Валерий Моисеев

специальный корреспондент Сегодня.ua

1000-летие смерти князя Владимира – что отмечаем?

мнения

18 Июня 2015, 08:33



moiseev_01

Когда современные политики обращаются к истории, результат их усилий очень часто подтверждает тезис, что история – это сырье для идеологии. Для подтверждения посмотрим, что происходит сейчас с подготовкой к 1000-летию со дня смерти киевского князя Владимира, который крестил Русь.

О том, как это делается в России, в угаре государственно-православного показушного патриотизма, говорить не будем – это их проблемы. Но вот о том, что украинская власть втянулась в бессмысленную борьбу по "перетягиванию" на свою сторону князя Владимира, да еще и не гнушается при этом использовать крапленые карты, сказать хотелось бы.

25 февраля этого года Президент Украины подписал указ "О чествовании памяти князя Киевского Владимира Великого в связи с 1000-летней годовщиной его упокоения". Указ издан "с целью сохранения и утверждения традиций украинской государственности, напоминания о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признания важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации, памяти Владимира Великого – выдающегося государственного и политического деятеля, создателя средневекового европейского государства Руси-Украины". На днях правительство утвердило впечатляющий по размаху план соответствующих мероприятий (их смета не раскрывается, но очевидно, что суммы будут потрачены немалые).

Сразу бросается в глаза, что князь почему-то назван "Великим", хотя Владимир Святославич ранее в официальной истории именовался как равноапостольный князь, Владимир Святой или Владимир Креститель, а в фольклоре – как Владимир Красное Солнышко. К чему это возвеличивание в стиле новояза?

О каком государстве с названием Русь-Украина говорится? Ведь современники не знали такого, и Киевской Руси они не знали. Была просто Русь. И в XI-XII веках она действительно была в ряду тогдашних развитых европейских государств, но потом распалась, трансформировалась в другие государственные образования.

Какие традиции украинской государственности, связанные с князем Владимиром, следует "сохранить и утвердить"? Времена тогда были средневековые, а нравы и того хуже. Даже в официальных летописях о "стиле управления" князя Владимира написано достаточно, чтобы понять, что нам сохранять из этого вряд ли что-то стоит. К тому же во многом вина самого Владимира в том, что после его смерти Русь погрузилась в кровавые междоусобные войны.

Знать, что происходило на территории современной Украины ранее, наверное, нужно. Но зачем пытаться создавать символы из исторических персонажей? Как вообще можно гордиться историей? Объектом гордости могут быть личные достижения, то к чему ты сопричастен, но к достижениям минувших веков никто из граждан Украины и даже ее нынешняя власть не имеют никакого отношения. Нельзя же гордиться тем, что ты просто живешь на той же территории!

Поэтому и возникает подозрение, что украинцам предлагают гордиться прошлым, потому как мало светлого от власти исходит в настоящем, а воодушевить честным видением будущего и обрисовать путь к нему она не может или не хочет.

Безусловно, Владимир Святославич для своего времени был выдающимся государственным деятелем. Выбор им православного христианства в качестве официальной религии на то время был прогрессивным шагом. В годы его правления Русь превратилась для окружающего мира из глухого лесного края, где живут варвары, в относительно цивилизованное европейское государство, а его правитель воспринимался соседями как весьма влиятельный государь.

Что же касается его личной жизни, обращения с врагами и союзниками, то в этом он мало отличался от других крупных средневековых властителей.

Да и вообще категорию морали следует крайне осторожно применять при оценке исторических персонажей – опыт показывает, что, как правило, высокоморальные люди либо вообще не становятся правителями, либо не достигают успеха на этом поприще.

В дни торжеств власть и официальные историки, возможно, упустят какие-то детали биографии князя Владимира, посчитав их "неюбилейными". Поэтому хотелось бы здесь привести их. Только оговоримся, что практически все, что сейчас известно об этом историческом деятеле – это не факты, а сведения, которые специалистами считаются в той или иной степени достоверными, поскольку почерпнуты они из источников, которые нельзя считать абсолютно надежными.

___08

Памятник Владимиру в Киеве

Фото: Vladimir Korolev | Wikimedia

Год рождения Владимира неизвестен. Его матерью была ключница (по тогдашним представлениям невольница) княгини Ольги, бабки Владимира. В те времена княжич из-за этого не считался незаконнорожденным, но по статусу уступал единокровным братьям Ярополку и Олегу.

К моменту гибели Святослав поделил свои земли между тремя сыновьями, Владимиру достался Новгород. Вскоре между Ярополком и Олегом началась война, в которой Олег погиб.

Напуганный Владимир бежал к скандинавам, а Ярополк стал править один. Но через два года Владимир с наемной дружиной варягов захватил Новгород, а потом двинулся на Киев. И хотя сил у него было больше, победить Ярополка удалось только благодаря предательству его воеводы. А убит был Ярополк, когда его заманили на переговоры к брату. Владимир начал править в Киеве, вероятно, в 978 г. и занимал трон последующие 37 лет.

Наемники-варяги запросили за свои услуги очень большие деньги. Платить Владимир не хотел, поэтому пообещал выдать деньги через месяц, но сам за это время собрал военную силу из местных, в результате наемники вместо денег попросили отпустить их на службу в Константинополь.

Для того, чтобы укрепиться в Киеве, Владимир взял в жены беременную жену убитого брата. Она вскоре родила сына, будущего Святополка Окаянного. Официально он считался сыном Владимира, но о своем настоящем отце помнил всегда, поэтому отчим и пасынок не любили друг друга.

Что касается отношений с женщинами, то некрещеный Владимир поражал современников своими аппетитами. Историк Карамзин пишет: "Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов и невинности".

Владимир понимал, что сильная власть невозможна без сильной религии, и вначале попытался превратить традиционные верования славян в государственный культ. Для этого он понаставил в Киеве языческих идолов, приносил жертвы Перуну и компании. И это при том, что при Ярополке в Киеве приверженцы христианства были уже довольно заметными. Двоих из них Владимир отдал на растерзание толпе, и они стали первыми русскими мучениками.

Но через несколько лет князь, видимо, понял, что язычество с его многобожием для его целей не подходит: централизованному государству с одним правителем нужна монотеистическая религия. К подобному выводу в те же времена пришли и другие соседние властители: кто-то принял крещение, кто-то ислам или иудаизм.

История крещения самого Владимира как "платы" за жену – византийскую царевну и его похода на Корсунь (Херсонес Таврический) в 988 г. хорошо известна. Вернувшись в Киев, Владимир сносит всех языческих идолов, которых сам же недавно установил, и угрозами сгоняет горожан к реке для массового крещения.

Если говорить о якобы трудном и долгом выборе князем государственной религии, то на самом деле выбирать было не из чего. Исламские государства, известные в Киеве, были слабыми. Рим был далеко, серьезных связей с ним не было, Западная Европа жила скудно. А сияющая Византия, казавшаяся вечной, была совсем рядом, жители Руси часто посещали Константинополь. Поэтому и выбрано было христианство византийского толка, которое теперь называется православием.

640px-_

Фреска "Крещение Руси" во Владимирском соборе

Киевляне приняли собственный переход в новую веру внешне спокойно, но в Новгород пришлось отправлять карательную экспедицию – только тогда местные жители объявили себя христианами.

Со временем Владимир выстроил надежную систему управления государством, поскольку региональными правителями были его сыновья и даже внуки. Но в этой системе содержался принципиальный изъян – она работала только при живом Владимире. Княжичи происходили от разных матерей, находились в плохих отношениях между собой, и было понятно, что как только отца не станет, братья начнут борьбу за власть, которая разрушит государство.

Владимир попытался предотвратить это. В XI веке сделать это было не просто, даже в Византии не было твердого правила перехода короны. Поэтому князь решил просто назначить наследника. В 1014 г. он выбрал одного из младших сыновей – Бориса. В ответ взбунтовались Святополк и Ярослав, каждый из них имел основания надеяться на престол: первый – как старший по возрасту среди всех наследников, а второй – как старший из оставшихся к тому времени в живых родных детей Владимира.

Князь действовал решительно. Святополка, который был недалеко, быстро схватили и посадили в крепость в Вышгороде. Ярослав же правил в Новгороде – князь начал готовить туда поход, а Бориса тем временем отправил на печенегов, выступивших в поддержку Святополка. Историки не сомневаются, что Владимиру удалось бы усмирить старших сыновей, и Борис закрепился бы на троне. Но неожиданно князь заболел и 15 июля 1015 года скоропостижно скончался в своем загородном дворце.

Приближенные попытались сохранить его смерть в тайне, чтобы Борис с войском успел вернуться. Но нашлись предатели, которые сообщили об этом Святополку и помогли ему освободиться из крепости. Тот начал действовать решительно и без сантиментов, за что и получил в летописях прозвище "Окаянный".

Ярослав Новгородский не хотел отдавать престол брату. Кровавая борьба между ними длилась четыре года, с обеих сторон в ней активно участвовали иностранные войска. В конечном итоге Ярослав победил и де-факто продолжил дело отца – при нем Русь как государство поднялась еще выше. А сам князь стал зваться Ярославом Мудрым.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...