Любовь Цымбал

Генеральный директор компании «Группа Финансовых Решений» (Finance Solutions Group)

Что заставит экономику Украины расти в ближайшие годы?

мнения

5 Декабря 2018, 14:24

Один из острых вопросов, которым задается сегодня едва ли не каждый предприниматель, заключается в том, что или кто сможет уберечь экономику Украины от крутого пике и, в идеальном случае, сдвинуть ее в сторону стабилизации и роста. Сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Постараюсь провести параллели и сделать анализ на примере сферы деятельности, в которой считаю себя экспертом.

Возьмем бизнес, который в какой-то мере и есть небольшим государством, так как требует наличие бюджета, людей, которые будут наполнять казну, в том числе инвесторов, которые привнесут свой вклад в экономику страны/бизнеса и так далее. В бизнесе есть главный управляющий и его помощники – почти все, как и в государственной структуре, правда, чуть поскромнее.

И вот в бизнес постучал кризис, что делать в такой ситуации? Как принять сам факт того, что как прежде уже не будет? Как не попасть под влияние всеобщей паники, не утратить критичность мышления и удерживать команду от срыва и хаоса? И самое главное – как избежать краха и развиваться в кризисных условиях?

В таких случаях я всегда рекомендую собственникам бизнеса (да и сама следую правилам, так как являюсь основателем компании) начать с себя: успокоиться, принять факт, что это уже произошло – прошлого не вернуть, и действовать согласно плану Б (он же у вас есть?).

Первое – не допустить паники в команде. Если это уже произошло – изолировать паникеров от коллектива. Доходчиво объяснять чуть ли не на пальцах – почему так произошло, что ждет в будущем, на чем сосредоточиться каждому члену коллектива (понятное дело, что на своих задачах), почему важно не поддаваться панике, куда мы идем и т.д. Важно донести сотрудникам возможность побочных эффектов, вовлечь их в решение неожиданных последствий. Коммуницировать – это важно!

Приведу пример одного из наших проектов. Компания принимает решение по изменению стратегии – переход от стратегии активного роста к стратегии бережливого производства. Топ-менеджмент и сотрудники сопротивляются, ужесточается политика затрат, внедряется мотивационная политика за выполнение KPIs, сокращаются отчисления на социальную сферу и командообразующие мероприятия, автоматизируются участки, сокращается персонал. Начинается паника и хаос, "бизнес на грани разорения" – слышно в кулуарах. Именно в этот момент СЕО компании формирует сильную команду: заменяет нелояльных сотрудников на лояльных, приглашает эффективных специалистов. Ежедневные мозговые штурмы, четко проработанный план коммуникаций с сотрудниками, постоянное информирование о больших и, самое главное, маленький победах. В результате компания становится лидером в своей отрасли по эффективности затрат и инновациям, а на следующем этапе начинает формировать цены в своей отрасли на рынке.

Очень важно в такие моменты привлечь лучших кризис-менеджеров, которые помогут найти и предотвратить угрозы для бизнеса. Часто собственники прибегают к найму внешних антикризисных команд, и это здравая мысль, так как: 1) со стороны виднее, 2) команда заточенных под отдельную зону ответственности/каждый процесс всегда эффективнее, чем один специалист.

При разработке и внедрении проектов мы исходим, в первую очередь, от потребности клиента, и достижение конечной цели измеряется при помощи оговоренных на старте показателей. Но что бы к ней прийти, необходимо провести диагностику всей жизнеобеспечивающей системы бизнеса, как внешней, так и внутренней. Невозможно внедрить, например, бюджетное управление компанией без пересмотра юридической, организационной, финансовой и ИТ-системы бизнеса. А это не один эксперт, а как минимум четыре. Кто внедрял изменения, тот понимает: если есть два внутренних специалиста бизнеса, которым необходимо менять свои направления, то начнётся конфликт, и в этом конфликте всегда проигрывает компания. Именно поэтому и привлекают команду экспертов со стороны, ведь они заинтересованы не в сохранении существующего статус-кво, а в достижении прописанных в договоре показателей эффективности проекта, сроки, стоимость, качество.

Не забывайте о главной задаче бизнеса – зарабатывании денег. Поэтому нанимайте/растите лучших амбасадоров вашего бизнеса, которые будут доносить общественности о ваших услугах/продукции, привлекать клиентуру и, не смотря на кризисные ситуации, наполнять "казну". Ищите лучших продавцов, если хотите построить успешный бизнес.

Не забывайте о том, что кроме продаж важно правильно позиционировать себя на внутреннем и внешнем рынках. Ваши клиенты, стейкхолдеры, потенциальные инвесторы должны видеть в вас надежного партнера и качественного производителя/исполнителя. Поэтому не забывайте про эффективный маркетинг и качественную коммуникацию с внешним миром. Заранее продумывайте коммуникационные стратегии, помните, что один некорректный шаг или резкое высказывание могут нанести вред и, что хуже, погубить ваш бизнес. Здесь вспоминается недавний скандал, вызванный одним из крупных агропроизводителей. Думайте, о чем и где вы говорите, оценивайте риски – это очень важно!

На встречах с собственниками бизнеса, как мантру, я повторяю следующее: подготовьтесь к изменениям (кризисам) заранее. Ведь все мы здравомыслящие люди и понимаем, в какое время живем (война на Востоке, военное положение в части страны, постоянно растущие тарифы, зависимость от внешних кредиторов, недоверие инвесторов и так далее). Поэтому готовьтесь заранее, проводите оптимизацию бизнеса, анализируйте и внимательно относитесь к деталям, создавайте антикризисные планы/стратегии. Привлекайте для этого внешних экспертов – так вы сократите не только время, которого в кризисные периоды очень мало, но и увидите развитие своего бизнеса со стороны.

Проводя планирование и анализ, можно максимально оценить риски и недочеты в бизнес-процессах компании, определить узкие места, а, значит, максимально эффективно использовать ресурсы компании и дать возможность своему бизнесу расти в кризис. Кстати, согласно статистическим данным, для 85% предприятий именно внутренние причины несут наибольшую угрозу и провоцируют банкротство. Внешние угрозы являются фатальными всего лишь для 15% предприятий. И эти данные просто поражают! Ведь наибольшую опасность для себя мы создаем сами, и зависит она от нас и от наших действий.

Так что есть над чем задуматься, уважаемые украинцы. Кто, как не мы, заставит экономику Украины расти в ближайшие годы.

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...