Валерий Моисеев

специальный корреспондент Сегодня.ua

Украинцы идут в ЕС, но берут 13 выходных во время войны и обвала экономики

мнения

23 Апреля 2015, 08:16

rd2_7916_02

Неделю назад мы говорили о том, что с назначением руководителя Национального антикоррупционного бюро борьба с коррупцией может начать приобретать новое качество. Руководителя назначили, и практически сразу же с Печерских холмов донеслись заявления, что первые результаты работы бюро можно будет получить разве что к новому году. Ну, вот такое оно – новое качество работы.

Если оценивать Украину по медлительности действия власти и ее многословию, то мы уже готовы к вступлению в ЕС. Но вот беда – "В ближайшие 10 лет не будет приема в ЕС, — заявил еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Йоханнес Хан. – Новый член ЕС должен быть очень ценным, а не объектом дополнительных выплат. Страна-кандидат должна приблизиться к Евросоюзу прежде всего с экономической точки зрения, чтобы граждане стран ЕС захотели видеть ее в составе союза".

О том, какими темпами Украина готова приближаться к ЕС, красноречиво покажет месяц май, в котором у нас будет 13 (тринадцать) официальных выходных дней! И это в условиях войны, обвала экономики и допотопного уровня производительности труда.

О хорошем

К позитивным сообщениям последних дней можно отнести такие:

- добыча природного газа в Украине в марте по сравнению с февралем увеличилась на 10,2%, хотя в годовом исчислении она сократилась на 3,3%;

- в "Надра Украины" опровергли информацию некоторых СМИ, которые сообщили, что компания намерена отказаться от участия в разработке сланцевых месторождений газа на Юзовской и Олесской площадях – стране необходимо наращивать собственную добычу энергоносителей;

- Украина в феврале импортировала газ из Европы по средней цене $277,4 за 1 тыс. куб. м, что на 14% меньше, чем в январе ($322,5). Самый дорогой газ поступал от контрагентов из Люксембурга – $307,4, а самый дешевый – из Норвегии ($263,6);

- министр финансов Наталья Яресько сообщила, что финансирование государством НАК "Нафтогаз Украины" снизилось с $10 млрд в 2014 г. до $1,5 млрд в 2015 г., что значительно сокращает бюджетный дефицит;

- в Украине количество объектов, находящихся в стадии незавершенного строительства, по состоянию на 1 января 2015 г. по сравнению с 1 января 2013 г. сократилось на 9,1% – до 14,9 тыс. Если недострои вводятся в эксплуатацию, то они начинают работать на экономику;

- в Администрации Президента надеются, что страны-члены Европейского союза до конца 2015 г. завершат процесс ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС – об этом сообщил замглавы АПУ Валерий Чалый;

- в ближайшее время правительство планирует масштабную продажу нестратегических государственных активов, однако российские инвесторы не будут допущены к этим торгам. "Страна-агрессор не будет иметь возможности участвовать в торгах государственными активами – не на первичной продаже, не на вторичной", – сказал министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус;

- в марте 2015 г. по сравнению с февралем промпроизводство в стране увеличилось на 9,6%, но в годовом исчислении оно сократилось на 21,5%, т.е. можно говорить о вероятном прекращении спада;

- правительство Украины и администрация США договорились о механизмах устранения антидемпинговых пошлин на американском рынке для украинских производителей труб, сталелитейных компаний и предприятий химической промышленности. Если механизм заработает, то у наших предприятий увеличится рынок сбыта.

О замороженных средствах

Премьер-министр Арсений Яценюк с понятной гордостью говорит, что в апреле остаток средств на едином казначейском счете составляет рекордные 32 млрд грн, т.е. государство в состоянии финансировать текущие расходы.

При этом, по словам Людмилы Денисовой, председателя комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, с начала года задолженность по зарплате в стране выросла на 19%, до 1,6 млрд грн (без учета временно оккупированных территорий). Конечно, далеко не вся эта задолженность образовалась на госпредприятиях, но почему она и там нарастает? А ведь долги по зарплате это не только средства, незапущенные в торговлю, ЖКХ и т.п., но и неплатежи в Пенсионный и другие социальные фонды.

О долгах

Продолжаются переговоры о реструктуризации внешнего госдолга страны, образовавшегося до февраля 2014 г. В авангарде этого процесса идет "Укрэксимбанк", который на днях улучшил свою оферту кредиторам. Срок погашения облигаций предложено продлить на семь лет с выплатой 50% основной суммы 27 апреля 2019 г. и оставшихся 50% шестью равными полугодовыми траншами. Одновременно планируется повысить ставку купона с нынешних 8,375% годовых до 9,625% годовых, начиная с ближайшей выплаты 27 апреля 2015 г. В ответ на это предложение котировки еврооблигаций банка взлетели на 8,28 процентного пункта. Окончательное решение кредиторы должны принять 27 апреля.

Не прекращается процесс наращивания новых долгов. Так Европейская комиссия от имени ЕС перечислила EUR250 млн – последний транш одобренной в 2014 г. первой программы макрофинансовой помощи на EUR610 млн, направленной на решение насущных потребностей Украины в финансировании программы структурных реформ. Но от Кабмина хотелось бы услышать, как именно расходуются эти средства, а то формулировки уж очень размытые. А Верховная Рада на днях ратифицировала соглашение с ЕИБ о кредите на EUR200 млн, которые должны быть направлены на поддержку перемещенных лиц и на инфраструктурные объекты на Донбассе.

Проблеме реструктуризации долгов Украины, полученных при прежнем режиме, посвящена статья российских либеральных экономистов Александра Лебедева и Вячеслава Иноземцева, опубликованная 13 апреля в британской The Guardian. Авторы пишут, почему бы инвесторам не задаться вопросом: кому они списывают долг? Новой свободолюбивой Украине, народ которой высказался за европейский выбор и заплатил за это кровью? Или "семье" бывшего вора-президента? Судя по тому, что нынешние власти Украины практически не заняты расследованиями финансовых преступлений прежних правителей, инвесторам предлагается подарить участникам коррупционной схемы гигантские суммы.

В статье предлагается создать своего рода финансовый трибунал по Украине, передав его следователям видных фигурантов режима. Объявить о существенных выплатах тем, кто поможет обнаружить скрытые деньги и иные активы. А важнейшим шагом должно стать создание "Киевского клуба" кредиторов, неготовых списывать Украине долги. Этот клуб, опираясь на расследования финансового трибунала, мог бы отказаться от своих претензий к правительству Украины в обмен на передачу ему прав требования к бывшим чиновникам, политикам и олигархам, неправедным образом получившим свою собственность.

Авторы напоминают, что Украина в 2010-2013 гг. представляла собой фактически частное государство. Его наследию следует противопоставить частное международное правосудие — это будет гарантией того, что случившееся на Украине не повторится. Если мировое сообщество намерено начать бороться с глобальной коррупцией, то украинский кейс является лучшей позицией для старта.

Механизмы, предложенные авторами, выглядят достаточно утопичными, но вопросы они задают очень правильные и уместные.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...