Лада Лузина

писательница

Масленица или День украинского феминизма – Колодий

мнения

23 Февраля 2017, 07:53

Приглашаю 26.02 на экскурсию "Масленица и день украинского феминизма – Колодий!"

01-_01_03_02_03_01_01_04

Сейчас многие спорят, нужен ли нам такой праздник как Женский день – наш он или не наш? Допустим, не наш. Так давайте же вспомним наше – родное, исконное!

И с удивлением выясним, что в украинском народном календаре всегда существовал Женский день. И не один!

Летом я писала о самом удивительном женском празднике Украины – Брыксах. 12 июля на праздник святых Петра и Павла, именуемый вкратце Петровки – ведьмы Киева по легенде слетались на третий главный шабаш года, а простые смертные женщины тоже не пасли задних и отмечали День женского непослушания, дамского доминирования и мужского подчинения. По правилам празднества мужчина должен был целый день исполнять любые капризы жены. А некоторые представители сильного пола (особенно те, которые плохо обращались со своими женами в течение года) на Брыксы вообще не выходили из дома – дабы их не побила компания бойких молодух!

Брыксы – были финалом нашего древнейшего праздника Русалий, которые завершались, в аккурат, на Петровки.

Аналог почти забытому украинскому празднику Брыксы  я смогла отыскать пока только в Болгарии, где – тоже на Русалии! – отмечают особый Бабий день. Вот только речь идет не о вешних Русалиях, а о зимних,  финал которых мы празднуем как раз на нынешнейМасленой неделе.

В вешние Русалии, помимо Петровок, входит и знаменитый майский шабаш, и день Ивана Купала. Зимние Русалии включают в себя все хорошо известные нам зимние праздники, от Рождества до Крещения.

И на  Зимние, и на вешние Русалии – в костре сжигают соломенную куклу Марену, в образе которой видят одновременно и ведьму, и древнюю славянскую богиню.

Кстати, в отличие от нас, современные болгары не забыли свой Бабий день – в некоторых городах его отмечают и в наши дни. В Болгарии его связывают с древним днем рожениц, переродившийся нынче в день повитух (врачей роддомов) и день бабушек.  Но местные еще помнят, что в этот день мужчины и женщины менялись своими обязанностями, мужья оставались дома и выполняли за жен всю домашнюю работу. Показываться на улице мужчинам категорически не рекомендовалось – над ними могли жестоко подшутить, стащить с головы шапку или даже раздеть. Обижаться на женщин в Бабий день запрещалось. Запрещалось мужчинам и появляться в компаниях дам, которые объединялись в свои мини-шабаши, пили, танцевали, гуляли.

В этот же день матери малых детей чествовали повитуху, принявшую их ребенка на свет (в России похожее действо называется Бабьи каши). Иногда женщины сами запрягались в телегу и возили повитуху по городу, иногда это делали ворвавшиеся на праздник мужчины. Они везли повивальную бабку к колодцу или водоему, обливали водой или купали. При чем, во время подобного выезда повитуха била тех, у кого нет детей большим початком.

16930337_1334793276601057_1690974985_o_01

В центре Украинской культуры и искусства

И это уже напоминает другой украинский Бабий праздник – Колодий, описанный Маркевичем в 1860 году,  и бывший, по мнению Скуратовского, памятью об украинском матриархате.

Подобно Брыксам, Колодий, – (который отмечали в Украине как раз на нынешней масленичной неделе!) – был в Украине днем Женского доминирования, поскольку главными распорядителями этого своеобразного празднества назначались исключительно дамы.

"Женщины волочат колодку, то есть идут по домам и привязывают парубкам и девкам небольшую колодку к ноге, в наказание за то, что не вступили в брак в прошлый мясоед. Эту колодку можно снять не иначе, как за некоторый выкуп" – писал Маркевич.

Подобно початку, коллодий, по видимому, символизировал фаллос, который не желавшие жениться мужчины бес толку таскают с собой.

Праздновали Колодий – всю Масленую неделю подряд! Украинские дамы с понедельника заседали  в шинке, выбрав себе там наилучше место.  В понедельник они дружно обмывали рождение Колодия – новорожденного символизировало бревно на столе, запеленатое как младенец. Во вторник коллодия крестили, в среду, по Чубинскому, были "похрестини", в четверг Колодий умирал, в пятницу его хоронили, в субботу оплакивали… короче, гуляли и пили семь дней подряд! При том, в основном за счет мужчин, которые, заглянув в шинок в женскую неделю на Колодия – должны были по традиции откупаться от активного украинского жиноцтва.

По Скуратовскому празднику Колодия в Украине примерно 400 лет, но не исключено, что его корни уходят в далекое языческое прошлое.

Добавлю, что, привязав Колодий к последней неделе перед кочующим христианским постом, его явно сдвинули с исконного места –  скорее всего, раньше он был заключительным праздником зимних Русалий, так же как Брыксы, были заключительным днем – Русалий весенних.

В общем, с праздником вас Колодия, дорогие украинки!

А уж как им распорядиться, решайте сами…

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...