Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Сделать стартовой
28,03
31,95
УКР

Максим Федорченко

Публицист, общественный деятель 

Война, которая убивает смысл человеческой жизни

мнение
Война, которая убивает смысл человеческой жизни Максим Федорченко

Мой дед Иван и моя бабушка Тамара – самые настоящие ветераны. Они прошли всю Великую Отечественную войну – дед в артиллерии, начал младшим лейтенантом, закончил подполковником. Бабушка – в медсанбате, 5 лет – на передовой. Где-то на фронте они и познакомились – и уже навсегда остались вместе.

Они ушли на фронт студентами. Дед Иван учился на агронома, бабушка – на врача. После войны дед вернулся к занятиям агрономией и восстанавливал сельское хозяйство Херсонщины. Не встретилось мне никогда больше другого человека, который бы каждое поле в области знал, как свой собственный огород и относился бы к нему так же любовно и с уважением. Бабушка так и не получила диплом врача – после войны она родила троих детей и до самой пенсии работала медсестрой. Но и без диплома она умела врачевать любые раны и хвори – фронтовая школа дала ей потрясающий багаж знаний и опыта.

О войне они никогда не рассказывали. То есть рассказывали, но совсем не то, что хотели бы услышать я и мой брат, насмотревшись бессчетное число советских кинолент о той Войне, которые дед с бабушкой никогда не видели. Нам хотелось историй о подвигах – но нет, их рассказы были совсем о другом.

А ведь рассказать им было что – медали "За отвагу", ордена Красной звезды, Боевого красного знамени, Великой отечественной войны просто так не раздавали. Много позже я сам кое-что узнал о фронтовой юности своих предков – на сайте "Подвиг народа" обнаружились наградные документы Ивана и Тамары. Пожелтевшие, с приставшими комочками земли и травинками, они кратко повествовали о подвигах. О тех самых настоящих подвигах, о которых ни дед, ни бабушка никогда не проронили ни слова.

Когда я повзрослел, я понял, почему им не хотелось говорить о войне. Война оторвала их от любимых мирных дел – и они сделали все, что от них зависело, чтобы поскорее к этим делам вернуться. Пахарь и лекарь, они были людьми мира, и войну преодолели, как преодолевают препятствие, чтобы позабыть о нем, как только препятствие осталось позади. Ведь впереди – она, мирная, подлинная жизнь, в которой есть любовь, труд, дети, дом – все то, что придает жизни смысл. А война смысл их жизни убивала – и потому они не вспоминали о ней.

1-_30

После войны. Мирная жизнь, в которой есть любовь, труд, дети, дом

И потому их рассказы о войне не могли удовлетворить глупое любопытство двух мальчишек. Дед как-то обронил, что с войны у него остались трофеи – два немецких "Вальтера". Их он утопил в каком-то колодце в Каневе, когда ездил туда на могилу Тараса Шевченко. Вот и все – как в песне, "с войной покончили мы счеты". Дед свой счет с той войной закрыл. А счет немалый – пять лет смертельного риска и младший брат, погибший весной 45-го под Кенигсбергом.

Бабушка иногда рассказывала довольно странные и в чем-то забавные вещи. Однажды в их часть приехал с лекцией профессор медицины. Он советовал солдатам питаться регулярно и при этом не есть ни слишком горячей, ни слишком холодной пищи – это очень вредит желудку. Мы с братом недоумевали: да разве приходилось солдатам выбирать, когда и какой температуры пищу принимать?! Это же война, подвиги, самоотверженность и героизм! А тут какое-то пищеварение…

И только однажды бабушка, услышав от нас с братом что-то о Курской дуге, сообщила, что принимала участие в крупном сражении под Касторной. Наши глаза разгорелись, но рассказ вышел страшным и коротким: разведка ошиблась, и бабушкин батальон оказался зажат между огневых точек противника. Пока артиллерия эти точки "накрыла", батальон был почти весь выкошен кинжальным огнем немцев. Уцелело несколько человек – в том числе и бабушка. Потом несколько дней она совсем ничего не могла делать – только сидела на одном месте и плакала. "А больше я во время войны и не болела, – добавила она после паузы, – вот только тогда… Зато уж после войны года три болела всем, чем только можно, за все пять лет войны отболела".

Была тогда традиция на День Победы приглашать в школы ветеранов – чтобы рассказали о войне. Мои ветераны категорически отказывались ходить на такие встречи, хоть я и просил. И в мою школу всегда приходили одни и те же бодрые румяные старики и рассказывали одни и те же истории – и все о боях и о подвигах, и все так молодцевато, задорно, словно смерть не ходила по пятам ни за ними, ни за их товарищами и вообще не войне им никогда даже не встречалась. Я тогда еще ничего не понимал про своих стариков и про войну, очень злился и завидовал: ну почему "мои" тоже не могут быть здесь или хотя бы мне рассказать что-нибудь эдакое?!

Потом я решил, что это, пожалуй, было хорошо: разочаровал бы дед моих одноклассников и учителей. Стал бы им рассказывать с упоением, как он это делал всегда, о бескрайних полях Херсонщины, об урожайности, о суховеях, вредителях и сорняках – и вышло бы, что вся та война и победа в ней свелись к одному: дать возможность деду поскорее вернуться к его любимому хлебопашеству. Вот оно – патриотическое воспитание!

Но очень скоро я начал жалеть о том, что вместо вдохновенной агрономической поэмы моего деда Ивана мы слушали тогда занимательные, но слишком уж восторженные и лубочные повествования о войне, в которых были только лихость и задор, но совсем не было возмущения бессмысленностью войны и уважения к жизни. Не это нужно говорить детям, не об этом нужно напоминать взрослым – и здесь, и где угодно, и всегда.

А говорить нужно только одно: война убивает все то, что придает человеческой жизни смысл – любовь, труд, детей, дом. О войне должны были нам рассказывать только пахари и лекари, только строители и учителя, которых она оторвала от мирных дел и заставила заниматься для них чуждым и отвратительным делом.

Как знать, если бы с детьми о войне всегда и всюду говорили только хлебопашцы и врачеватели, может, ее не было бы вовсе. Или было – хотя бы немного меньше. Ведь война, как и всякое злое дело, начинается в умах и сердцах. Но оттуда же растет и все доброе. Сейте в умах и сердцах зубы дракона – и взойдет война. Сейте добро и любовь – и пожнете иной урожай.

Моих деда и бабушки уже нет. Я смутно припомню тот последний ветеранский парад, на который ходил с ними 9 Мая – слишком давно это было. Но сейчас, в канун Дня Победы, я хотел бы вспомнить деда Ивана и бабушку Тамару, а также все наших стариков, которые пережили войну, именно такими, кем они были в настоящей, мирной жизни – пахарями, лекарями, учителями и просто любящими родителями, желавшими одного – жить в мире.

Покойтесь с миром, наши Дорогие. И – мира всем нам!

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...