Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Новости Сегодня
Сделать стартовой
26,59
29,81
УКР

Сергей Петрик

публицист

Последний, забытый референдум. Почему референдумы больше невозможны

мнение

16 апреля 2000 года был проведен второй – после судьбоносного референдума от 1 декабря 1991 года, подтвердившего Акт провозглашения независимости Украины – всеукраинский референдум по народной инициативе.  

Говорят, на самом деле его инициировал действующий в то время президент, а его мишенью должна была стать парламентская оппозиция. Не спорю. Это было одно из его предвыборных обещаний. В конце декабря 1999 года, спустя полтора месяца после президентских выборов, начался сбор подписей в поддержку проведения референдума. До середины января 2000 года было собрано более 4 миллионов подписей. Так же безукоризненно провели и референдум: нарушений наблюдатели не заметили, а явка оказалась выше всяких прогнозов. Только получилось так, что деньги из казны выбросили зря. 

На референдум было вынесено четыре стратегических вопроса украинского парламентаризма, в частности, отмены депутатской неприкосновенности, сокращения общего количества народных депутатов с 450 до 300 и необходимости формирования двухпалатного парламента:

1. Поддерживаете ли вы предложения о дополнении статьи 90 Конституции Украины новой третьей частью следующего содержания:

"Президент Украины может также досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если Верховная Рада Украины в течение одного месяца не смогла сформировать постоянно действующего парламентского большинства или в случае неутверждения ею на протяжении трех месяцев подготовленного и поданного в установленном порядке Кабинетом министров Украины государственного бюджета Украины", которая бы устанавливала дополнительные основания для роспуска президентом Украины Верховной Рады Украины, и соответствующее дополнение пункта 8 части первой статьи 106 Конституции Украины словами: "И в других случаях, предусмотренных Конституцией Украины"?

2. Согласны ли вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины и изъятием в связи с этим части третьей статьи 80 Конституции Украины:

"Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы"?

3. Согласны ли вы с уменьшением общего количества народных депутатов Украины с 450 до 300 и связанной с этим заменой в части первой статьи 76 Конституции Украины слов "четыреста пятьдесят" на слово "триста", а также с внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство?

4. Поддерживаете ли вы необходимость формирования двухпалатного парламента в Украине, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и способствовала бы их реализации, и внесение соответствующих изменений в Конституцию Украины и избирательное законодательство?

В референдуме приняли участие 28 728 575 человек (81,15 процента), имеющих право голоса. Абсолютное большинство дали утвердительный ответ на все четыре вопроса. Первое предложение поддержали 84,69 процента граждан, второе — 89,00, третье — 89,91, четвертое — 81,68 процента. (Проводившиеся перед референдумом соцопросы, в том числе и известных мировых социологических компаний, по всем четырем вопросам показывали такую же картину).

Конституционный суд Украины двумя решениями подтвердил законность и окончательность решения, которое было вынесено гражданами Украины на референдуме. Этими же решениями было подтверждено, что результаты волеизъявления народа Украины не требуют никаких согласований Верховной Радой и имеют силу закона. 

Однако соответствующие изменения в законодательство так и не были внесены Верховной Радой, за исключением, намного позже, изменения, согласно которому президент получил право распускать парламент.

Сегодня, спустя 19 лет, о референдуме забыли. Но его вопросы, тем не менее, все так же, а то и более актуальны в свете растущего недовольства Верховной Радой, ее составом и эффективностью работы. Думаю, проведи сейчас повторный референдум, результат будет примерно тот же.

А впрочем, референдумы сейчас невозможны вообще. Почти год назад, 26 апреля 2018 года Конституционный суд признал неконституционным Закон "О Всеукраинском референдуме". С тех пор в законодательстве, регулирующем формы непосредственной демократии в Украине, появился пробел: конституционные нормы, которые устанавливают возможность проведения всеукраинских и местных референдумов, действуют, а законодательной базы для проведения любого референдума в нашей стране нет совсем. Раньше из-за отсутствия закона о местном референдуме страдали территориальные громады, а последний год, получается, вся страна.

Это не пустяк. Некоторые общегосударственные вопросы, согласно Конституции, можно урегулировать исключительно путем императивного всеукраинского референдума: это изменение территории Украины и внесение изменений в разделы I, III и XIII Конституции Украины. Все остальные вопросы (за исключением законопроектов о налогах, бюджете и амнистии), исходя из положений Основного Закона Украины, могут голосоваться на факультативных референдумах. 

Референдумы – это признак демократического государства и развитого гражданского общества. Наверное, мы дождемся, что наши западные партнеры в числе прочих выдвинут требование относительно ликвидации и этого законодательного пробела.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник:

Сегодня

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.