Восточная мудрость гласит, что изнанка одежды не может быть дороже ее лицевой стороны. Иначе теряются ее ценность и смысл шить подобную одежду вообще. Тотальные карантинные мероприятия в Украине постепенно приводят к тому, что экономические процессы все более замораживаются, люди массово теряют рабочие места, бюджеты недополучают отчисления и выплаты, население попросту нищает. Тысячи предприятий и предпринимателей (по данным Торгово-промышленной палаты Украины – 600-700 тысяч) остановили работу, около 3,5 миллиона работников отправлены в отпуска за свой счет.
Государство не может адекватно обеспечить людей материальной помощью, как это сделали в большинстве других стран – банально нет денег в бюджете. В этой ситуации непонятно, какие последствия будут тяжелее для граждан – от самого вируса или падения экономики в результате жестких карантинных мер.
Вместе с тем есть опыт ряда стран, например, Южной Кореи или Японии, которые, находясь в непосредственной близости к очагу пандемии, смогли за короткое время без жестких ограничительных мер и без тотальной самоизоляции населения не допустить распространение вируса и не остановить свою экономику. В этих странах просто прагматично и взвешенно подошли к решению проблемы.
Представители бизнес-объединений совместно с аналитическими центрами, экономистами и специалистами по медицинским вопросам подготовили предложения по срочному изменению модели карантина на более эффективную.
Что предлагается изменить в существующей системе антивирусных мероприятий в Украине, зафиксированных в постановлении Кабинета министров №211?
Первое и главное – заменить парадигму жесткого контроля на систему массового тестирования населения и обеспечения его средствами индивидуальной защиты. За короткое время максимально облегчить налаживание массового производства в стране экспресс-тестов ПЦР, специальной одежды, масок, респираторов, аппаратов ИВЛ, лекарственных препаратов и т.п. Поддержать при этом отечественных производителей, убрав все препятствия и финансируя производство по льготным схемам. Проводить точечные обследования основных групп риска и обеспечивать их немедленную изоляцию и интенсивное лечение. Массовое тестирование занимает здесь центральное место – раннее обнаружение вируса сводит к минимуму его дальнейшее распространение и позволяет быстро лечить больных.
Сосредоточившись на выявлении и быстрой изоляции групп риска, нужно одновременно думать об оживлении экономической жизни страны и обеспечении материального достатка ее граждан. Запустить закрытые объекты торгового и бытового обслуживания. Конечно, при условии строгого соблюдения мер безопасности по количеству находящихся в помещении и наличии средств индивидуальной защиты, а также регулярной дезинфекцией площадей. Такой контроль и ныне осуществляется в ряде торговых сетей, и ничто не мешает распространить опыт на всю страну.
Частично запустить пассажирский транспорт, в том числе и метрополитен, в городах и между ними. Люди должны иметь возможность добираться до своей работы и обратно, при условии строгого соблюдения правил гигиены и личной санитарной безопасности. "Катающимся" на транспорте бесплатно гражданам можно убрать эту льготу, что должно остудить их страсть к перемещениям. Не допускать в метро пассажиров без масок или респираторов.
Экономическое положение страны диктует необходимость заменить существующую жесткую систему карантинных мер на модернизированную. В такой чрезвычайно сложной ситуации специалисты ведущих аналитических центров и представители бизнес-ассоциаций считают недопустимым жесткий карантин, от которого в первую очередь страдают работники со средней и ниже средней заработной платы, которые не имеют существенных накоплений. Такие ограничения приведут к худшим последствиям для населения, чем прямые последствия эпидемии, поэтому ключевым приоритетом в настоящее время является изменение модели карантина с тотального на рискоориентированную, с акцентом на инфицированных и группы риска.