Динамика развития украинских революций вполне ложится в логику голливудских фильмов с продолжением, где сценарист с режиссером шатают зрителя от перипетии к перипетии, и, в финале, приводят к катарсису. Сценарий каждого сиквела должен быть структурно более сложным и эмоционально более сильным, чем предыдущий. Если в 2004-ом все было мирно, и, хоть и были провокации, но ни майдановцы, ни силовики не переступали грань между мирным протестом и революцией, то во время второго Майдана, уже когда жестоко избили студентов 30 ноября, стало понятно – бескровно это не закончится. А каким будет следующий Майдан? По голливудской логике, Киевом должны пройти танки, и, вместо песен и стука брусчатки, застучат взрывы и пулеметные очереди.
"Следующий Майдан будет гражданской войной". Такое мнение я недавно услышал от одного непосредственного участника событий горячей зимы 2014-го. Но, как говорит другой мой знакомый (известный главред): "Это частное мнение".
Для того, чтобы произошел Майдан (не важно, в каком формате) необходимо следующее:
а) Цели . Не более-менее, а конкретные. Реально достижимые. Скажем, в 2014-ом основной целью была отставка Януковича. И после – подписание Ассоциации с ЕС, наказание виновных, люстрация, борьба с коррупцией и т.п. Что мы имеем? Януковича – нет. Ассоциация в двух частях подписана. Конечно, не все сразу, темпы реформ желают лучшего, но сказать, что реформ совсем нет – тоже нельзя. Следовательно, сейчас нет накала, который вывел бы миллионы на улицы.
б) Драйвер , движущая сила революции. И в 2004-ом, и в 2014-ом драйвером была молодежь. Сейчас у молодых и активных – у студенчества – нет стимулов для того, чтобы выходить протестовать, создавать и возглавлять молодежные революционные ячейки, стрелять, погибать. Более радикальная часть молодежи давно ушла на фронт. Другие стали волонтерами. Да, возмущен мелкий и средний бизнес. Недовольны пенсионеры. Но пенсионеры – это не те, кто зажигает огонь революции. Воинские части – не в счет. К сожалению, постмайданное общество, погрузившееся в войну и помощь вооруженным силам, достаточно поверхностно понимает, как устроена сама армия. Не удивительно, ведь до военного конфликта на Донбассе темой вооруженных сил как государственного института мало кто интересовался. Так или иначе, военное восстание – исключено полностью.
в) Наконец, самое важное – общий консенсус всех недовольных. Формат революции, который бы устроил все слои общества. Если говорить о Революции Достоинства, то вряд ли все те, кто вышел в центр Киева 1-го декабря 2013-го, стали бы выходить, зная, в какое кровавое противостояние перерастет мирный гражданский протест. Сейчас же – да, время диктует моду – формат априори не может быть мирным. Именно поэтому, Майдан 3.0 в виде революции и смены власти сейчас не произойдет. Общество не пойдет на это.
"А всё же…" или "Возможные последствия"
Ну, предположим, в центре Киева внезапно и реактивно вспыхивает бой между спецподразделениями МВД и революционно настроенными вооруженными отрядами. Допустим, к восставшим, бросив свои позиции в АТО, примыкают некоторые добровольческие части. Из танков расстреливают правительственные здания, как это было в Москве в 1993-м, группа автоматчиков врывается в Верховную Раду и открывает огонь, как это было в Ереване в 1999-ом. Что дальше?
1. Разрыв отношений с Евросоюзом и США со всеми вытекающими геополитическими последствиями. Откат назад. Все мы помним противостояние под киевским офисом компании "Укрнафта", когда в итоге то ли батальон "Днепр-1", то ли частная организация сдала позиции. Кто там был на самом деле, и какие доводы убедили их заказчиков на закрытых переговорах – возможно, когда-нибудь узнаем из мемуаров посла Соединенных Штатов Джеффри Пайетта. Но ясно одно: Америка против новых революций. И вице-президент Джо Байден во время последнего визита это лишь подтвердил.
Причина вовсе не в форме. В геополитике потакать кровавым революциям отнюдь не зазорно, если есть выгода. 11 сентября 1973-го США поддержали военный переворот в Чили, когда войско Аугусто Пиночета расстреляло президентский дворец, в результате чего погиб законно избранный президент-социалист Сальвадор Альенде. Режим Пиночета покровительствовало ЦРУ, а рынки Чили открылись для американских корпораций. "Почему же у нас не поддержат? Двойные стандарты?" – спросите вы. Да, это двойные стандарты. Бизнес, ничего личного.
2. Обострение на линии соприкосновения и потеря контроля над территориями . Революция несет за собой смену власти и период безвластия. Новым хозяевам страны придется либо долго и усиленно восстанавливать, либо строить заново внешнюю и внутреннюю политику, а еще расставлять нужных людей на местах. Это нужно делать очень быстро, ибо в этот момент революционеры слабее всего. Именно в такой период, аккурат после бегства Януковича, началась операция по аннексии Крыма. Какие гарантии, что в случае "Майдана 3.0" боевики на Донбассе не перейдут в наступление, и не отвоюют несколько важных городов, объектов инфраструктуры, электростанций? А, учитывая вероятную ультра-правую риторику революционных сил, очаги сепаратизма вполне могут вспыхнуть с новой силой и в других областях. Не стоит сбрасывать со счетов и Крым. Что, если несколько батальонных тактических групп "зеленых человечков" зайдут на континент и отобьют занятые активистами энергоблокады ЛЭПы? Да, это крайне маловероятно сейчас. Но, если столица будет охвачена боями, власть – устранена, а новая окажется не в состоянии отдать приказ войскам… Что, если все эти угрозы одновременно станут реальностью? Украина уже потеряла контроль над частью территорий. Стоит ли еще рисковать, обнажая врагу свои тылы?
3. Дефолт экономики . Он уже мог наступить и в начале этого года. Причина предотвращения понятна – Америка взяла Украину под свою ответственность, поэтому на многое закрываются глаза. Не так быстро, как хотелось бы, идет борьба с коррупцией, не так быстро реанимируется экономика и так далее. Но, кредитование идет. Помощь предоставляется. А экономические положения Ассоциации с Европейским Союзом вступят в действие уже в следующем месяце. Безвизовый режим – тоже дело короткого отрезка времени (за какие деньги граждане будут путешествовать – это другой вопрос). Иностранные компании, работающие на украинском рынке, не уходят, так как есть гарантии, что их бизнесу ничего не угрожает. В одночасье и всего этого можно лишиться.
Выражаясь киношным языком, сценарий новой серии "Майдана" начинается с кульминации, предшествующей развязке и нехорошему исходу. Эти риски прекрасно известны всем внешним сторонам. Именно заинтересованность в этом России и столько же незаинтересованность запада взаимно исключают вероятность начала "Майдана 3.0".