Чертово Беремище. Здесь, по легендам, собирались ведьмы и черти, здесь стоял некогда идол Перуна (а позже его место занял памятник князю Владимиру).

Оттого, видимо, и ходили стихи:

А Владимир наш святий
Чорна бога сколотив.
А мучениця Варвара
Усі відьми разогнала.
Відьми, что у ночну пору
Слітаються на Лису Гору.

Варвара считалась гонительницей ведьм. И, думаю, местную нечисть она гоняла успешно – все ведьмы и черти должны были подчиняться ее приказу. Ведь сама Варвара заняла в Киеве место главной нечистой силы.

*****

Наравне с Маланкой Варвару можно смело зачислить в украинские "Снегурочки". Единый праздник Маланки и Василя (13 и 14 января) – кульминация зимнего святочного цикла.  Праздник Варвары и Николая можно назвать Воротами Зимы. И нынче мы начинаем зимние праздники со дня святого Николая 19 числа, многие воспринимают его как местного Деда Мороза. Одно несомненно – именно Николай открывает у нас зимний праздничный цикл…. Точнее Николай и Варвара.

В старину праздники св. Варвары, Саввы и Николая (17, 18, 19 декабря по нашему стилю) воспринимались, как один трёхдневный, и даже имели одно общее название "Николаевские святки". А слова "Варварить", "Саввить" и "Николить" – были аналогом выражения "праздновать на полную катушку" (хоть в киевской традиции Савва игнорировался – крестный ход на Варвару вокруг Михайловского-Златоверхого монастыря был не 17 (в ее праздник), а 18 – в день перед Николаем Зимним).

Почти сразу за "никольскими святками" следует настоящий – астрологический Новый год, главный в году момент перехода – Зимнее Солнцестояние.

Отметим, что Варвара идет перед Николаем. В народе Варвару часто называют Микулиной маткой. И здесь стоит вспомнить любопытную традицию наших соседей – чехов, на Николая (хоть он у них и в иные числа) их святой Микулаш появляется вместе со своей матерью Микулашкой. Иногда Микулашку – именуют женой святого. Но куда интереснее другое… если святой – добрый и дарит подарки, Микулашка – его мать или жена – злая, именно она наказывает непослушных детей и бьет их метлой.

Таким образом, Микулашка выступает там в роли… черта! Рождественского спутника германского св. Николая – рогатого, мохнатого и страшного Крампуса, который может отстегать хворостиной непослушных детей или подсунуть им уголь в чулки.

Не менее любопытно, что там же в Чехии на предшествующий дню св. Николая праздник св. Варвары, ходят девушки Барбарки со схожей функцией – дать конфеты послушным детям или наказать непослушных метлой (лица Барбарак закрыты вуалью, что очень похоже на украинские изображения русалок, лица которых были закрыты волосами).

Функции у Микулашки, барабарок и чертей совпадают. А зло и добро (злой и добрый персонажи) символизируют саму суть праздника зимнего солнца – борьбу света и тьмы. Ведь по легендам на солнцестояние Зло и Добро сражаются ночью на небе… И никогда не известно, кто из них победит!

Кто же такая эта богиня, в руках которой главный атрибут ведьмы – метла? Есть ли она в украинском фольклоре?

В записанном Воропаем украинском предании о зимнем солнцестоянии, связанном со Спиридоном-солнцеворотом, фигурирует шабаш во главе с главной киевской ведьмой. В данном случае ведьма – не мать и не жена, а несостоявшаяся возлюбленная, которая получает отказ от юноши по имени Спиридон и мечтает погубить его. Но святой Спиридон все же выдержал все испытания и, благодаря ему, прибавился солнечный день:

"Був колись такий чоловік, що не боявся відьом, називався Спиридон. Парубком був такий гарний, що дівки так і бігали за ним. До нього горнулась одна дівка: вона і так, і сяк, а він — ніяк!.. Одного разу він посварився з нею, а вона була відьма і сказала: "Ось я тебе цю ніч задушу!"

Настала ніч темна-претемна. Прийшла відьма душити Спиридона, а він не спав і почув, що вона крадеться до нього: в кішку обернулась і очима світить. Тільки скочила кішка Спиридонові на груди, а він її — за хвіст та об землю — бух! Убив і в рів закинув.

Ранком люди знайшли тіло відьми, поховали і хрест поставили. А відьми, звісно, громадою живуть і одна за одну заступаються. Як довідалися відьми про таку подію, постановили розірвати Спиридона на шматки. Знову наступила ніч — ще темніша, як перша була. Спиридон пішов на могилу відьми, виліз на хрест і сів на ньому, щоб відьма не встала з гробу.

Відьми зібралися, та що підуть де хати св. Спиридона, а його вдома нема — на хресті сидить. А відьми на хресті не можуть побачити.

Що підуть відьми до могили: ходять кругом, ходять — не бачать нічого! Коли це убита відьма прорекла: "Сидить на моєму хресті, і я не можу встати!" Як відьми те почули, зразу догадалися, про кого річ. Почали раду радити, як узяти до своїх рук св. Спиридона. От одна і каже: "Полетімо до Києва, до київської відьми, вона нам скаже, як його взяти!"

Полетіли... Прилітають назад, прилетіла з ними і київська відьма.2 А та відьма мудра була: походила, подивилася, понюхала скрізь, та й каже: "Зберіть зараз дванадцять недогарків свічок, спалимо хрест і візьмемо св. Спиридона."

Відьми почали збирати недогарки. Назбирали дванадцять недогарків, засвітили і почали палити хрест. Палять ото вони та й палять той хрест, і скоро він уже впаде на землю. Святий Спиридон бачить, що біда, та й каже: "Господи, Боже укороти ночі хоч трошки, щоб хрест не перегорів до ранку, а то мені — смерть!"

Тільки він це сказав, а півні : "Ку-ку-ріку!" Відьми й розлетілися на всі боки — хто куди встиг, а святий Спиридон остався живий.

Ото Бог укоротив ночі для святого Спиридона, і так воно навіки залишилося".

*****

Большинство историков сходится во мнении: за двумя фигурами единого зимнего праздника Маланки и Василя стоят образы древних богов Макош и Велеса.

Но если предположить, что Варвара и Николай – те же самые персонажи Макош и Волос, вовсе не факт, что именно Варвара-Макош символизировала в Киеве Тьму…

Согласно местной легенде о святой, ее мощи прописались на киевских холмах еще в XI веке… и не исключено, что эта часть легенды правдива.

Мы не знаем, когда Варвара появилась на Перуновом холме (Михайловской-Владимирской горке), но можем предположить, что случилось это на заре христианства, исходя из того, чье место она заняла… Место бога молний Перуна. Точнее, супруги Перуна – огненной ипостаси Макош! (которую некоторые, к слову, считают матерью Велеса).

Нет сомнений, что св. Варвара – богиня огня, солнца и молнии. Один из ее символов – горящий факел. Варвара – защитница от внезапной смерти от грозы. По житию Варвары ее обидчики погибают от молнии. По киевской легенде она карает ударом молнии двух воров. Она же станет со временем святой покровительницей огненной артиллерии.

Но, в то же время, она – богиня возрожденного солнца! Об этом свидетельствует и само ее место в календаре – накануне зимнего солнцестояния. И убеждение, что праздник Варвары – первый поворот на весну и именно день святой Варвары приносит свет. Хотя, на деле, после него-то и идут самые темные дни, сама народная мудрость утверждает обратное:

"Варвара ночі урвала, а дня приточила".

Из будущей книги "Древние боги и святые Города Киева".

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...